|
|||
|
История создания танка Т-34, 1940 г
История этого "народного танка" - новая глава в курсе танковых наук, который продолжал изучать Малышев. ...Летом 1937 года из Севастополя в Испанию отплыл не совсем обычный пароход. На нем выехала советская танковая часть. В трюмах парохода "Кабо Сан-Агустин" , переименованного в "Туркестан", стояло пятьдесят новеньких танков БТ-5 . Вместе с ранее прибывшими добровольцами-танкистами, среди которых был и Д. Г. Павлов , будущий командующий Особым Западным военным округом , располагавший танками Т-26 , новый батальон составил основу республиканских бронетанковых войск. Уже после первых сражений на каменистых испанских плоскогорьях, где колесный ход танков не выявлял своих слабостей, обнаружилось, что итальянский танк "Фиат Ансальдо" у мятежников (без пушки, без башенной установки) вообще беспомощен. Не выдерживал никакого сравнения с советскими ВТ и Т-26 и немецкий Т-1 ... Но быстро стали ясны и неприятные обстоятельства. Во-первых, броня, защищающая БТ-5 от пуль и осколков, совсем не "стояла" перед снарядами противотанковой артиллерии. Во-вторых, бензиновый двигатель был огнеопасен. И в-третьих, громоздок, сложен, ненадежен был колесно-гусеничный движитель. "Танковая" литература на столе у Малышева прибавлялась... Он, как это было с тепловозами, изучал весь наличный танковый парк страны, все модели средних и легких танков. Что такое танки Т-29 и Т-46-5 ? Т-29 - колесно-гусеничный танк, развивавший на колесах скорость до 80 километров в час, Т-46-5 - танк, имевший уже броню толщиной 60 миллиметров... Вновь и вновь вникая в историю танковой техники, оценивая и мертворожденные решения, Малышев приходил к выводу, что наше танкостроение шло к Т-34 как отечественной, независимой от зарубежных прототипов машине. Из огромного комплекса цифр, параметров выкристаллизовывалась общая идея танка, опередившего время... Было бы, бесспорно, преувеличением при оценке "танковой ситуации" в стране делать одного Малышева, Кошкина, Котина - или кого-либо другого - единственным полномочным вершителем судеб танкового цеха страны. Центральный Комитет партии, Политбюро ЦК ВКП(б) непосредственно и каждодневно занимались вопросами танкостроения. Ссылки:
|