Архиепископ Феофан (в миру Елисей, по другим сведениям Елеазар Прокопович;
8 (18) июня 1681, Киев, Русское царство — 8 (19) сентября 1736,
Санкт-Петербург, Российская империя) — епископ Русской Православной Церкви;
с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. С 25 января 1721 года —
первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода (и по смерти
Стефана Яворского — его фактический руководитель), с 15 июля 1726 года —
первенствующий член Синода Русской Православной Церкви; проповедник,
государственный деятель, писатель и публицист, поэт, философ, сподвижник
Петра I.
Елисей (его светское имя) родился в купеческой семье, происходившей из
Смоленска. Об отце ничего не известно, носил фамилию матери. Оставшись в
раннем возрасте сиротой, был взят на воспитание дядей по материнской линии
— Феофаном Прокоповичем, ректором Киево-Братской коллегии и наместником
Киево-Братского монастыря. Образование получил в Киево-Могилянской
академии; совершенствовал свои знания во Львове и после перехода в униаты
обошёл пешком всю Европу. Посещал университеты в Лейпциге, Халле, Йене. В
1701 году в Риме поступил в прославленную тогда иезуитскую коллегию св.
Афанасия, учреждённую для греков и славян.
Прослушав в этой коллегии полный курс, приобрёл громадную начитанность в
исторических, богословских и философских сочинениях, а также в
древнеклассической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на
себя внимание папы Климента XI, но не пожелал остаться в Риме и в 1704 году
вернулся в
Киев.
Вернувшись в Киев и снова обратившись в православие, он стал преподавать в
Киево-Могилянской академии сначала поэтику,
потом риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам
составил руководства, очень замечательные для своего времени ясностью
изложения и отсутствием схоластических приёмов.
Будучи преподавателем пиитики и удовлетворяя обычаю, требовавшему сочинения
драматических представлений для школьной сцены, написал трагикомедию
«Владимир», в которой, изображая победу христианства над язычеством и
осмеивая жрецов, как поборников суеверия и невежества, выступил горячим
защитником просвещения и сторонником начатой уже Петром Великим решительной
борьбы со старыми народными предрассудками. По случаю Полтавской победы
1709 года сочинил панегирическую проповедь, которая была, по приказанию
Петра, переведена на латинский язык самим автором.
В 1711 году был вызван в царский лагерь во время Прутского похода, а по
возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором
Киево-Могилянской академии.
Продолжая свою преподавательскую деятельность, издал ряд популярных
рассуждений, диалогов и проповедей о различных богословских вопросах. Все
эти сочинения отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к
критическому анализу. Несмотря на полученное в юности католическое
образование Феофан являлся заклятым противником всего католического в науке
и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Ф. Бэконом и Р.
Декартом; он решительно выступал с резким, принципиальным отрицанием
всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя
свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и
опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще
о первенстве духовенства над всеми прочими сословьями.
Пётр I, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся
способностях, в 1716 году вызвал его в Петербург для осуществления
реформы церкви.
Здесь сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя
действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также
осмеивая и сатирически обличая её противников. Из этих проповедей особенно
замечательны слова о царском путешествии за границу и «Слово о власти и
чести царской» (1718), посвящённое доказательству необходимости для России
неограниченного самодержавия, причём проповедник особенно вооружался на
«богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.
Феофан Прокопович проповедовал цезаропапизм и считал, что император
является понтификом, то есть епископом над всеми епископами и главой не
только над мирским чином, но и над духовенством, с этой целью он написал
книгу «Розыск историческии, коих ради вин, и в яковом разуме были и
нарицалися императоры римстии, как язычестии, так и християнстии,
понтифексами или архиереами многобожнаго закона; а в законе христианстем,
христианстии государи, могут ли нарещися епископи и архиереи, и в каком
разуме» (1721), в которой теоретически обосновал цезаропапизм. Идеология
цезаропапизма Феофана о том, что
император является не только главой государства, но и главой поместной
церкви стала идеологией Православной Российской Церкви в так называемый
Синодальный период в 1700—1917 годы. В «Присяге для членов
Святейшего Синода», которая
написана Феофаном, и которую принимали все её члены, давая перед Богом
торжественную клятву, это было чётко написано: «Я, нижеименованный, обещаю
и клянусь Всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием … Исповедую же с
клятвою крайнего Судию Духовного Синода, Самого Всероссийского Монарха,
Государя нашего Всемилостивейшего.».
Так как после основания Петербург оставался без собственного епископа, 2
июня 1718 года был рукоположен во епископа Псковского и Нарвского,
фактически пребывая в Петербурге, и с того времени становится главным
помощником Петра Великого в делах духовного управления. Через его руки
проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие
законодательные акты по делам церкви; по поручению царя он пишет
предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники,
богословские и политические трактаты и проч. Им составлен «Духовный
регламент» (1721), «Слово похвальное о флоте российском», «Слово о власти и
чести царской» (1718), написаны предисловие к Морскому уставу (1719),
краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724),
трактат о патриаршестве, «Первое учение отроком», рассуждения о браках с
иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к «Уставу о
престолонаследии» под заглавием: «Правда воли монаршей во определении
наследника державы своей» (1722) и мн. др. Феофан выступал также как поэт,
автор силлабических виршей («За Могилою Рябою» — о Прутском походе,
посвящение Антиоху Кантемиру, эпиграммы).
При образовании в 1721 году Святейшего
Синода стал его первым вице-президентом (и по смерти Стефана Яворского
— его фактическим руководителем), с 15 июля 1726 года — первенствующий член
Синода.
Пётр нередко делал Феофану подарки: лично сам подарил ему несколько
деревень, дарил значительные денежные суммы. В Петербурге Феофан выстроил
себе обширное подворье на левом берегу реки Карповки (Карповское
подворье).
В то время, как представители великорусской церковной партии и старшие
иерархи из киевских учёных, руководителем которых был
Стефан Яворский, в своих воззрениях на
отношения светской власти к духовной, а также и в некоторых богословских
вопросах, склонялись к католическому учению, стоял на точке зрения, близкой
к убеждениям протестантских богословов, среди которых он имел немало друзей
и почитателей.
С 25 июня 1725 года был архиепископом Великого Новгорода и Великих
Лук.
Его политические убеждения, основой которых была теория так называемого
«просвещённого абсолютизма», всецело разделялись Петром I. При таком
положении дела многочисленные враги Феофана не имели возможности ему
вредить. По смерти Петра обстоятельства изменились: ему пришлось выдержать
ожесточённую и опасную борьбу, отражая обвинения уже не столько
богословского, сколько политического характера. Но сумел искусно
воспользоваться обстоятельствами вступления на престол императрицы Анны и
стать во главе той партии «среднего чина людей», которые разрушили замыслы
«верховников» подачей государыне
известной челобитной о восстановлении самодержавия.
Благодаря своему деятельному участию в этом событии, вновь приобрёл прочное
положение при Дворе и в Синоде — и обрушился на своих старых врагов,
полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько
в застенках
Тайной канцелярии. Жертвы
мстительности Феофана исчисляются сотнями, в том числе многие архиереи:
Феофилакт (Лопатинский), Георгий (Дашков), Игнатий (Смола), Сильвестр
(Холмский-Волынец), Варлаам (Вонатович).
В Новгороде для совершения богослужений и рукоположения ставленников с 1734
года держал своим «споспешником» выехавшего из Грузии епископа Иосифа
(Хвабулова), ни слова не понимавшего по-русски.
Прежний горячий защитник реформы, действовавший во имя интересов
просвещения, в котором он видел единственный залог блага России, теперь,
при изменившихся условиях русской жизни, хотя и старается ограждать
результаты реформы от посягательств реакции, но по существу своей роли
официального проповедника-публициста обращается из деятеля прогрессивного в
строгого консерватора и становится панегиристом, оправдывающим существующий
порядок даже и в тех случаях, когда он противоречил его собственному
идеалу.
Но Феофан всё же оставался человеком, высоко ценившим и, по возможности,
отстаивавшим науку и просвещение. В лучших своих произведениях он выступает
представителем критически-обличительного направления. Исходя из понятий
современного ему научного рационализма и протестантской теологии, Феофан
отрицательно относится к старым формам московской церковной и общественной
жизни, которые считает особенно благоприятствующими процветанию невежества
или показной псевдо-учёности, ханжества и суеверия; во имя выставленного им
идеала просвещённого человека и сильного своим просвещением государства, он
сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может
быть назван первым русским сатириком, первым представителем того
направления, к которому впоследствии примкнули наши лучшие литературные
силы.
Его влияние на знаменитого русского поэта Антиоха
Кантемира, сатиры которого нередко являются только перифразом
проповедей Феофана, было чрезвычайно сильно; не подлежит также сомнению и
влияние его на
В. Н. Татищева, автора первого капитального
труда по русской истории, взгляды которого на русскую историю и
современность вырабатывались, можно сказать, в школе Феофана.
Его сочинения на латинском языке изданы в XVIII веке в Кёнигсберге и
Лейпциге Дамаскиным (Рудневым), Иакинфом (Карпинским), Давидом Нащинским и
Самуилом (Миславским); некоторые переводились на русский язык. «Слова и
Речи» изданы в 3-х частях (СПб., 1765).
Феофана Прокоповича принято считать автором тезиса о триедином русском
народе концепция о котором впоследствии стала официальной
государствообразующей в Российской империи, само название которой, так же
было предложено Феофаном Прокоповичем.
Ректор Московской академии, впоследствии архиепископ Тверской, второй
вице-президент Синода Феофилакт Лопатинский полагал (как и иные, например,
Маркелл Радышевский) Феофана протестантом.
Протоиерей Георгий Флоровский: «Феофан Прокопович был человек жуткий. Даже
в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и
авантюрист, — таких ученых наемников тогда много бывало на Западе. Феофан
кажется неискренним даже тогда, когда он поверяет свои заветные грезы,
когда высказывает свои действительные взгляды. Он пишет всегда точно
проданным пером. Во всем его душевном складе чувствуется нечестность.
Вернее назвать его дельцом, не деятелем. Один из современных историков
остроумно назвал его „агентом Петровской реформы“. Однако, Петру лично
Феофан был верен и предан почти без лести, и в Реформу вложился весь с
увлечением. И он принадлежал к тем немногим в рядах ближайших сотрудников
Петра, кто действительно дорожил преобразованиями».
«Не было почти рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан.
Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нём с
разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном
сочетании. Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить
среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана
Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории
XVIII столетия».
Сочинения
Приписывается Ф. Прокоповичу. Подробная летопись от начала России до
Полтавской Баталии: В 4 частях / Под ред. И. Н. Болтина и Н. А. Львова. —
1-е изд. — СПб.: Печатано у И. К. Шнора.
Часть первая. — 1798. — XXVI, 233 с.
Часть вторая. — 1798. — XI, 243 с.
Часть третья. — 1799. — VII, 327 с.
Часть четвёртая. — 1799. — VI, 200 с.
История о избрании и восшествии на престол блаженной и вечнодостойной
памяти государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержцы всероссийской. /
Примеч. А. Терещенко // Сын отечества, 1837. — Ч. 184. — Отд. 2. — С.
23-73; То же, в текстовом формате.
Краткая повесть о смерти Петра Великого императора и самодержца
Всероссийского, сочиненная Феофаном Прокоповичем, Архиепископом
Новгородским и Св. Синода Первенстовавшим Членом. С присовокуплением
описания порядка, держанного при погребении блаженной высокославной и
вечнодостойнешей памяти Всепресветлейшего, Державнейшего Петра Великого,
Императора и Самодержца Всероссийского и блаженной памяти Её Императорского
Высочества, Государыни Цесаревны Натальи Петровны. — Спб.: Тип. И.
Глазунова, 1831. — 120 с.
Письма Феофана Прокоповича, писанные в царствование импер Екатерины I и
Петра II. (1725—1730 г.) // Труды Киевской Духовной Академии, 1865. — No.2.
— С. 297—310.
Письмо Феофана Прокоповича к киевскому архиепископу о Братском училищном
монастыре. 8 сентября 1736 г. // Русский архив, 1865. — Изд. 2-е. — М.,
1866. — Стб. 329—336.
Письмо архиеп. Феофана Прокоповича к канцлеру Остерману // Москвитянин,
1852. — Т. 6. — № 22. — С. 1-2.
Показание прореченнаго прежде в словесех Божиих и давно уже явившагося в
мире Великаго Антихриста чрез характиры его, в священном писании
предложенныя, и по его явлении от многих прешедших лет узнанныя, и ныне
ясно видимыя на нём, на пользу прямым истины искателям и рачителем спасения
своего и на обличение мятежником, мир в отечестве нашем злобно терзающим и
равным безумию своему беззаконием в Боговенчанных владетельных христах
Господних показать суетно желающим Антихриста. Список 1812 г. (хранится в
Секторе редких книг Национальной библиотеки Республики Карелия, инвентарный
номер 36551р). 81 л.
Прокопович Ф. Сочинения / Под редакцией И. П. Еремина. М.-Л.: Издательство
Академии наук СССР, 1961.
Прокопович Феофан. Философские сочинения в 3-х тт. / Філософські твори в
3-х тт. (на украинском языке). Перевод с латинского. Киев: Наукова думка,
1979.
Прокопович, Феофан Избранные труды / Феофан Прокопович; сост., авт. вступ.
ст. и коммент. И. В. Курукин ; Ин-т общественной мысли .- Москва : РОССПЭН
, 2010—623 с.