|
|||
|
Гидроканал ЦАГИ
Источник: М.Б. Саукке Сложное техническое сооружение - канал и сопутствующая ему гидролаборатория - разрабатывалось под руководством Туполева. Строительство канала, входившего в структуру АГОС, было начато в 1925 г. По проекту канал имел длину 205 м, ширину 12 м и глубину 6,5 м. Над водной гладью канала передвигалась шеститонная электротележка, выполненная в виде ферменного мостового крана. Опорами ей служили четыре колеса, передвигавшиеся по рельсам, проложенным вдоль канала. Пробег тележки состоял из трех этапов. Сначала тележка разгонялась до необходимой скорости (максимальная скорость равнялась 54 км/ч), затем проводился эксперимент с последующим торможением. Обратный ход тележки был холостым. В боковых стенках канала, ниже уровня воды, были предусмотрены иллюминаторы. Они позволяли либо вести визуальное наблюдение за экспериментом, либо проводить его киносъемку. Одно из требований к строителям состояло в том, чтобы по всей длине канала расстояние между рабочей платформой тележки и зеркалом воды было постоянным - на точность эксперимента влияла выпуклость водной поверхности. Рельсы пришлось изготовить с необходимой кривизной. В связи с тем, что торец канала близко подходил к Немецкой улице, пришлось решать задачу виброзащиты огромного водяного бассейна от вредных внешних воздействий. Они возникали от проезжавших трамваев и ломовых телег, громыхавших по булыжной мостовой. Проблему решили, оградив бетонную ванну со всех сторон песчаной подушкой. Строительство канала шло медленно. Объяснялось это тем, что весь громадный объем земляных и бетонных работ приходилось делать вручную. Канал вступил в строй только 28 апреля 1930 г. Поэтому обводы корпуса ГАНТ-4, также как и ГАНТ-3, создавались лишь на основе теоретических расчетов. Закупка оборудования для оснащения гидролаборатории была поручена Туполеву. Для этого с ноября 1927 г. по февраль 1928 г. он посетил Германию, Австрию и Италию. Ссылки:
|