|
|||
|
Челябинская "тридцатьчетверка" (Т-34) 1942 г
В боях полностью подтвердилось, что тяжелый танк не должен быть бронированным слоном ни по массе, ни по размерам, а высокая маневренность ему так же необходима, как и среднему. Мысленно Духов всегда сравнивал KB с "тридцатьчетверкой", с которой познакомился еще в 1939 году во время показа обеих машин правительственной комиссии. И вот летом 1942 года при довольно неожиданных обстоятельствах ему пришлось вплотную заняться танком Т-34 . В течение всего первого периода войны Сталинградский тракторный завод оставался ведущим предприятием по выпуску Т-34 и давал до сорока процентов их общего числа. Когда возникла опасность прорыва фашистских войск к городу на Волге, Государственный Комитет Обороны поручил кировцам одновременно с производством KB организовать выпуск танков Т-34. В ЦК партии так и сказали: "Считается, что технически это невозможно. Но Родине это нужно, и кировцы должны это сделать..." Опыт передовой техники не только у нас, но и за границей не знал примеров освоения серийного выпуска машин такого типа менее чем за четыре-пять месяцев. Сложность проблемы усугубилась тем, что обстановка не позволяла затормозить ход прежней работы. Осваивая Т-34, завод вместе с тем должен был выпускать и танк KB-1С. Понадобилось разработать технологические процессы на две тысячи деталей, спроектировать и изготовить более сотни моделей, свыше пятисот штампов, до пяти тысяч наименований инструмента и приспособлений, переставить тысячи станков и создать новые поточные линии. Тысячи рабочих должны были освоить изготовление новых деталей и сборку узлов танка. Под руководством Николая Леонидовича конструкторский отдел с полным напряжением сил начал трудиться над отработкой чертежей и подготовкой производства отлично зарекомендовавшей себя в боях "тридцатьчетверки". Технологи и конструкторы по приспособлениям и оснастке работали вместе - их было почти триста человек. Трудились с девяти утра до десяти часов вечера ежедневно. Многие неделями не уходили домой. Спали тут же, в бюро. Группу, занятую инженерной подготовкой производства, часто навещал первый секретарь обкома партии Н. С. Патоличев , интересовался ходом работы. Одно время не хватало копировщиц. Патоличев прислал их из институтов и учреждений. По призыву областной партийной организации несколько заводов помогли кировцам в изготовлении оснастки, приспособлений, штампов. Сейчас даже трудно представить, сколько дел свалилось тогда на Духова. Но никто и никогда не видел его нервным или раздраженным. Администрирование, окрики были ему чужды. Принимая очередной чертеж со своей мягкой, приветливой, так знакомой всем духовской улыбкой, он устремлял на него слегка прищуренный, спокойный взгляд, и... тут происходило какое-то магическое сцепление его острого аналитического ума с паутиной линий. Когда он рассматривал чертеж, то ни одна ошибка не ускользала от этого пристального, неторопливого взгляда. Николай Леонидович на активе не выступал, но продолжал и сам работать с полной отдачей, и других увлекал своей увлеченностью, азартом, хотя все знали его обычную манеру держать себя спокойно, скромно, даже застенчиво. Уже 20 июля 1942 года завод получил из конструкторского отдела чертежи "тридцатьчетверки". 24 июля каждый цех знал перечень деталей и узлов, которые он должен изготовлять. Всего через 33 дня после получения правительственного задания благодаря самоотверженности и героическому труду всего многотысячного коллектива технически невозможное свершилось! Первые серийные танки Т-34 производства Кировского завода были отправлены на фронт. Шел август 1942 года. Тогда и в последующие месяцы в конструкцию Т-34 были внесены существенные усовершенствования, принятые потом и на других заводах, выпускавших этот танк. Сохранился документ, в котором Духов назвал основные новшества, в отработке которых он принял участие. Тут и смотровая командирская башенка - она улучшила обзорность из танка (такая башенка была на KB), и фильтр "мультициклон", который полнее очищал воздух от пыли и делал более надежной работу двигателя, и доводка новой пятискоростной коробки передач. Насчет коробки Духов не без гордости отметил, что приказом наркома Кировский завод был назначен головным предприятием по этому наиболее ответственному силовому узлу танка Т-34. Предлагая усовершенствования по этой машине, Николай Леонидович брал на себя большую ответственность. Ведь "тридцатьчетверка" выпускалась десятками тысяч машин, и к любому новшеству предъявлялись повышенные требования. Даже незначительные изменения надо было согласовать с представителями военной приемки и конструкторским бюро завода, где перед войной почти одновременно с KB родился прославленный средний танк. Если предложения Духова проходили и принимались к серийному производству, то лишь благодаря их бесспорной необходимости. За улучшениями ради самих улучшений он никогда не гнался. Если брался за какое-либо усовершенствование, то лишь потому, что к этому его побуждал опыт применения боевой техники или проблемы производственного характера. К середине 1942 года условия работы конструкторов заметно изменились и в другом отношении: уменьшилась степень риска при принятии новых технических решений. Ведь к тому времени на заводе появилось отдельное опытное производство , качество новых узлов и деталей стали проверять более тщательно на испытательных стендах. Для проверки, допустим, образца того же фильтра уже не надо было устанавливать его в серийном танке и гонять машину по пыльной дороге. Отработку всех вариантов нового узла вели в лаборатории с применением измерительной аппаратуры. Это было большим шагом вперед. И все же рисковать приходилось. Кто из старых работников завода не помнит трудностей, связанных с изготовлением звеньев гусеницы - траков! Для Т-34, выпуск которого из месяца в месяц увеличивался, их требовалось особенно много. Немало отправляли их на фронт для замены изношенных, а также для ремонта машин, поврежденных в бою. Массовую деталь для "тридцатьчетверки" делали в литейных цехах. Литейное производство вообще отличается большой сложностью, а изготовление траков в особенности. Отсюда и многочисленные трудности. Например, на заводе "Красное Сормово" даже после внедрения кокильного литья траки продолжали отливать только в земляные формы. При попытках отливать их в кокиль, то есть в металлическую форму, применявшийся для траков особый сорт стали давал большую усадку. В конце 1942 года все совещания у директора начинались с вопроса: что с траками? Однажды Духов появился в кабинете Махонина и... предложил штамповать траки для Т-34. Такая технология принята для изготовления аналогичной детали танка КВ. Но и Духову, и Махонину было отлично известно, что самый мощный на заводе девятитонный молот, пригодный для этой операции, загружен до предела. На нем штампуют не только траки для KB, но и коленчатые валы моторов, причем не только танковых, но и авиационных - таково распоряжение Государственного Комитета Обороны. Перехватив недоуменный взгляд главного инженера, Духов, в свою очередь, вопросительно посмотрел на Махонина и спросил: Сергей Нестерович, а какая сила нужна на половину трака? Три с половиной тонны,- еще ничего не понимая, ответил главный инженер. Вот и прекрасно. У нас ведь есть пятитонные молоты, а мы ломаем голову. Махонин мгновенно все понял. Получится ли? - сразу спросил он - Трак из двух половинок - ведь это рискованно. Вот расчеты: станет больше соединений, но прочность гусеницы не снизится. К тому же она у нас будет не из одних только половинок. Поставим целое звено, за ним из двух половинок, потом опять целое и так далее. Ведь если программу по литым тракам снизим вдвое, выйдем из положения. Главный инженер уже успел хорошо узнать Духова, но каждый раз поражался его изобретательности. Он тут же отдал распоряжение опытному производству изготовить полуараки и испытать их. В канун нового, 1943 года Николай Леонидович передал Махонину коротенькую записочку: "Заключение по испытаниям бесклыковых половинок траков на танке Т-34 с 20 по 28 декабря 1942 года: при испытаниях стойкости гусениц из литых Клыковых траков совместно с бесклыковыми из двух половинок, штампованными - поломок на пути Челябинск-Свердловск не было. Н. Духов". Хотя предложенное конструктором решение было довольно рискованным, машины с комбинированными гусеницами воевали успешно, а завод получил возможность увеличить выпуск танков. Работа Николая Леонидовича над "тридцатьчетверкой" была отмечена новой правительственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени. Вместе с инженерами головного завода он, как говорилось в указе Президиума Верховного Совета СССР, получил орден "за образцовое выполнение задания правительства по усовершенствованию конструкции и улучшению боевых качеств танка Т-34 и успехи в создании отличной боевой машины для Красной Армии".
Ссылки:
|