Хармс, Даниил Иванович
(настоящая фамилия Ювачёв; 30 декабря 1905, Санкт-Петербург — 2 февраля
1942, Ленинград) — русский писатель и поэт. Участник
объединения ОБЭРИУ.
Даниил Ювачёв родился 17 (30) декабря 1905 года в Санкт-Петербурге в семье
Ивана Павловича Ювачёва (1860—1940) и
Надежды Ивановны Ювачёвой (Колюбакиной) (1876—1928). И. П. Ювачёв был
революционером-народовольцем, сосланным на Сахалин и ставшим духовным
писателем. Отец Хармса был знаком с А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым, М. А.
Волошиным и Н. А. Морозовым.
В 1915—1918 (по другим данным, в 1917—1918) годах Даниил Ювачёв обучался в
средней школе (die Realschule), входившей в состав Главного немецкого
училища Святого Петра (Петришуле), в
1922—1924 годах — во 2-й Детскосельской единой трудовой школе, с 1924 года
— в Первом ленинградском электротехникуме (сегодня — Санкт-Петербургский
энергетический техникум ) (отчислен в феврале 1926 года).
Примерно в 1921—1922 году Даниил Ювачёв выбирает себе псевдоним «Хармс».
Исследователи выдвинули несколько версий его происхождения, находя истоки в
английском, немецком, французском языках, иврите, санскрите. Нужно
отметить, что в рукописях писателя встречается около сорока псевдонимов
(Ххармс, Хаармсъ, Дандан, Чармс, Карл Иванович Шустерлинг и
другие).
В 1924—1926 годах Хармс начинает участвовать в литературной жизни
Ленинграда: выступает с чтением своих и чужих стихов в различных залах,
вступает в «Орден заумников DSO», организованный Александром Туфановым. В
марте 1926 года становится членом Ленинградского отделения Всероссийского
союза поэтов (исключён за неуплату членских взносов в марте 1929 года). Для
этого периода характерно обращение Хармса к «заумному» творчеству, которое
произошло под влиянием работ Велимира Хлебникова, Алексея Кручёных,
Александра Туфанова, Казимира Малевича.
В 1925 году Хармс познакомился с участниками поэтическо-философского кружка
«чинарей», куда входили Александр Введенский, Леонид Липавский, Яков
Друскин и другие. С 1926 года Хармс активно пытается объединить силы
«левых» писателей и художников Ленинграда. В 1926—1927 годы он организует
несколько литературных объединений («Левый фланг», «Академия левых
классиков»). Осенью 1927 года группа писателей во главе с Хармсом получает
окончательное название — ОБЭРИУ («Объединение реального искусства»). В
ОБЭРИУ вошли Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий,
Константин Вагинов, Игорь Бахтерев, Борис (Дойвбер) Левин, Климентий Минц и
другие. Самой яркой страницей существования ОБЭРИУ стал вечер «Три левых
часа», состоявшийся 24 января 1928 года. На этом театрализованном
представлении обэриуты читали свои произведения, была поставлена пьеса
Хармса «Елизавета Бам».
В конце 1927 года Самуил Маршак,
Николай Олейников и
Борис Житков привлекают членов
ОБЭРИУ к работе в детской литературе. С конца 1920-х по конец 1930-х годов
Хармс активно сотрудничал с детскими журналами «Ёж», «Чиж», «Сверчок»,
«Октябрята», где публиковались его стихи, рассказы, подписи к рисункам,
шуточные рекламы и головоломки. В отличие, например, от Александра
Введенского, Хармс очень ответственно подходил к работе в детской
литературе, которая была для него постоянным и почти единственным
источником дохода. Как заметил исследователь русского авангарда, друг
обэриутов Н. И. Харджиев,
Введенский халтурил в детской литературе: ужасные книжки писал, хороших
было очень мало… А Хармс, кажется, написал всего шесть детских книг и очень
хороших — он не любил этого, но не мог писать плохо.
В период с 1928 по 1931 годы вышло 9 иллюстрированных книжек стихов
и рассказов для детей — «Озорная пробка» (запрещена цензурой в период с
1951 по 1961 годы), «О том, как Колька Панкин летал в Бразилию, а Петька
Ершов ничему не верил», «Театр», «Во-первых и во-вторых», «Иван Иваныч
Самовар», «О том, как старушка чернила покупала» (отнесена к числу книг,
«не рекомендуемых для массовых библиотек»), «Игра», «О том, как папа
застрелил мне хорька», «Миллион». В 1937 году вышла книга Вильгельма Буша
«Плих и Плюх» в переводе Хармса. В 1940 году вышла книга Хармса «Лиса и
заяц», а в 1944 году отдельным изданием, но анонимно, было выпущено
стихотворение «Удивительная кошка». Также при жизни писателя выходили
отдельные издания написанного совместно с С. Маршаком стихотворения
«Весёлые чижи» и книги «Рассказы в картинках», текст которой написан
Хармсом, Ниной Гернет и Натальей Дилакторской.
В декабре 1931 года Хармс, Введенский,
Бахтерев были арестованы по
обвинению в участии в «антисоветской группе писателей», причём поводом для
ареста стала их работа в детской литературе, а не шумные эпатирующие
выступления обэриутов. Хармс был приговорен коллегией ОГПУ к трём годам
исправительных лагерей 21 марта
1932 года (в тексте приговора употреблён термин «концлагерь»). В итоге 23
мая 1932 года приговор был заменён высылкой («минус 12»), и поэт отправился в
Курск, где уже находился высланный
Александр Введенский
Хармс приехал в Курск 13 июля 1932 года и поселился в доме № 16 на
Первышевской улице (сейчас улица Уфимцева). В Ленинград Хармс вернулся 12
октября 1932 года.
После возвращения из ссылки в жизни Хармса наступает новый период:
публичные выступления ОБЭРИУ прекращаются, снижается количество выходящих
детских книг писателя, его материальное положение становится очень тяжёлым.
В творчестве Хармса намечается переход от
поэзии к прозе. Ж.-Ф. Жаккар выделил в творчестве писателя два крупных
периода, разделенных глубоким мировоззренческим кризисом 1932—1933 годов:
первый период (1925 — начало 1930-х годов) — метафизическо-поэтический,
связанный с утопическим проектом творения мира с помощью поэтического
слова, второй (1933—1941 годы) — прозаический, выражающий несостоятельность
метафизического проекта, распад образа мира и самого литературного
языка.
Осознавая, что ему не удастся издать ничего, кроме произведений для детей,
Хармс тем не менее не прекращает писать. В 1930-е годы он создаёт свои
главные произведения — цикл рассказов «Случаи», повесть «Старуха», а также
огромное количество небольших рассказов, стихотворений, сценок в прозе и
стихах.
Летом 1934 года Хармс женился на Марине
Малич. Он продолжает общаться с Александром Введенским, Леонидом
Липавским, Яковом Друскиным, вместе с которыми составляет дружеский круг
«чинарей». Они встречались несколько раз в месяц, чтобы обсудить недавно
написанные произведения, различные философские вопросы. Составить
представление об этих встречах можно по «Разговорам» Леонида Липавского,
которые представляют собой запись бесед Д. Хармса, А. Введенского, Н.
Олейникова, Я. Друскина, Т. Мейер, Л. Липавского середины 1930-х
годов.
В 1937 году созданное Маршаком детское
издательство в Ленинграде было разгромлено, лучшие его сотрудники
репрессированы —Александр Введенский, Николай Олейников, Николай
Заболоцкий, Тамара Габбе, позже Хармс, многие уволены.
23 августа 1941 года арестован за распространение в своём окружении
«клеветнических и пораженческих настроений» по доносу
Антонины Оранжиреевой, знакомой Анны
Ахматовой и многолетнего агента НКВД. В постановлении на арест приводятся
якобы слова Хармса, которые, по мнению А. Кобринского, были переписаны из
текста доноса:
Советский Союз проиграл войну в первый же день, Ленинград теперь либо будет
осаждён или умрёт голодной смертью, либо разбомбят, не оставив камня на
камне… Если же мне дадут мобилизационный листок, я дам в морду командиру,
пусть меня расстреляют; но форму я не одену [sic] и в советских войсках
служить не буду, не желаю быть таким дерьмом. Если меня заставят стрелять
из пулемёта с чердаков во время уличных боев с немцами, то я буду стрелять
не в немцев, а в них из этого же пулемёта.
О подлинных, не прошедших через пересказ доносчицы, настроениях Хармса
свидетельствуют его слова, приведённые в блокадном дневнике художника и
поэта П. Я. Зальцмана:
В один из первых дней я случайно встретился у Глебовой с Хармсом. Он был в
бриджах, с толстой палкой. Они сидели вместе с женой, жена его была молодая
и недурна собой. Ещё не было тревог, но, хорошо зная о судьбе Амстердама ,
мы представляли себе все, что было бы возможно. Он говорил, что ожидал и
знал о дне начала войны и что условился с женой о том, что по известному
его телеграфному слову она должна выехать в Москву. Что-то изменило их
планы, и он, не желая расставаться с ней, приехал в Ленинград. Уходя, он
определил свои ожидания: это было то, что преследовало всех: «Мы будем
уползать без ног, держась за горящие стены». Кто-то из нас, может быть,
жена его, а может, и я, смеясь, заметил, что достаточно лишиться ног для
того, чтоб было плохо ползти, хватаясь и за целые стены. Или сгореть с
неотрезанными ногами. Когда мы пожимали друг другу руки, он сказал: «Может
быть, даст Бог, мы и увидимся». Я внимательно слушал все эти подтверждения
общих мыслей и моих тоже.
Чтобы избежать расстрела, писатель симулировал сумасшествие; военный
трибунал определил «по тяжести совершённого преступления» содержать Хармса
в
психиатрической больнице. Даниил
Хармс умер 2 февраля 1942 года во время блокады Ленинграда, в наиболее
тяжёлый по количеству голодных смертей месяц, в отделении психиатрии
больницы
тюрьмы «Кресты» (Санкт-Петербург,
Арсенальная улица, дом 9).
Галич: А ты знаешь, как умер Хармс ? Это был
робкий, тихий человек. Он никого никогда и
ни о чем не просил. В начале войны они забыли
его в камере, и он там тихо умер от голода!..
Жене Хармса Марине Малич было поначалу ложно сообщено, что он вывезен в
Новосибирск.
25 июля 1960 года по ходатайству сестры Хармса Е. И. Грициной Генеральная прокуратура
признала его невиновным и он был реабилитирован.
Личная жизнь
5 марта 1928 года Хармс женился на Эстер
Александровне Русаковой
(1909—1943), родившейся в Марселе в семье политэмигранта. Ей посвящены
многие произведения писателя, написанные с 1925 по 1932 год, а также
многочисленные дневниковые записи, свидетельствовавшие об их непростых
отношениях. В 1932 году они развелись.
Эстер Русакова была арестована вместе с семьёй в 1936 году по обвинению в
троцкистских симпатиях и осуждена на 5 лет лагерей на Колыме, где погибла в
1938 году (по официальным сведениям умерла в 1943 году).
16 июля 1934 года Хармс женился на Марине
Владимировне Малич (1909 или
1912—2002), с которой жил до своего ареста в 1941 году. Второй жене
писатель также посвятил ряд произведений. После смерти Хармса Марина Малич
эвакуировалась из Ленинграда на Кавказ, где попала в немецкую оккупацию;
после окончания Великой Отечественной войны она жила в Германии, Франции,
Венесуэле, США. В середине 1990-х годов литературовед В. Глоцер разыскал М.
Малич и записал её воспоминания, которые вышли в виде книги.
В отличие от архивов Введенского, Олейникова (сохранившихся лишь частично),
архив Хармса был сохранён. Спасти архив удалось благодаря усилиям
Якова Друскина, который в 1942 году
вместе с Мариной Малич собрал рукописи в чемодан и вынес их из
пострадавшего от бомбёжки дома писателя. В. Глоцер так описал архив
писателя:
С 1928 года Д. Хармс … даже не перепечатывает на машинке свои рукописи — за
ненадобностью. И с этих пор все его рукописи … — это в полном смысле слова
рукописи, автографы. Хармс писал либо на отдельных листах и листочках
бумаги (гладкой, или вырванных из гроссбуха или из блокнота, или тетрадных,
или на обороте кладбищенских бланков, счетов «прачешного заведения», таблиц
крепёжных деталей и точечных винтов, обороте печатных нот, страничках из
блокнота сотрудника журнала «Гигиена и здоровье рабочей и крестьянской
семьи» и т. п.), либо — в тетрадях (школьных или общих), в гроссбухах, в
блокнотах и совсем редко — в разного рода самодельных книжках («Голубая
тетрадь» и прочее).
Яков Друскин передал основную часть архива в Рукописный отдел
Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне —
Российская национальная библиотека, Ф. 1232), другая часть поступила в
Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский Дом).
При жизни Хармса было опубликовано всего два его «взрослых» стихотворения.
Первая публикация состоялась в 1926 году, после вступления Хармса в Союз
поэтов: в альманахе Союза было напечатано стихотворение «Чинарь-взиральник
(случай на железной дороге)». В 1927 году в альманахе «Костёр» было
опубликован «Стих Петра-Яшкина-Коммуниста». Слово «Коммуниста» из названия
было выброшено цензурой. Ряд проектов по изданию сборников произведений
обэриутов не был осуществлён.
Произведения для детей публиковались в детских журналах и выходили
отдельными изданиями.
В 1965 году в ленинградском выпуске сборника «День поэзии» опубликованы два
стихотворения Хармса, что стало началом публикации «взрослых» произведений
Хармса в СССР и за рубежом. С конца 1960-х годов в периодической печати
СССР публикуются некоторые «взрослые» произведения Хармса, которые
преподносятся как юмористические.
Куда большее количество текстов Хармса и других обэриутов начинает в этот
период обращаться в самиздате. Отдельные издания произведений писателя
впервые появились за границей в 1970-е годы. В 1974 году американский
славист Джордж Гибиан подготовил к выходу книгу «Даниил Хармс. Избранное»,
которая содержала в себе рассказы, стихотворения, повесть «Старуха», пьесу
«Елизавета Бам», а также произведения для детей. Другое издание предприняли
Михаил Мейлах и Владимир Эрль, выпустив четыре тома «Собрания произведений»
из задумывавшихся девяти в 1978—1988 годы в Бремене.
Первое советское издание «взрослых» произведений «Полёт в небеса» вышло
только в 1988 году в издательстве «Советский писатель». Наиболее полным
изданием на данный момент является шеститомное «Полное собрание сочинений»,
публиковавшееся во второй половине 1990-х годов в издательстве
«Академический проект». В настоящее время в репертуаре ряда издательств
постоянно присутствуют сборники и собрания сочинений Хармса, которые
переиздаются из года в год.
Процессы осмысления творчества Хармса и его влияния на отечественную
литературу, как на неофициальную советского времени, так и на последующую
российскую, начинаются лишь в последней трети XX века. После того как в
начале 1970-х годов бывшие участники ленинградской литературной группы
«Хеленукты» получают доступ к наследию Хармса и других обэриутов, поэтика
ОБЭРИУ тем или иным образом влияет на творчество Алексея Хвостенко,
Владимира Эрля, а также Анри Волохонского, не входившего в группу.
Несмотря на то, что Хармс практически не рассматривался в ракурсе
постмодернистского прочтения, исследователи прослеживают влияние Хармса на
русский рок (Борис Гребенщиков, Анатолий Гуницкий, Вячеслав Бутусов, НОМ),
на современную русскую сказку (Юрий Коваль), российский литературный
постмодерн (Виктор Пелевин, Владимир Карев («Эпитафия гипсовой пионерке в
манере Даниила Хармса»), им ещё предстоит изучить то влияние, которое
творчество Хармса оказало на современные литературу и искусство.
Интересные факты
Хармсу ошибочно приписывают авторство серии исторических анекдотов «Весёлые
ребята» («Однажды Гоголь переоделся Пушкиным…»), созданных в 1970-х годах в
редакции журнала «Пионер» в подражание Хармсу (ему действительно
принадлежит ряд пародийных миниатюр о Пушкине и Гоголе).
Первую в СССР диссертацию об обэриутах и Хармсе («Проблема смешного в
творчестве обэриутов») написала Анна Герасимова (Умка), иногда выступающая
с публичным чтением его рассказов
Избранные издания
Хармс Д. Собрание произведений / Д. Хармс; под ред. М. Мейлаха и Вл. Эрля.
— Bremen : K-Presse, 1978—1988. — Кн. 1—4.
Хармс Д. Полёт в небеса : Стихи. Проза. Драмы. Письма / Д. Хармс; вступ.
ст., сост., подгот. текста и примеч. А. А. Александрова; худож. Л. Яценко.
— Л. : Сов. писатель, 1988. — 558 с., ил. — (Наследие) — 50 000 экз.
Хармс Д. Старуха : Рассказы. Сцены. Повесть / Д. Хармс; сост. В. Глоцер;
худож. Л. Тишков. — М. : Юнона, 1991. — 126 с. : ил. — 125 000 экз.
Хармс Д. Меня называют капуцином. Некоторые произведения Даниила Ивановича
Хармса / Д. Хармс; худож. Г. Мурышкин, С. Георгиева, М. Мурышкина; сост. и
подгот. текстов А. Герасимова. — М. : Каравенто : Пикмент, 1993. — 352 с.,
ил.
«Мне дилетанту все достижения сих режиссёров кажется убожеством». Из
записных книжек Хармса / Публ. вст. ст. и коммент. Ю. Гирбы // Мнемозина.
Документы и факты из истории русского театра ХХ века / Ред.-сост. В. В.
Иванов. М.: ГИТИС, 1996. С.111-123.
Хармс Д. Полное собрание сочинений : в 3 т. / Д. Хармс; [под общей ред. В.
Н. Сажина]. — СПб. : Академический проект, 1997. — 5 000 экз.
Хармс Д. Полное собрание сочинений. Т. 4. Неизданный Д. Хармс. Трактаты и
статьи. Письма. Дополнения к т. 1-3 / Д. Хармс; сост. и примеч. В. Н.
Сажина. — СПб. : Академический проект, 2001. — 319 с. — 3 500 экз.
Хармс Д. Полное собрание сочинений. Записные книжки. Дневник : в 2 кн. / Д.
Хармс; подгот. текста Ж.-Ф. Жаккара и В. Н. Сажина. — СПб. : Академический
проект, 2002. — 3 000 экз.
Хармс Д. Цирк Шардам : сборник / Д. Хармс; сост., подгот. текста, предисл.,
примеч. и общ. ред. В. Н. Сажина. — СПб. : Кристалл, 1999. — 1118 с. :
портр. — (Б-ка мировой лит. : БМЛ). — 10 000 экз.
Хармс Д. Дней катыбр : Избр. стихотворения. Поэмы. Драмат. произведения /
Д. Хармс; сост., вступ. ст. и примеч. М. Мейлаха; подгот. текста М. Мейлаха
и Вл. Эрля; подгот. текста «Елизаветы Бам» Вл. Эрля. — М.; Кайенна: Гилея,
1999. — 638 c., ил., факс. — (Правительство поэтов) — 3 000 экз.
Хармс Д. Даниил Хармс : сборник / Д. Хармс; вступ. ст. В. Глоцера. — М. :
Эксмо, 2003. — 493 с., ил. — (Антология Сатиры и Юмора России XX века ; Т.
23). — 10 000 экз.
Хармс Д. Малое собрание сочинений / Д. Хармс; сост., вступ. ст. и коммент.
В. Сажина. — СПб. : Азбука-классика, 2003. — 863 с. — (Азбука-классика). —
7 000 экз.
Хармс Д. Случаи и вещи / Д. Хармс; сост. и примеч. А. Дмитренко и В. Эрля;
подгот. текстов В. Эрля; иллюстрации Ю. Штапакова. — СПб. : Вита Нова,
2004. — 494 с. : ил. — (Рукописи). — 1 500 экз.
Хармс Д. О женщинах и о себе : дневниковые записи, стихи, проза / Д. Хармс.
— М. : Альта-Принт, 2006. — 319 с., ил. — (Фаллософические памятники). — 5
000 экз.
Рисунки Хармса / сост. Ю. С. Александров. — СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха,
2006. — 336 с.
Хармс Д. Стихотворения. Драматические произведения / Д. Хармс; вступ. ст.,
сост., подгот. текста и примеч. В. Н. Сажина. — СПб. : Академический проект
: ДНК, 2007. — 440 с., ил. — (Новая Библиотека поэта. Малая серия). — 1 000
экз.
Фильмы с участием Хармса
1930 — Почта, режиссёр Михаил Цехановский — мультфильм по стихотворению С.
Маршака, звуковая версия. Д. Хармс — автор текста, конферанс