Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Торпедный катер (первый) ГАНТ-3 (Г-3, АНТ-3, П-4, "Первенец")

Источник: М.Б. Саукке 

9 февраля 1923 г, ЦАГИ получает задание на постройку первого отечественного торпедного катера . И ложится эта работа на плечи Туполева и его коллектива. Морское ведомство, не имевшее опыта строительства таких судов, не могло сразу предъявить четких требований ни к обводам катера, ни к его компоновке и оборудованию. ЦАГИ вообще впервые столкнулся, хотя и с маленьким, но все же морским кораблем. Отсутствие опыта в конструировании, постройке и эксплуатации таких судов вызывало, естественно, много трудностей. Поэтому в январе 1925 г. перед началом постройки катера А.Н. Туполев был направлен в командировку в Германию и во Францию для знакомства с постановкой дела в области строительства быстроходных катеров. В памятной записке на имя Туполева член коллегии НТО ВСНХ Флаксерман писал, что в результате поездки желательно будет иметь сведения о грузоподъемности и мореходных качествах таких катеров и о возможности приобретения одного или двух экземпляров. В феврале 1925 г. Наморси сообщил ЦАГИ тактико-технические требования, предъявляемые к катеру, Одно из главных состояло в том, чтобы скорость проектируемого катера превышала скорость трофейных, имевшихся в распоряжении ВМФ. Конечно, поездка Туполева за рубеж, знакомство в Севастополе инженеров А. Н. Туполева, Н. С. Некрасова, В. М. Петлякова, И. И. Погосского с трофейными катерами были полезны, но решающего значения для выполнения поставленной задачи не имели. До всего приходилось доходить самим. Относясь с должным уважением к чужому опыту, воплощенному в уже созданных конструкциях, Андрей Николаевич всегда преломлял его через свое, туполевское, видение проблемы. Так случилось и при проектировании первого в СССР торпедного катера ГАНТ-3. Андрей Николаевич со свойственными ему энергией и трудолюбием встал во главе нового для всех дела. Здесь-то и пригодился опыт, приобретенный им и его сотрудниками при работе над глиссерами. Прежде всего надо было решить кардинальный вопрос - из чего строить? Строго говоря, вопрос этот был не "кардинальным", а чисто символическим, нужным для заполнения соответствующей графы в "бумагах". Можно было не сомневаться в том, что отец русского цельнометаллического самолето-, аэросано-, глиссеростроения не отойдет от своей генеральной линии, а продолжит ее и при строительстве торпедных катеров. Туполев выработал сортамент, и Кольчугинскому заводу заказали специальные "глиссерные" профили из кольчугалюминия. В августе 1925 г. приступили к постройке деревянного макета в натуральную величину. Строили катер в доме * 16 по Вознесенской улице. Это трехэтажное здание передали Туполеву для работ по самолету АНТ-4 . Тогда на первом этаже дома установили станочное оборудование, а на третьем - проводили подготовительные операции и подетальную сборку. На втором этаже размещалась конструкторская бригада В.М. Петлякова , и проводилась сборка крупных агрегатов. Для выноса готового крыла пришлось разобрать стену и по пандусу вынести его во двор. Стенной проем после этого был закрыт двухстворчатыми воротами, которые вновь открылись, когда пришла пора тем же путем спускать построенный катер. В марте 1927 г. катер, получивший название "Первенец", был отправлен на созданный к этому времени под Севастополем гидродром . Вместе с катером отправился и формуляр, из которого можно было узнать, что: "...Название корабля..... ЦАГИ АНТ-3 Тип корабля ........ торпедный катер (глиссер) Ранг ............. III Заложен........... Москва, 1925 г Спущен на воду....... 14.03.1927..." И далее: "... особенности корпуса корабля:

1. Редан.

2. Стабилизитор, позволяющий на ходу менять угол атаки днищи в некоторых пределах.

3. Двойной руль.

4. Кингстон, отсасывающий воду..." Кроме того, катер был оснащен ночным прицелом, приемо-передающей радиостанцией. Были предусмотрены приспособления, позволяющие осуществлять погрузку катера с помощью стрелы на палубу корабля. Интересно отметить, что в технических условиях оговаривался пункт о том, что корпус катера должен выдерживать соленость морской воды, соответствующую Средиземному морю. Испытания проводились с 30 апреля по 16 июля 1927 г. За это время А.Н. Туполев трижды приезжал в Севастополь на ходовые испытания "Первенца". Докладывая на коллегии ЦАГИ о результатах этих испытаний, Андрей Николаевич остановился на возникавших трудностях и мерах по их преодолению. "Когда я приехал, то положение работ было в неприятном состоянии. При увеличении числа оборотов за 1200 об/мин мотор срывался, и скорость падала. При 2000 об/мин мы имели всего около 30 узлов. После нескольких поездок удалось выяснить, что это происходит из-за кавитации . Проведенные подсчеты показали, что фактический КПД винта был 55 - 57 % вместо 80 % по расчету. Проверка расчета подтвердила, что винт сделан правильно. В чем же причина? Суть явления оказалась в том, что плотность жидкости вместо нормальной единицы была 0,18 - 0,22. Происходило это из-за того, что там шла пена, был воздух, а этого никто не знал, Стало ясно, что необходима доработка винта. Для принятия правильного решения о том, как это сделать, пришлось запросить из Москвы всю документацию по винту. Решили начать с шага винта. Изменение шага винта привело к увеличению КПД до 70%, исчезновению кавитации и повышению плотности почти до 40%, Дальнейшее увеличение шага подняло КПД до 75%. При 2400 об/мин была получена скорость 56 узлов. Результат можно считать чрезвычайно хорошим, так как больше, чем на 50 узлов мы не рассчитывали", Любопытно отметить, что Андрей Николаевич менял шаг винта сам с помощью молотка. "Как общий результат, - продолжал Туполев, - можно сказать, что глиссер не только оправдал наши расчеты, но несколько их превзошел, что нам очень приятно". В последний день были проведены сравнительные испытания "Первенца" и английского катера, удачные по мнению Туполева: "Мы идем, и они идут параллельно с нами. Мы продолжаем нагревать мотор и держим 1400 оборотов таким образом, что они немного впереди нас. Доезжаем до конца бухты, у них веселые лица, а мы показываем, что у нас 1000 оборотов в запасе, и когда включаем полный газ, здесь произошел некоторый анекдот.

Когда мы их обгоняли, то разница между их скоростью и нашей была настолько резка, что их механик бросился к мотору и решил, что их мотор остановился; у нас получилась двукратная скорость. Это было анекдотом всего Черноморского флота... Мы поездили по морю и еще два раза обгоняли английский глиссер. По результатам проведенных нами испытаний начальник МС считает вопрос о постройке глиссера в серии решенным". Справедливости ради следует сказать о том, что двигатели "Первенца" развивали мощность почти в три раза большую, чем у "англичанина". Для определения характеристик винтов и сопротивления глиссера его возил на буксире миноносец. После ввода в эксплуатацию опытового бассейна ЦАГИ подобные исследования проводились там. Говоря об этой замечательной работе АГОС ЦАГИ , председатель коллегии С.А. Чаплыгин обратил внимание на то, что Туполевым "отмечен новый фактор, который нужно принять здесь во внимание - плотность раньше считали либо воды, либо воздуха, а здесь и то, и другое". Андрей Николаевич добавляет: "Сейчас на земном шаре нам не известны катера, которые ходили бы с такой скоростью, кроме спортивных. А как общий вывод, я могу сказать, что было очень интересно..." В июле 1927 г. закончились испытания, а 12 августа того же года первый советский торпедный катер "Первенец" поступил в дивизион сторожевых и торпедных катеров Черноморского флота. Отзывы приемной комиссии ВМФ были положительными. Но все же были отмечены три серьезных недостатка: коррозия кольчугалюминия, заливание рубки, плохое качество покрытия краской. Если два последних не вызывали беспокойства, то первый требовал оперативного развертывания большой научно-исследовательской работы. В 1933 г. катер был включен в Каспийскую военную флотилию, а в августе 1941 - разоружен и переведен в разряд рейдовых плавсредств.

Ссылки:
1. ГЛИССЕРА И ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА КБ ТУПОЛЕВА А.Н.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»