Флаксерман, Александр Николаевич (Абрамович) руководил
Дирижаблестроем в 1934-35 гг. на
должности ВРИД (временно исполняющего должность) директора.
Точные даты рождения и смерти А.Н. Флаксермана неизвестны. Семья
Флаксерманов происходила из Ярославля. Отец, ремесленник-часовщик Абрам
Флаксерман, в 1906 году за агитацию среди рабочих был арестован и выслан на
пять лет, а спустя некоторое время такая же участь постигла и мать. Старший
сын Флаксерманов, член РСДРП с 1902 года, просидев несколько месяцев в
тюрьме, заболел туберкулезом и умер.
О самом Александре Николаевиче сохранилось не так много сведений. Гораздо
более известными людьми были его старшая сестра
Галина (Лия) и брат
Юрий (Вениамин).
Сарра Абрамовна Флаксерман (Вигдорчик) -
по-видимому, еще одна сестра или жена одного из братьев.
Александр Николаевич закончил инженерно-строительный факультет
МВТУ по специальности «мосты и конструкции» (1929 г.).
Александр Николаевич занимался научной деятельностью, в
частности, вопросом прочности анизотропных материалов. Интерес к этой теме
был связан с тем, что в начале XX века древесина (фанера) была основным
конструкционным материалом в самолетостроении. Работа А.Н. Флаксермана
«Влияние наклона волокон на механические свойства древесины сосны»,
опубликованная в 1931 году, стала одним их первых научных трудов данной
тематики. Известно, что Александр Флаксерман работал на «Дирижаблестрое»
практически с момента его создания, т.е. с 1932 года и, по-видимому,
перешел на комбинат из
ЦАГИ. До 1934 года он занимал
должность заместителя начальника комбината, а затем – временно исполняющего
должность начальника. Должность заместителя начальника «Дирижаблестроя» в
1934-35 гг. занимал Буравлев. Эксплуатацией дирижаблей руководил Федор
Федорович Ассберг. В 1934 году Ф.Ф.Ассберг был начальником экспедиции
"Дирижаблестроя" по спасению челюскинцев. Под его руководством в 1935 году
была построена первая причальная мачта для дирижаблей в городе
Свердловске.
На страницах газеты «Советский дирижаблист» неоднократно звучала критика в
адрес ВРИД начальника Александра Флаксермана. Но уволен он был не за
недостатки в работе, а по политическим причинам…
В первой половине марта 1935 года на закрытом партсобрании предприятия было
зачитано письмо начальника аэрофлота
Уншлихта и начальника
политуправления Доненко «О положении в Ленинградском институте и северном
управлении». Причиной написания этого письма послужило чрезвычайное
происшествие: 1 декабря 1934 года был
убит Сергей Миронович Киров,
первый секретарь обкома ВКП(б) Ленинграда. Уже через несколько часов после
убийства появилась официальная версия, что Киров стал жертвой заговорщиков
– врагов СССР, а вскоре последовали массовые репрессии против партийных и
хозяйственных руководителей.
Рабочие разных предприятий, в том числе и Дирижаблестроя, давали публичные
обещания «в ответ на подлую вылазку классового врага, на гнусные действия
контрреволюционной троцкистски-зиновьевской группы еще зорче охранять наш
завод, поднять на достойную высоту политическую учебу и боевую подготовку».
На предприятиях и в учреждениях начались массовые чистки рядов от
«идеологически чуждых элементов».
На партсобрании «было вскрыто, что у руководства Дирижаблестроя стояли
буржуазные перерожденцы (Флаксерман, Соловьев, Рудык и др.), которые,
пользуясь притуплением классовой бдительности политотдела и партийной
организации, потеряли свое партийское лицо, срослись с явно классово
чуждыми контрреволюционными элементами, способствовали проникновению их в
аппарат Дирижаблестроя. Решением партийного собрания исключены из партии:
Флаксерман, бывший начальник Дирижаблестроя, как разложившийся и
способствовавший проникновению в аппарат Дирижаблестроя классово чуждых,
контрреволюционных элементов, расхищавших государственные средства».
После увольнения из Дирижблестроя А.Н. Флаксерман, видимо, не без помощи
старшего брата, устроился на работу в
ЦАГИ и в 1936 году был назначен на
должность начальника конструкторского отдела по планово-экономической
части.
Дальнейшая судьба Александра Николаевича, к сожалению, неизвестна.