Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Глиссер ГАНТ-1 (Г-1, АНТ-1) КБ Туполева А.Н.

Источник: М.Б. Саукке 

Его история началась еще в предреволюционные годы, В 1916 - 1917 гг. возникла необходимость решить ряд проблем, связанных с расчетом гидросамолетов. Работы велись в РИБ под руководством Н.Е. Жуковского . Опираясь на описание опытов Фруда, рассчитали глиссирование, взлет и посадку гидросамолета. Дипломная работа А.Н. Туполева "Расчет гидроаэроплана" получила высшую оценку Жуковского: "...гидроплан представляет выдающееся исследование, как он поднимается с воды, как садится на воду, и благодаря исследованию молодого ученого... это дело вполне выяснилось. Если бы эти исследования были напечатаны, то они составили бы славу русской ученой авиации". Жуковский, который всегда считал необходимым подкрепить теоретические положения экспериментальными данными, предложил для проверки расчетных параметров глиссирования построить "живой" глиссер. Работы по гидродинамической части будущего глиссера легли на А. Н. Туполева. Он произвел расчеты на прочность катера и нашел соотношения между наивыгоднейшей скоростью, наибольшим грузом, наименьшей необходимой мощностью и размером глиссера. После окончания расчетных работ в РИБ приступили к разработке конструкции опытного глиссера ГАНТ-1, которая была закончена в начале 1918 г. Жуковский считал, что "...спроектированный глиссер, в основе конструкции которого лежит новая идея скороходности, кроме определения опытных данных для гидроавиации, имеет самостоятельное значение, как спасательный катер при несчастьях с гидропланами, для разведочной службы и для буксировки аэроплана в случае посадки его на воду...". Однако постройку глиссера пришлось отложить.

Год 1918 можно смело назвать годом становления русской авиации на прочную научную основу. Это был год организационного становления ЦАГИ . Задача по его созданию была первоочередной. Остальные работы были на время отложены. Вернулись к работам над ГАНТ-1 лишь через три года. Четырехместный речной глиссер ГАНТ-1 водоизмещением около 1 т проходил испытания на Москве-реке поздней осенью 1921 г. На нем стоял мотор фирмы "Изотто-Фраскини" мощностью 160 л. с., что позволяло развивать скорость до 40 узлов. Глиссер имел один основной редан и два подвижных плавника в качестве кормовой опорной поверхности. Опуская или поднимая их, можно было на ходу менять углы атаки днища. Глиссер был устойчив, хорошо слушался руля как при плавании, так и при скольжении на редане. Испытания показали, что при поворотах глиссер, как и самолет, дает внутренний крен. Это свойство, а также управляемость углами атаки от 3 до 5 градусов, были конструктивной особенностью глиссера и обеспечивали ему безопасность плавания на больших скоростях. Испытания подтвердили правильность исходных теоретических положений. Одновременно с постройкой глиссера Туполев предпринял меры к созданию гидродрома - экспериментальной базы для испытаний и доводки будущих морских конструкций. Свои соображения по этому вопросу он изложил на коллегии ЦАГИ 24 мая 1921 г. Решением коллегии была образована Комиссия по созданию гидродрома в составе А. Н. Туполева, Г. А. Озерова, И. И. Погосского. В июле НТО ВСНХ назначил Туполева ее председателем. Первоначально Комиссия предложила казалось бы логичный и дешевый проект - использовать для этой цели пруды Кадетского (ныне Лефортовского) парка. Были даже проведены геодезические работы и сделаны первые прикидки. Всех привлекала близость прудов к ЦАГИ . И все же от этой идеи пришлось отказаться. Для испытаний катеров и гидросамолетов нужен был гидродром, отвечающий условиям их будущего применения - на морских просторах. Да и строить базу надо там, где работы не будут зависеть от времени года. Такая база через несколько лет была построена в бухте Омега близ Севастополя.

Ссылки:
1. Туполев А.Н.- главный конструктор торпедных катеров
2. ГЛИССЕРА И ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА КБ ТУПОЛЕВА А.Н.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»