Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Айхенвальд Юлий Исаевич (1872-1928)


См. в Википедии Юлий Исаевич Айхенвальд

(12 [24] января 1872, Балта Подольской губернии - 17 декабря 1928, Берлин) - российский литературный критик, пользовавшийся большой популярностью и влиянием в 1905-1917, в период расцвета русского модернизма. Свои этюды "критик-импрессионист" Айхенвальд посвятил не только современникам, но и русским писателям XIX-XX вв. (широко известная книга "Силуэты русских писателей"). Действительный член Общества любителей российской словесности (с 29 ноября 1903).

Юлий Айхенвальд родился в Балте, закончил Ришельевскую гимназию (1890) в Одессе, где его отец был раввином. В 1894 году Айхенвальд окончил Новороссийский университет, получив диплом первой степени и золотую медаль за выпускное сочинение "Эмпиризм Локка и рационализм Лейбница", где выступил с позиций идеализма. Переехав в Москву, он начал преподавать русскую литературу сначала в гимназии, затем на Высших женских курсах, на Педагогических курсах Общества воспитательниц и и учительниц, на женских курсах В. А. Полторацкой.
В 1912-1917 годах - профессор народного университета им. А. Л. Шанявского по кафедре русской словесности.
Состоял учёным секретарём Московского психологического общества и секретарём редакции журнала "Вопросы философии и психологии", одно время (1901-1903 и 1907-1908) - членом редколлегии, помощником редактора "Русской мысли" при В. А. Гольцеве.
Опубликовал ряд философских работ. Перевёл все основные сочинения Шопенгауэра.

Известность Айхенвальд приобрёл, когда от философии перешёл к литературной критике и стал печатать критические фельетоны в "Русских ведомостях", "Речи", "Русской мысли" и другихкадетских изданиях. Эти статьи были собраны в ряде сборников под общим названием "Силуэты русских писателей" (СПб., 1906), "Этюды о западных писателях" и т. п.
Айхенвальд - критик-импрессионист. Он отвергает какую бы то ни было закономерность литературных явлений, возможность построения историко-литературной науки и называет литературу "беззаконной кометой в кругу расчисленных светил". Среда, социальные условия не имеют никакого влияния на то, что представляется Айхенвальду самым существенным в художественном произведении - на творческую индивидуальность. Художник "продолжает дело бога, воплощает его первоосновную мысль. Творение ещё не кончилось, и поэт, священник искусства, облечён великой миссией вести его дальше, развивать предварительные наброски и планы божества, контуры природы. Наместник бога на земле, так сплетает он своё творчество с творчеством вселенной".
Избрав исходной точкой зрения мистико-религиозное представление о художнике, Айхенвальд совершенно отвергает всякую связь писателя с исторической обстановкой, с социальной борьбой:
"Естественно рассматривать сущность писателя вне исторического пространства и времени".
Отвергает Айхенвальд и психологическое изучение литературы, хотя и утверждает, что "от психологии должна ожидать себе откровений история литературы", как будто уступая научным требованиям, но он затем указывает, что личность писателя иррациональна, что "всякие старания объяснить писателя безнадёжны" и т. д.
Не интересуют Айхенвальда и литературные направления и школы. Писатель одинок, ни на кого не похож, неповторим. "Нет направлений: есть писатели. Нет общества: есть личности". Стремясь подтвердить свои представления об изолированности личности писателя от всего мира Айхенвальд утверждает: "писатель - дух, его бытие идеально и неосязаемо; писатель - явление спиритуалистического, даже астрального порядка, ...начало движущееся и движущее..." и т. д.
По мнению многих современников (Ф. Степуна, Б. К. Зайцева, С. Франка), у Айхенвальда нередко встречаются меткие характеристики и эстетические оценки художественных произведений. В. Ф. Ходасевич, расходясь с эстетическо-философскими установками Айхенвальда, считал его "в высшей степени объективным" критиком текущей литературы.
Айхенвальд выступил с критикой В. Г. Белинского, утверждая, что тот не отличался "умственной самостоятельностью", "подлинной широтой духа и настоящей духовной свободой".
Октябрьская революция с её воинствующим материализмом, с её отрицанием эстетического созерцания, отрыва искусства и его творцов от действительности, была чужда критику; Айхенвальд видел в революции силу, разрушившую идеалы кадетской интеллигенции.
В сентябре 1922 года после ареста был выслан за границу вместе со многими учёными и писателями. В Берлине (с декабря 1922 года он читал курс "Философские мотивы русской литературы" в Русской Религиозно-Философской академии; выступал с лекциями и докладами. В это же время выступил одним из учредителей литературного общества "Клуб писателей", принимал активное участие в деятельности созданного в 1924 году Кружка друзей русской литературы, член Союза русских журналистов и литераторов в Германии. Сотрудничал в журнале "Новая русская книга", в рижской газете "Сегодня", вёл литературно-критический отдел в берлинской газете "Руль". Выступал с критикой советского режима.
Погиб в результате несчастного случая, попав под трамвай.
Семья 
Брат - Айхенвальд Лев Исаевич (1873, Балта - 1954, Одесса) - психиатр.
Дочери - Наталия Юльевна Шведова (1916-2009), лингвист-русист, и Татьяна Юльевна Айхенвальд (1900-1963), математик, ученица Н. Н. Лузина.
Сын - Александр Айхенвальд (1899-1941) - экономист бухаринского направления, с 1933 года находился в заключении, в 1941 году расстрелян.
Сын - Айхенвальд Борис Юльевич (1902-1938) - литературовед, Окончил филос. отд. ист.-филол. ф-та Моск. ун-та (1922). В 1922-23 науч. сотр. Ин-та науч. философии. С 1923 преподавал рус. лит-ру в школах и на курсах по подготовке в высш. уч. заведения. В янв. 1926 в Лит. секции Гос. акад. худож. наук (ГАХН) прочитал доклад "Своеволие у Достоевского", после к-рого в марте стал внештатным науч. сотр. филос. отд. ГАХН. В Комиссии по составлению Словаря эстетич. терминологии А. занимался понятиями "Искусство", "Искусство и природа", "Нормативизм". В Отд. Общего иск-ведения работал над изучением эстетич. воззрений Н.В.Гоголя, выступал с докладами "Строение словесного образа", "Пути кинематографа" и др. Подготовил дис. "О лирике Пушкина". Автор ст. о тв-ве М.С.Шагинян "Метод "Гидроцентрали" (ж. "Красная новь", 1933, кн. 2). Вместе с А.И.Смирницким пер. на рус. яз. соч. швед, поэта И.Тегнера (1935). В апр. 1937 арестован (при аресте среди др. бумаг изъята работа А. "Философия предательства"), осужден на 5 лет лишения свободы. Умер в лагере на Д. Востоке.
Внук - Юрий Айхенвальд (1928-1993) - диссидент, поэт, переводчик, театровед, историк русской культуры.
Правнучка - Александра Айхенвальд (род. 1957) - лингвист.

Известный литературный критик. Статьи Юлия Исаевича Айхенвальда "Силуэты русских писателей" и другие его работы Ларин ценил очень высоко, был опечален его высылкой за границу (Ю.И. Айхенвальд принадлежал к партии кадетов.) Отец рассказывал, что во время своей командировки в Германию в 1924 году виделся с ним и тщетно пытался уговорить его вернуться в Россию, обещая помочь. В Москве в то время находились два сына Ю.И. Айхенвальда. Александр Юльевич, большевик, один из представителей экономической школы Бухарина, и Борис Юльевич, педагог. Борис Юльевич преподавал литературу в школе, где я училась.

Ссылки:

  • Горький уехал за границу 1921
  • В Германии Роман Гуль начинает писать
  • Отец Ларин продолжение
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»