Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Торпедный катер на подводных крыльях КБ Туполева А.Н.

Источник: М.Б. Саукке 

До последнего времени считалось, что деятельность А. Н. Туполева и его КБ по созданию торпедных катеров закончилась в предвоенные годы. Однако это не так. Последняя работа по этой теме относится к пятидесятым годам, когда в стенах КБ был разработан торпедный катер на подводных крыльях. Историю его создания мы излагаем по словам Глеба Борисовича Георгиевского - старейшего работника АНТК им. А.Н. Туполева .

В начале 50-х годов появилась необходимость в оснащении ВМФ новой техникой. Памятуя о том, что в недрах КБ некогда были созданы катера, успешно участвовавшие в Великой Отечественной войне, руководство ВМФ обратилось к Андрею Николаевичу с предложением вернуться к их проектированию. Туполев согласился и создал инициативную группу из бывших сотрудников бригады торпедных катеров 30-х годов. Возглавлял работу М.Н. Петров , возвратившийся в 1954 г. по ходатайству Туполева из ОКБ-23 , куда он был переведен по решению Правительства при комплектовании КБ В.М. Мясищева . Г.М. Наумов пришел в эту группу после демобилизации в чине инженер-полковника ВМФ. А.А. Бородин был кадровым работником КБ и выполнял чертежные работы. Этот небольшой коллектив навещал Н.С. Некрасов , некогда ведущий разработчик торпедных катеров, а в описываемое время - начальник бригады оперения. Факультативное участие в работе группы принимал начальник бригады электрооборудования Г.В. Шамшев . Деятельность группы протекала в небольшой нише "дубового зала" КБ, площадью порядка 4 кв. м, отгороженной тяжелой портьерой от остальной части зала. За сравнительно короткое время с 1954 по 1958 г. небольшой коллектив под опекой А.Н. Туполева достиг значительных успехов. Был тщательно изучен отечественный и иностранный опыт постройки кораблей на подводных крыльях. Сказать, что подводное крыло в ту пору было теоретической новинкой, значило бы сильно погрешить против истины.

Идея подводного крыла была запатентована в 1891 г. Ш. Ламбертом (французом русского подданства), а первое судно на подводных крыльях, внешне напоминающих этажерку, построил итальянец Э. Форланини .

Наибольших успехов здесь достигли немецкие корабелы. С 1927 г., когда Г. Шертель запатентовал V-образное крыло с большой несущей поверхностью, до конца войны на разных верфях Германии было построено несколько кораблей на подводных крыльях. Особый интерес представляли торпедный катер VS-7 и торпедный катер VS-10 , а также танкодесантный катер VS-8 , спроектированный Шертелем при помощи специалистов из авиационной фирмы "Вlоm und Voss". После войны Шертель работал в швейцарской фирме "Супрамар" , где спроектировал ряд пассажирских судов на подводных крыльях. Отечественная школа была представлена судостроителем Р.Е. Алексеевым , который еще в военные годы открыл эффект малопогруженного подводного крыла и на его основе создал семейство высокоэффективных катеров для плавания на реках.

Научно-экспериментальные работы КБ проводились с активным участием гидродинамического отделения ЦАГИ , выполнившего значительный объем теоретических и научно-исследовательских работ. В сжатые сроки были изготовлены модели для испытаний в гидроканале и в натурных условиях.

Результаты испытаний моделей полностью подтвердили теоретические расчеты по гидродинамике подводных крыльев. Ходовые испытания натурной модели превзошли самые смелые ожидания и доказали правильность выбора компоновочных решений. Скоростные характеристики прототипа, полученные в процессе ходовых испытаний, его устойчивость и управляемость при различных режимах и эволюциях открыли путь к рабочему проектированию.

Но тут вмешались внешние факторы, не имеющие отношения к науке и технике. У заказчиков разыгрался аппетит. Полученные на испытаниях результаты, превышающие первоначальные технические требования, их не удовлетворили, и они потребовали увеличить скорость на 10 - 15 км/ч. Когда разработчики попытались получить новые данные, требуемые заказчиком, то столкнулись с явлением кавитации на крыльях. При увеличении скорости происходило "вскипание жидкости", подьемная сила падала, а сопротивление увеличивалось. Такое явление можно расценивать как "гидравлический барьер", по аналогии со "звуковым барьером" в аэродинамике. С ним пытались бороться "авиационным" путем, придавая подводным крыльям стреловидность в плане, но должного эффекта от этого не получили. Все материалы исследований и экспериментальных работ, казалось бы, должны были убедить военных остановиться на полученных результатах. Но заказчик отказался принять полученные результаты за основу для рабочего проектирования полноразмерного катера и соответствующей силовой установки. Поэтому работа КБ в этом направлении была прекращена.

Чтобы отыскать альтернативный вариант, удовлетворяющий новым требованиям, вернулись к классической глиссирующей схеме. Оказалось, что при выбранной силовой установке можно получить заданную скорость. Но здесь столкнулись с другим явлением: при волнении моря, определенном техническими требованиями, на катер начинали действовать динамические удары, которые не только ограничивали реальную скорость, но и могли разрушить его. Чтобы выйти из положения, была предпринята попытка спроектировать разрезной "шарнирный" катер. Замысел был весьма интересным, хотя технически сложным. На том этапе работа над катерами нового поколения прекратилась, но уже по другим причинам. Как помнят современники, Н.С. Хрущев , совмещавший в одном лице должности первого секретаря ЦК КПСС и Председателя СМ СССР, начал разгонять и сокращать ВМФ . Вследствие этого руководство ВМФ потеряло интерес к данной работе. Государство лишилось еще одной, опережающей свое время, талантливой разработки. Все же, результаты теоретических, исследовательских и экспериментальных работ не пропали даром. Они были переданы в КБ Р.Е. Алексеева , занимавшегося проектированием судов на подводных крыльях - "Ракет" и "Метеоров" .

Прошли десятилетия. Замечательные достижения Туполева в создании москитного флота не были забыты. В день его юбилея 10 ноября 1968 г. Коллегия Минсудпрома писала в своем приветственном адресе: "Ваша деятельность по созданию первых отечественных быстроходных торпедных катеров оказала Военно-Морскому Флоту неоценимую услугу по оснащению его современным оружием. Спроектированные под Вашим непосредственным руководством катера типа Г-5 успешно участвовали на всех морских театрах в Великой Отечественной войне и нанесли противнику урон. Конструктивная схема созданных Вами торпедных катеров легла в основу последующих разработок, что позволяет считать Вас одним из основоположников отечественного быстроходного малого боевого флота..."

Ссылки:
1. ГЛИССЕРА И ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА КБ ТУПОЛЕВА А.Н.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»