Источник - Википедия
Анатолий Мариенгоф
Дата рождения: 24 июня (6 июля) 1897
Место рождения: Нижний Новгород, Российская империя
Дата смерти: 24 июня 1962 (64 года)
Место смерти: Ленинград, СССР
Гражданство: Российская империя СССР
Род деятельности: поэт, прозаик, драматург, мемуарист
Направление: имажинизм
Жанр: роман
Анатолий Борисович Мариенгоф (24 июня (6 июля) 1897, Нижний Новгород — 24
июня 1962, Ленинград) — русский поэт-имажинист, драматург, автор
мемуаров.
Анатолий Мариенгоф родился 24 июня 1897 года в Нижнем Новгороде в
дворянской семье. Предки по отцовской линии — выходцы из Лифляндской
губернии.
В 1913 году, после смерти жены, отец Мариенгофа с двумя детьми (у Анатолия
была младшая сестра) переехал в Пензу.
После окончания гимназии в 1916 году мобилизован на фронт. Появляется
первая пьеса в стихах «Жмурки Пьеретты».
В дни Октябрьской революции Мариенгоф возвращается на Бор и с головой
уходит в литературу: создает поэтический кружок, включивший соученика по
гимназии поэта Ивана Старцева и художника Виталия Усенко, в 1918 году
печатает первую книжку стихов — «Витрина сердца».
Летом белые чехословаки входят в город.
От случайной пули погибает отец.
Поэт уезжает в Москву. Поступает литературным секретарем в издательство
ВЦИК, где знакомится с
Бухариным. Вскоре происходит его
встреча с
Сергеем Есениным, имевшая существенное
значение в судьбах обоих. Потом знакомится с В. Шершеневичем и Рюриком
Ивневым. Так оформляется
группа имажинистов, заявившая о себе
«Декларацией», опубликованной в январе 1919 года в журнале «Сирена»
(Воронеж).
Тесная дружба связывает Мариенгофа с Есениным. Их биографии словно бы
переплетаются. Осенью 1919 года они поселяются вместе и на несколько лет
становятся почти неразлучны. Вместе ездят по стране: летом 1919-го побывали
в Петрограде, весной 1920-го в Харькове, летом в Ростове-на-Дону, на
Кавказе. Публикуют в печати письма друг другу, чем вызывают негодование
критиков. Есенин посвятил Мариенгофу стихи «Я последний поэт деревни»,
поэму «Сорокоуст», драму «Пугачев».
В конце 1923 года Мариенгоф женился на артистке Камерного театра
А. Б. Никритиной. Рождается сын
Кирилл.
В 1924—1925 годах Мариенгоф работал заведующим сценарным отделом
Пролеткино, вскоре также начал писать киносценарии. Всего их было создано
около десяти.
В 1928 году в берлинском издательстве
«Петрополис» вышел роман «Циники» (в СССР издан только в 1988 г., см.
ниже раздел «Издания»). Публикация «Циников», равно как и следующего романа
«Бритый человек», вышедшего в том же издательстве в 1930 году, принесла
Мариенгофу массу неприятностей, и за который он был подвергнут в СССР
травле. Это привело к тому, что 1 ноября 1929 года он направил письмо в
правление МО Всероссийского союза советских писателей, где признал, что
«появление за рубежом произведения, не разрешенного в СССР,
недопустимо».
В вышедшем в 1932 году VI томе «Литературной энциклопедии» его творчество
характеризуется как «один из продуктов распада буржуазного искусства после
победы пролетарской революции». Характерно, что романы «Циники» и «Бритый
человек» в статье не упомянуты.
Живет в Ленинграде, где супруга работает в Большом Драматическом театре.
Сын покончил жизнь самоубийством перед войной.
В июне 1941 года приходит на Ленинградское радио и ежедневно пишет баллады
(очерки в стихах), тут же звучавшие в выпусках «Радиохроники». Вскоре,
вместе с Большим драматическим театром, Мариенгоф с женой были эвакуированы
в Киров, где прожили около трёх лет. Возвращается в Ленинград.
В 1948 году написал пьесу в духе борьбы с космополитизмом «Суд жизни», но
она не была принята к постановке.
В 1953—1956 годах написал ещё одну автобиографическую книгу «Мой век, моя
молодость, мои друзья и подруги», где рассказал о детстве и юности,
дополнил портрет Есенина. После смерти Мариенгофа была опубликована её
сокращённая и приглаженная цензурой версия (под названием «Роман с
друзьями»), а в полном виде книга вышла только в 1988 году (см. ниже раздел
«Издания»).
Анатолий Мариенгоф умер 24 июня 1962 года (в день своего рождения по
старому стилю) в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище. Творчество
После революции Мариенгоф знакомится с Есениным. Есенин сводит его с
другими молодыми поэтами, возникает новое направление в поэзии — имажинизм.
Вместе они участвовали в выпуске четырёх номеров журнала «Гостиница для
путешествующих в прекрасном» и ряда сборников «Имажинисты».
Иосиф Бродский написал о Мариенгофе, что тот был первым, кто применил
«киноглаз» в русской литературе. Булат Окуджава посвящал ему многие свои
стихотворения. Увлечение Бродского Мариенгофом упоминается также Сергеем
Довлатовым в воспоминаниях: «Мариенгоф, автор книги „Циники“, которую
Бродский со свойственной ему отчаянностью назвал лучшим русским романом, и
знаменитых мемуаров „Роман без вранья“, описал этот процесс с редким
знаньем дела»
1918-1919 — улица Петровка, 19, в квартире зятя аптекаря
Г.И.Габриловича;
1919-1920(начало марта) — Богословский пер., 3, кв. 11, ныне Петровский
пер., 5, в квартире Короткова Карпа Егоровича;
1920(начало марта)-1920(июнь) — Георгиевский (ныне Вспольный) пер., 15,
кв. 5, в квартире Быстрова Семена Федоровича;
1920(ноябрь)-1928 — Богословский пер., 3, кв. 46, ныне Петровский пер.,
5; Произведения
Витрина сердца (1918)
Кондитерская солнц (1919)
Магдалина (1920)
Буян-Остров. Имажинизм (1920)
Руки галстуком (1920)
Стихами чванствую (1920)
А. Мариенгоф «Тучелёт (книга поэм)», издательство «Имажинисты», Москва,
1921. Тираж 1000 экз.
Развратничаю с вдохновением(1921)
Разочарование (1922)
Заговор дураков (1922)
Двуногие (1925)
Новый Мариенгоф (1922-26)
О Сергее Есенине. Воспоминания (1926)
Роман без вранья (1927)
Такса-клякса (1927)
Циники (1928)
Мяч проказник (1928)
Бритый человек (1930)
Бобка-физкультурник (1930)
Екатерина (1936)
Поэмы войны (1942)
Пять баллад (1942)
Странный характер (1954) (сборник пьес)
Маленькие комедии (1957)
Рождение поэта. Шут Балакирев. Пьесы (1959)
Роман с друзьями. «Октябрь». № 10—11 (1965)
Стихи. "День Поэзии". (1969)
Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги. Роман без вранья. Циники.
(1988; 1990)
Циники. «Глаз. Дайджесть новой русской литературы». № 1 (1991)
Это вам, потомки! Записки сорокалетнего мужчины. Екатерина (1994)
Бессмертная трилогия (1998)
Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта (2002)
Издания
Мариенгоф А. Роман без вранья; Циники; Мой век…: Романы / Сост., подгот.
текста, послесл. Б. Аверина. — Л.: Худож. лит., 1988. — 480 с. Тираж 200
000 экз. ISBN 5-280-00901-6.
Мариенгоф А. Стихотворения и поэмы. — Спб.: Академический проект, 2001. —
350 с. (Новая библиотека поэта. Малая серия). ISBN 5-7331-0138-5. Сценарии
1928 — Дом на Трубной («Параша») (в соавторстве с Беллой Зорич, Вадимом
Шершеневичем, Виктором Шкловским, Николаем Эрдманом)
1928 — Проданный аппетит («Филантроп») (в соавторстве с Николаем
Эрдманом)
1929 — Веселая канарейка («Железный ящик») (в соавторстве с Борисом
Гусманом)
1929 — Живой труп («Законный брак») (в соавторстве с Борисом Гусманом)
1929 — Посторонняя женщина («Сплетня», «Баба», «Ревность») (в соавторстве с
Николаем Эрдманом)
1936 — О странностях любви (в соавторстве с Борисом Гусманом)
Экранизации
Циники (фильм) (1991)
Литература
Аверин Б. Проза Мариенгофа // Мариенгоф А. Роман без вранья; Циники; Мой
век…. — Л.: Худож. лит., 1988. — С. 473—479.
Аверин Б. Проза Мариенгофа. — Л.: Худож. лит., 1991. ISBN
5-208-02411-2.
Русские писатели, XX век. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. — Ч. 2: М—Я.
— М.: Просвещение, 1998. ISBN 5-09-006995-6(2), ISBN 5-09-006994-8
(общ.)
Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники. — М.: Новое
Литературное Обозрение, 2007. ISBN 978-5-86793-568-9.