(12 [24] января 1872, Балта Подольской губернии - 17 декабря 1928, Берлин)
- российский литературный критик, пользовавшийся большой популярностью и
влиянием в 1905-1917, в период расцвета русского модернизма. Свои этюды
"критик-импрессионист" Айхенвальд посвятил не только современникам, но и
русским писателям XIX-XX вв. (широко известная книга "Силуэты русских
писателей"). Действительный член Общества любителей российской словесности
(с 29 ноября 1903).
Юлий Айхенвальд родился в Балте, закончил
Ришельевскую гимназию (1890) в Одессе, где его отец был раввином. В
1894 году Айхенвальд
окончил Новороссийский университет,
получив диплом первой степени и золотую медаль за выпускное сочинение
"Эмпиризм Локка и рационализм Лейбница", где выступил с позиций идеализма.
Переехав в Москву, он начал преподавать русскую литературу сначала в
гимназии, затем на
Высших женских курсах, на
Педагогических курсах Общества воспитательниц и и учительниц, на женских
курсах В. А. Полторацкой.
В 1912-1917 годах - профессор народного
университета им. А. Л. Шанявского по кафедре русской словесности.
Состоял учёным секретарём Московского психологического общества и
секретарём редакции журнала "Вопросы философии и психологии", одно время
(1901-1903 и 1907-1908) - членом редколлегии, помощником редактора "Русской
мысли" при В. А. Гольцеве.
Опубликовал ряд философских работ. Перевёл все основные сочинения
Шопенгауэра.
Известность Айхенвальд приобрёл, когда от философии перешёл к литературной
критике и стал печатать критические фельетоны в "Русских ведомостях",
"Речи", "Русской мысли" и другихкадетских изданиях. Эти статьи были собраны
в ряде сборников под общим названием "Силуэты русских писателей" (СПб.,
1906), "Этюды о западных писателях" и т. п.
Айхенвальд - критик-импрессионист. Он отвергает какую бы то ни было
закономерность литературных явлений, возможность построения
историко-литературной науки и называет литературу "беззаконной кометой в
кругу расчисленных светил". Среда, социальные условия не имеют никакого
влияния на то, что представляется Айхенвальду самым существенным в
художественном произведении - на творческую индивидуальность. Художник
"продолжает дело бога, воплощает его первоосновную мысль. Творение ещё не
кончилось, и поэт, священник искусства, облечён великой миссией вести его
дальше, развивать предварительные наброски и планы божества, контуры
природы. Наместник бога на земле, так сплетает он своё творчество с
творчеством вселенной".
Избрав исходной точкой зрения мистико-религиозное представление о
художнике, Айхенвальд совершенно отвергает всякую связь писателя с
исторической обстановкой, с социальной борьбой:
"Естественно рассматривать сущность писателя вне исторического пространства
и времени".
Отвергает Айхенвальд и психологическое изучение литературы, хотя и
утверждает, что "от психологии должна ожидать себе откровений история
литературы", как будто уступая научным требованиям, но он затем указывает,
что личность писателя иррациональна, что "всякие старания объяснить
писателя безнадёжны" и т. д.
Не интересуют Айхенвальда и литературные направления и школы. Писатель
одинок, ни на кого не похож, неповторим. "Нет направлений: есть писатели.
Нет общества: есть личности". Стремясь подтвердить свои представления об
изолированности личности писателя от всего мира Айхенвальд утверждает:
"писатель - дух, его бытие идеально и неосязаемо; писатель - явление
спиритуалистического, даже астрального порядка, ...начало движущееся и
движущее..." и т. д.
По мнению многих современников (Ф. Степуна, Б. К. Зайцева, С. Франка), у
Айхенвальда нередко встречаются меткие характеристики и эстетические оценки
художественных произведений. В. Ф. Ходасевич, расходясь с
эстетическо-философскими установками Айхенвальда, считал его "в высшей
степени объективным" критиком текущей литературы.
Айхенвальд выступил с критикой В. Г. Белинского, утверждая, что тот не
отличался "умственной самостоятельностью", "подлинной широтой духа и
настоящей духовной свободой".
Октябрьская революция с её воинствующим материализмом, с её отрицанием
эстетического созерцания, отрыва искусства и его творцов от
действительности, была чужда критику; Айхенвальд видел в революции силу,
разрушившую идеалы кадетской интеллигенции.
В сентябре 1922 года после ареста был
выслан за границу
вместе со многими учёными и писателями. В Берлине (с декабря 1922 года
он читал курс "Философские мотивы русской литературы" в Русской
Религиозно-Философской академии; выступал с лекциями и докладами. В это же
время выступил одним из учредителей литературного общества "Клуб
писателей", принимал активное участие в деятельности созданного в 1924 году
Кружка друзей русской литературы, член Союза русских журналистов и
литераторов в Германии. Сотрудничал в журнале "Новая русская книга", в
рижской газете "Сегодня", вёл литературно-критический отдел в берлинской
газете "Руль". Выступал с критикой советского режима.
Погиб в результате несчастного случая, попав под трамвай.
Семья
Брат - Айхенвальд Лев Исаевич (1873, Балта - 1954, Одесса) - психиатр.
Дочери - Наталия Юльевна Шведова (1916-2009), лингвист-русист, и Татьяна
Юльевна Айхенвальд (1900-1963), математик, ученица Н. Н. Лузина.
Сын - Александр Айхенвальд
(1899-1941) - экономист бухаринского направления, с 1933 года находился
в заключении, в 1941 году
расстрелян.
Сын - Айхенвальд Борис Юльевич (1902-1938) - литературовед, Окончил филос.
отд. ист.-филол. ф-та Моск. ун-та (1922). В 1922-23 науч. сотр. Ин-та науч.
философии. С 1923 преподавал рус. лит-ру в школах и на курсах по подготовке
в высш. уч. заведения. В янв. 1926 в Лит. секции Гос. акад. худож. наук
(ГАХН) прочитал доклад "Своеволие у Достоевского", после к-рого в марте
стал внештатным науч. сотр. филос. отд. ГАХН. В Комиссии по составлению
Словаря эстетич. терминологии А. занимался понятиями "Искусство",
"Искусство и природа", "Нормативизм". В Отд. Общего иск-ведения работал над
изучением эстетич. воззрений Н.В.Гоголя, выступал с докладами "Строение
словесного образа", "Пути кинематографа" и др. Подготовил дис. "О лирике
Пушкина". Автор ст. о тв-ве М.С.Шагинян "Метод "Гидроцентрали" (ж. "Красная
новь", 1933, кн. 2). Вместе с А.И.Смирницким пер. на рус. яз. соч. швед,
поэта И.Тегнера (1935). В апр. 1937 арестован (при аресте среди др. бумаг
изъята работа А. "Философия предательства"), осужден на 5 лет лишения
свободы.
Умер в лагере на Д. Востоке.
Внук - Юрий Айхенвальд (1928-1993) - диссидент, поэт, переводчик,
театровед, историк русской культуры.
Правнучка - Александра Айхенвальд (род. 1957) - лингвист.
Известный литературный критик. Статьи Юлия Исаевича Айхенвальда
"Силуэты русских писателей" и другие его работы Ларин ценил очень
высоко, был опечален его высылкой за границу (Ю.И. Айхенвальд принадлежал к
партии кадетов.) Отец рассказывал, что во время своей командировки в
Германию в 1924 году виделся с ним и тщетно пытался уговорить его вернуться
в Россию, обещая помочь. В Москве в то время находились два сына Ю.И.
Айхенвальда. Александр Юльевич, большевик, один из представителей
экономической школы Бухарина, и Борис Юльевич, педагог. Борис Юльевич
преподавал литературу в школе, где я училась.