Качалов, Василий Иванович (настоящая фамилия— Шверубович; 1875—1948) —
ведущий актёр труппы Станиславского, один из первых Народных артистов СССР
(1936). Его имя носит Казанский драматический театр, один из старейших в
России.
Василий Иванович родился 30 января (11 февраля) 1875 года в
Вильне (ныне — Вильнюс, Литва), в
семье священника Иоанна Шверубовича, настоятеля Никольской церкви, из
белорусского шляхетского рода.
Дядя — Хрисанф — тоже священник, имел намерение убедить своих прихожан в
том, что, имея веру хоть в горчичное зерно, можно приказать горе сдвинуться
— и она сдвинется, — убедить, сотворив чудо. В этой своей попытке потерпел
фиаско и за смущение верующих был заточен на три года в монастырь со
строгой епитимьей.
Мама происходила из хорошей полупольской (в девичестве — Воржековская),
полулитовской (Гинтовт по матери), но давно обрусевшей православной
семьи.
Учился в 1-й Виленской гимназии одновременно с
Ф. Э. Дзержинским; в одном выпуске с
ним был Б. Горев; одноклассник и неразлучный друг — Константин Галковский,
впоследствии литовский композитор Константинас Галкаускас.
Гимназистом участвовал в любительских спектаклях и приобрел репутацию
декламатора и актёра. Очень любил петь гимны своего дяди Хрисанфа и
исполнял их на какой-то им самим выдуманный мотив и с
карикатурно-белорусским акцентом, которым хорошо владел, и мог не только
говорить, но и читать с акцентом стихи. Одним из его «номеров» было
исполнение монолога Чацкого гродненским семинаристом. Сам он только к
окончанию гимназии и в Петербургском университете с трудом избавился от
этого акцента.
Окончив гимназию в 1894 году, поступил на юридический факультет
Петербургского университета. Бывал в Вильне на каникулах. В1896 году на
студенческих каникулах играл вместе с В. Ф. Комиссаржевской во время её
гастролей в пьесе Г. Зудермана «Бой бабочек». Позднее выступал в Вильне и
Ковне на гастролях Московского художественного театра.
По воспоминаниям сына, имел немалый рост (1 м. 85 см.), но был худ, бледен,
брит, близорук, узкоплеч сравнительно с гигантами старшими братьями.
Летом 1900 года в Кисловодске женился на актрисе
Нине Литовцевой, с которой познакомился
во время сезона 1898/99 года.
В 1905 году вместе с женой совершил туристическое путешествие по Европе,
были в Германии, в Швейцарии, Италии и Австрии.
Дружба с М. Андреевой привела к
тому, что на адрес Качалова приходили из-за границы директивные письма для
МК РСДРП, а от его имени шли за рубеж материалы для «Искры».
В 1906 году побывал в Европе уже на гастролях с труппой МХТ.
По театральным делам близко сошёлся и был дружен с
миллионером Тарасовым.
Дружил с Анатолием Мариенгофом;
в его романах «Роман без вранья» и «Мой век. Моя молодость», которые очень
биографичны, много написано о Качалове и его семье, окружении.
В Санкт-Петербурге в 1896 году поступил актёром в Театр
Литературно-артистического общества, фактическим владельцем которого был
А. С. Суворин (1834—1912; владелец
и редактор газеты «Новое время»).
Суворин придумал сценический псевдоним Качалов, заменивший неблагозвучную
фамилию Шверубович. Играл на провинциальных сценах в гастрольной труппе В.
П. Далматова, в труппе товарищества М. М. Бородая в Казани и Саратове
(1897—1900).
По другой версии, случайно прочитав в петербургской газете некролог Н. Н.
Качалова (бывшего губернатора Архангельской губернии), решил взять его
фамилию, а в дальнейшем познакомился с его сыном, также Н. Н. Качаловым,
супругом актрисы Елизаветы Тиме, и рассказал ему эту историю. Впоследствии
они подружились.
Московский Художественный театр
Известность пришла к Качалову, когда он в 1900 перешёл в московский
Художественный театр К. С. Станиславского и Немировича-Данченко и стал
одним из его ведущих актёров. Дебют в роли Берендея в «Снегурочке» по пьесе
А. Н. Островского (1900). Создал в МХАТе 55 ролей, в частности роли:
1900 — «Снегурочка» А. Н. Островского — Царь Берендей
1900 — «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Г. Ю. Ибсена — Рубек;
1900 (ввод) — «Геншель» Г. Гауптмана — Посетитель пивной;
1900 (ввод) — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Эльмс, Григорий
Годунов;
1901 — «Три сестры» А. П. Чехова — Вершинин;
1901 — «Дикая утка» Г. Ю. Ибсена — Экдаль;
1901 — «Чайка» А. П. Чехова — Тригорин;
1901 — «Микаэль Крамер» Г. Гауптмана — Эрнст Лахман;
1901 — «В мечтах» Вл. И. Немирович-Данченко — Князь Старочеркасов;
1902 (ввод) — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Гарабурда;
1902 (ввод) — «Три сестры» А. П. Чехова — Николай Львович Тузенбах;
1902 — «На дне» М. Горького — Барон;
1903 — «Столпы общества» Г. Ю. Ибсена — Хильмар Теннисен;
1903 — «Юлий Цезарь» У. Шекспира — Юлий Цезарь;
1903 — «Одинокие» Г. Гауптмана — Йоганн Фокерат;
1904 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Пётр Сергеевич Трофимов;
1904 — «Там, внутри» М. Метерлинка — Дед;
1904 — «Слепые» М. Метерлинка — Слепой;
1904 — «Иванов» А. П. Чехова — Николай Алексеевич Иванов
1904 — «У монастрыря» П. М. Ярцева — Бартенев;
1905 — «Блудный сын» С. А. Найдёнова — Максим Коптев;
1905 — «Привидения» Г. Ю. Ибсена — Пастор Мандерс;
1905 — «Дети солнца» М. Горького — Протасов;
1906 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
1906 — «Бранд» Г. Ю. Ибсена — Бранд;
1907 — «Стены» С. А. Найдёнова — Копейкин;
1907 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Пимен;
1908 — «Росмерсхольм» Г. Ю. Ибсена — Росмер;
1908 — «У царских врат» Кнута Гамсуна — Карено;
1909 — «Анатэма» Л. Н. Андреева — Анатэма;
1910 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского —
Глумов;
1910 — «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского — Иван Карамазов;
1910 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Ракитин;
1911 — «У жизни в лапах» Кнута Гамсуна — Пер Баст;
1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Каренин;
1911 — «Гамлет» У. Шекспира — Гамлет;
1912 — «Где тонко, там и рвется» И. С. Тургенева — Горский;
1912 — «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева — Георгий;
1913 — «Николай Ставрогин» Ф. М. Достоевского — Ставрогин;
1915 — «Каменный гость» А. С. Пушкина — Дон Жуан
1916 — «Будет радость» Д. С. Мережковского — Федор Иванович;
1918 (ввод) — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Астров;
1922? (ввод) — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Царь Фёдор;
1923? (ввод) — «Вишневый сад» А. П. Чехова — Гаев;
1924? (ввод) — «Доктор Штокман» Г. Ю. Ибсена — доктор Штокман;
1924/25 (ввод) — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Репетилов
1926 — «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля, Д. С. Мережковского — Николай
I
1927 — «Бронепоезд 14—69» Вс. В. Иванова — Вершинин
1929 — «Блокада» Вс. В. Иванова — Артем Аладьин
1930 — «Воскресение» Л. Н. Толстого — От автора
1933 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Нароков
1935 — «Враги» М. Горького — Захар Бардин
1938 (новая редакция) — «„Горе от ума“» А. С. Грибоедова — Александр
Андреевич Чацкий — Режиссер — постановщик: Немирович-Данченко, Владимир
Иванович
Также играл роли в спектаклях по пьесам Л. Н. Андреева, Гауптмана, Ибсена,
романам «Бесы» (Ставрогин) и «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и
«Воскресение»Л. Н. Толстого.
Вёл активную богемную жизнь в Москве «серебряного века». В рассказе И.
Бунина «Чистый понедельник» карикатурно изображён пьяный Качалов — «с
бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал
клок его белорусских волос». Сергею Есенину принадлежит известное
стихотворение «Собаке Качалова», начинающееся строками: «Дай, Джим, на
счастье лапу мне…»
После Октябрьской революции возглавлял часть труппы Станиславского, которая
отправилась на гастроли по югу России. Переезжая за отступающими частями
Белой армии оказался в Екатеринославе, где случайно нашёлся его сын,
служивший у белых. Больного тифом сына едва спасли:
мать, которая всю ночь сидела около меня, заметила, что я очень вспотел,
градусник показал, что у меня 35 с чем-то. Тогда она накапала мне двадцать
пять — тридцать капель и дала выпить. При всей своей слабости я
почувствовал, что выпил что-то не то. Оказалось, что мать дала мне принять
сильный раствор карболки. Началась, конечно, паника. Весь дом принимал во
мне то или иное участие: несли молоко, искали врача, бегали в аптеку,
только отец был как-то странно, напряженно спокоен. Когда мать, которая
была, конечно, в самом невероятном отчаянии, бросилась к нему с
исступленным воплем: «Что делать?» — он сказал с неожиданным уверенным
самообладанием: «Пойми ты: чтобы мать ждала с фронта сына, о котором
несколько месяцев ничего не знала, и чтобы она в первую же ночь его
отравила… это такая безвкусная мелодрама, которой быть не может. Этого не
может быть». И мать успокоилась
— По воспоминаниям Шверубовича
В начале лета 1920 года переехал в Грузию, где также выступал на
сцене.
В сентябре 1920 года, получив приглашение советских властей, отправился в
Москву через страны Южной и Центральной Европы (прямой путь через юг России
был очень опасен). Гастролировал во многих городах и не спешил
возвращаться. После долгих раздумий часть актёров МХТ во главе с Качаловым
вернулась в Москву в 1922 году.
Актёр скончался 30 сентября 1948 года от рака легкого. Похоронен в Москве
на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Исполнительское искусство
Благодаря выдающимся достоинствам голоса и артистизму, Качалов оставил
заметный след в таком особом роде деятельности, как исполнение произведений
поэзии (Сергея Есенина, Эдуарда Багрицкого и др.) и прозы (Л. Н. Толстого)
в концертах, на радио, в записях на граммофонных пластинках.
Семья
Братья —
Анастасий — выпускник юридического факультета Петербургского университета,
служил в Привислянском статистическом управлении главным статистиком.
Эразм — военнослужащий Малороссийского драгунского, а потом Приморского
драгунского полка, которым он под конец своей службы командовал.
Жена — Нина Николаевна Литовцева — актриса, с которой он познакомился во
время работы в Казанском театре. Даже в период брака у Качалова было много
связей «на стороне» (Алиса Коонен, Мария Лилина и др.). После смерти мужа
Литовцева помешалась.
Сын — театральный деятель, мемуарист Вадим Шверубович
Внук — шекспировед, театровед Алексей Бартошевич.
Награды и звания
Заслуженный артист Республики (16 сентября 1924)
Народный артист Республики (22 декабря 1927)
Народный артист СССР (6 сентября 1936)
Сталинская премия первой степени (1941) — за выдающиеся заслуги в области
театрально-драматического мастерства
два ордена Ленина (3 мая 1937)
орден Трудового Красного Знамени (2 октября 1935)
медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945
гг.»