Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Флаксерман Александр Николаевич

Флаксерман, Александр Николаевич 

Член коллегии НТО ВСНХ

Флаксерман, Александр Николаевич (Абрамович) руководил Дирижаблестроем в 1934-35 гг. на должности ВРИД (временно исполняющего должность) директора.
Точные даты рождения и смерти А.Н. Флаксермана неизвестны. Семья Флаксерманов происходила из Ярославля. Отец, ремесленник-часовщик Абрам Флаксерман, в 1906 году за агитацию среди рабочих был арестован и выслан на пять лет, а спустя некоторое время такая же участь постигла и мать. Старший сын Флаксерманов, член РСДРП с 1902 года, просидев несколько месяцев в тюрьме, заболел туберкулезом и умер.
О самом Александре Николаевиче сохранилось не так много сведений. Гораздо более известными людьми были его старшая сестра Галина (Лия) и брат Юрий (Вениамин). Сарра Абрамовна Флаксерман (Вигдорчик) - по-видимому, еще одна сестра или жена одного из братьев.
Александр Николаевич закончил инженерно-строительный факультет МВТУ по специальности «мосты и конструкции» (1929 г.).
    Александр Николаевич занимался научной деятельностью, в частности, вопросом прочности анизотропных материалов. Интерес к этой теме был связан с тем, что в начале XX века древесина (фанера) была основным конструкционным материалом в самолетостроении. Работа А.Н. Флаксермана «Влияние наклона волокон на механические свойства древесины сосны», опубликованная в 1931 году, стала одним их первых научных трудов данной тематики. Известно, что Александр Флаксерман работал на «Дирижаблестрое» практически с момента его создания, т.е. с 1932 года и, по-видимому, перешел на комбинат из ЦАГИ. До 1934 года он занимал должность заместителя начальника комбината, а затем – временно исполняющего должность начальника. Должность заместителя начальника «Дирижаблестроя» в 1934-35 гг. занимал Буравлев. Эксплуатацией дирижаблей руководил Федор Федорович Ассберг. В 1934 году Ф.Ф.Ассберг был начальником экспедиции "Дирижаблестроя" по спасению челюскинцев. Под его руководством в 1935 году была построена первая причальная мачта для дирижаблей в городе Свердловске.
На страницах газеты «Советский дирижаблист» неоднократно звучала критика в адрес ВРИД начальника Александра Флаксермана. Но уволен он был не за недостатки в работе, а по политическим причинам…
В первой половине марта 1935 года на закрытом партсобрании предприятия было зачитано письмо начальника аэрофлота Уншлихта и начальника политуправления Доненко «О положении в Ленинградском институте и северном управлении». Причиной написания этого письма послужило чрезвычайное происшествие: 1 декабря 1934 года был убит Сергей Миронович Киров, первый секретарь обкома ВКП(б) Ленинграда. Уже через несколько часов после убийства появилась официальная версия, что Киров стал жертвой заговорщиков – врагов СССР, а вскоре последовали массовые репрессии против партийных и хозяйственных руководителей.
Рабочие разных предприятий, в том числе и Дирижаблестроя, давали публичные обещания «в ответ на подлую вылазку классового врага, на гнусные действия контрреволюционной троцкистски-зиновьевской группы еще зорче охранять наш завод, поднять на достойную высоту политическую учебу и боевую подготовку». На предприятиях и в учреждениях начались массовые чистки рядов от «идеологически чуждых элементов».
На партсобрании «было вскрыто, что у руководства Дирижаблестроя стояли буржуазные перерожденцы (Флаксерман, Соловьев, Рудык и др.), которые, пользуясь притуплением классовой бдительности политотдела и партийной организации, потеряли свое партийское лицо, срослись с явно классово чуждыми контрреволюционными элементами, способствовали проникновению их в аппарат Дирижаблестроя. Решением партийного собрания исключены из партии: Флаксерман, бывший начальник Дирижаблестроя, как разложившийся и способствовавший проникновению в аппарат Дирижаблестроя классово чуждых, контрреволюционных элементов, расхищавших государственные средства».
После увольнения из Дирижблестроя А.Н. Флаксерман, видимо, не без помощи старшего брата, устроился на работу в ЦАГИ и в 1936 году был назначен на должность начальника конструкторского отдела по планово-экономической части.
Дальнейшая судьба Александра Николаевича, к сожалению, неизвестна.

Член коллегии НТО ВСНХ

Ссылки:

  • Торпедный катер (первый) ГАНТ-3 (Г-3, АНТ-3, П-4, "Первенец")
  • Кржижановский Г.М., Классон Р.Э. и ГОЭЛРО
  • Завод по обезвоживанию торфа: попытка спасти финансирование
  • Р.Э. Классон в Президиум ВСНХ-РСФСР (о промышленном заводе)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»