|
|||
|
СИСТЕМА А-135 ПРИШЛА В ПОДМОСКОВЬЕ
В результате многочисленных доработок и в силу договорных ограничений система А-135 практически превратилась в комплекс противоракетной обороны "Амур" . 7 июля 1978 года было принято решение о развертывании работ по созданию подмосковных объектов комплекса. В начале 1979 года первые строители прибыли на объект 2311, где под городом Софрино намечалось сооружение многофункционального радиолокатора "Дон-2Н" и командно- вычислительного пункта. В это же время в составе 1-го управления генерала М.М.Коломийца началось формирование войсковой части 03523. 7 июля 1979 года был создан Межведомственный координационный совет (МВКС) , которому поручена координация деятельности Минрадиопрома , Минобщемаша и Минавиапрома\Минавиапром по реализации программы противоракетной обороны. Возглавил совет министр радиопромышленности П.С.Плешаков . При МВКС был образован совет главных конструкторов и научно-технических руководителей, председателем которого стал А.Г. Басистов . Работы в Подмосковье велись под руководством Аркадия Израилевича Гороватского , главным инженером проекта А-135 был Вячеслав Иванович Важбин . По совмещенному графику в Софрино одновременно шло рытье котлована, установка арматуры и бетонирование. Уже к 1981 году были выполнены основные строительно-монтажные работы на командно-вычислительном пункте. Рассказывает ветеран ГПТП "Гранит" К.А.Осипов . "Во всех технологических помещениях необходимо было смонтировать около 1600 шкафов, более 700 унифицированных систем охлаждения, более 2500 кабельных коробок, 119 табло и пультов, 800 блоков технологической связи и много другого оборудования. Монтаж технологического оборудования проводили сразу после сдачи помещений строителями, не ожидая завершения работ по прокладке кабелей, воздухо- и водоводов. Работы велись в сложных условиях и на весьма опасных высотах. К счастью, обошлось без производственного травматизма. Включение аппаратуры и автономная настройка проводились параллельно со строительными и незавершенными монтажными работами". В 1980 году к освоению производства противоракет А-925 приступил Московский машиностроительный завод "Авангард" . Конструкция нового изделия значительно отличалась от предыдущего, поэтому заводу пришлось проводить переоснащение производства. Кроме того, "Авангард" получил задание наладить выпуск транспортно-пускового контейнера противоракеты. С ленинградского завода "Большевик" была получена документация на предварительную конструкцию ТПК, после чего завод совместно с СКТБ "Курс" (г. Сафоново Смоленской области) завершил разработку конструкции контейнера, получившего индекс 81Р6. Изготовление стеклопластиковых корпусов ТП К велось под руководством главного конструктора СКТБ "Курс" В.А.Работягина . Технологическое оснащение для производства этих корпусов было спроектировано и изготовлено заводом "Авангард". Завод также выпускал все металлические детали и узлы, и вел сборку контейнеров. На этапе конструкторских и государственных испытаний противоракет сборка контейнеров велась в г. Сафоново, а на этапе поставки в эксплуатацию - на сборочно-снаряжательной базе в Балабаново. Работы по освоению и изготовлению новых противоракет на заводе "Авангард" возглавлял генеральный директор Виктор Павлович Пасько . Этот человек удивительной работоспособности и феноменальной памяти держал в руках все нити управления производством и руководил всем процессом. Именно благодаря его энергии и настойчивости завод "Авангард" справился с поставленной задачей. Помощником В.П.Пасько в этом деле был заместитель главного инженера М.М.Яковлев . Сборкой ТПК в Сафоново, подготовкой противоракет к летным испытаниям на полигоне и досборкой руководил главный инженер Р.Х.Каримов . В отработку конструкции контейнера значительный вклад внес заместитель главного конструктора завода Н.И.Якунченков. Техническим руководителем по сборке ТПК был квалифицированный специалист С.М.Плешивцев. Непосредственной подготовкой противоракет А-925 к пускам на полигоне занимался И.М.Садков, участок досборки на сборочно-снаряжательной базе возглавлял В.В.Игнатов. Решением технических вопросов, возникавших при испытаниях, занимались конструктор Н.К.Харитонович и заместитель главного конструктора Н.Н.Ермолов. Строительство стартовых позиций с шахтными пусковыми установками началось в 1980 году и завершилось в 1981 году. Комплексами наземного оборудования занималось ОКБ "Горизонт" . В связи с введением в состав А-135 двух типов противоракет, традиционная техническая позиция расширилась и получила новое название - техническая база. Зоны технического обслуживания (ЗТО), различавшиеся в новой системе в зависимости от типа противоракет, подчинялись технической базе. В состав ЗТО вошли пункты проверки изделий, а работы на объектах ЗТО предстояло вести подвижным средствам техбазы. Все это должно было обеспечить автономность стартовых позиций и исключить опасные передвижения автопоездов с заправленными противоракетами по загруженным дорогам Подмосковья. Рассказывает генерал Н.И.Родионов . "Много трудностей пришлось испытать при соблюдении условий договора по ПРО . По договору нам разрешалось иметь не более 100 пусковых установок. Чтобы не выйти за рамки ограничений, приступили к демонтажу пусковых установок системы А-35М на Клинском объекте. Довольно быстро демонтировали металлические части со станиной на восьми из шестнадцати пусковых установках. Разрушить бетонное основание, выполненное из высокопрочного бетона марки 600, было практически невозможно. Отбойные молотки просто отскакивали от бетона. Тогда на объект доставили специальную установку, изготовленную на Воронежском заводе. Она была создана на базе колесного экскаватора, только вместо ковша имела насадку, напоминающую большой клюв, и работала на компонентах ракетного топлива. Установка прижимала клюв к бетону, по трубопроводам поочередно поступали горючее и окислитель, при их соединении происходил взрыв ограниченной мощности. По звуку работа напоминала стрельбу зенитной пушки. Только с ее помощью удалось разрушить основания демонтируемых пусковых установок. К строительству шахт системы А-135 можно было приступить только после подтверждения фотосъемкой разрушения пусковых установок. Фотографии были переданы в вышестоящие штабы, и через шесть месяцев пришло разрешение на строительство шахт. Объем работ значительно возрос. Вместе с несением боевого дежурства требовалось постоянно контролировать создание новой системы. Тогда главнокомандующий Войсками ПВО возложил контроль за созданием новой системы на первое управление по вводу объектов СПРН, ПКО и ККП генерал-лейтенанта М.М.Коломийца ". В 1982-1985 годах было смонтировано оборудование на стартовых позициях и командно-вычислительном пункте, и проведены государственные испытания МВК "Эльбрус-2" . В 1986 году завершился монтаж оборудования на радиолокаторе "Дон-2Н", специалисты приступили к первым включениям и настройке аппаратуры. Параллельно объекты системы А-35М были подготовлены к подключению в автоматическом режиме к комплексу "Амур" . В 1985 году А.Г.Басистов закончил разработку проекта новой системы ПРО Московского промышленного района А-235. В ее состав было предложено ввести командно-вычислительный пункт, радиолокационный комплекс информационного обеспечения стрельбовых средств "Киев" , многоканальные двухэшелонные стрельбовые комплексы зональной обороны "Кивач" , включающие многофункциональную РЛС "Нарва" и противоракеты МКБ "Факел" и ОКБ "Новатор", огневые комплексы "Илек" , создаваемые на базе РЛС миллиметрового диапазона, многоканальный стрельбовой комплекс "Амур" , информационный опитикоэлектронный комплекс самолетного базирования "Онега" , стартовые позиции и техническую базу.
Разработка системного проекта была проведена коллективом НИИРПа в 1986-1989 годах. 24 февраля 1987 года, в соответствии с поручением ЦК КПСС о завершении работ к 70-летию Великого Октября, приказом министра радиопромышленности СССР был образован Межведомственный временный целевой коллектив (МВЦПК-181) по созданию системы ПРО г. Москвы. Возглавил его заместитель министра радиопромышленности СССР О.А.Лосев . В состав МВЦПК-181 вошли работники организаций и предприятий Минрадиопрома, других министерств и ведомств, а также представители Министерства обороны. Была также создана Генеральная дирекция, в состав которой вошли пять заместителей министров. Генеральную дирекцию тоже возглавлял О.А.Лосев. С марта по октябрь 1987 года на Балхаше прошли испытания комплекса "Амур-П" с МВК "Эльбрус-2", в ходе которых проведены два пуска противоракет дальнего перехвата и пять пусков противоракет ближнего перехвата. В процессе испытаний был выявлен ряд недостатков. Несмотря на это, 18 октября первый заместитель министра радиопромышленности СССР В.А.Курочкин направил министру обороны СССР Д.Т.Язову "Уведомление о готовности системы ПРО г. Москвы к совместным испытаниям". Учитывая огромный объем перечня замечаний, Министерство обороны настояло на переносе государственных (совместных) испытаний и проведении этапов предварительных испытаний и комплексных конструкторских проверок, не планировавшихся ранее. Предъявить комплекс к 7 ноября не удалось. В октябре-ноябре 1987 года, практически одновременно, были проведены предварительные испытания радиолокаторов "Дон-2НП" на Балхаше и "Дон-2Н" в Софрино . С января по июль 1988 года проведен этап конструкторских проверок комплекса "Амур-П" с двумя пусками противоракет дальнего перехвата и тремя пусками противоракет ближнего перехвата. Министерство обороны вновь констатировало неполное выполнение перечня замечаний. Он значительно сократился, но все еще представлял свод довольно увесистых томов. В 1988-1989 годах был проведен второй этап конструкторских проверок, в ходе которых выполнено восемь пусков противоракет дальнего перехвата и двенадцать пусков противоракет ближнего перехвата. В 1989 году начались, наконец, государственные испытания комплекса "Амур". Параллельно на Балхашском полигоне проводилась экспериментальная часть испытаний с пусками противоракет по условным и реальным целям. Всего в ходе госиспытаний на Балхашском полигоне было проведено три пуска противоракет дальнего перехвата, четыре пуска противоракет ближнего перехвата и четырнадцать проводок баллистических ракет-мишеней. 4 декабря 1989 года государственная комиссия, председателем которой был генерал армии В.М.Шабанов, а заместителем председателя - первый заместитель главнокомандующего Войсками ПВО, генерал-полковник В.В.Литвинов, приняла решение о завершении государственных испытаний и рекомендовала поставить комплекс "Амур" с МРЛС "Дон-2Н", стартовыми позициями противоракет и системой передачи данных на опытное дежурство. В 1990 году на подмосковные объекты были завезены первые противоракеты А-925 и ПРС-1 , поставка которых продолжалась по 1992 год. В декабре 1990 года постановлением Совета Министров СССР система ПРО г. Москвы была принята в опытную совместную эксплуатацию. 11 февраля 1991 года войсковые части заступили на опытное дежурство. Рассказывает генерал В.М.Красковский . "16 июля 1991 года на совещании Военно-технического совета, проходившего под руководством начальника Генерального штаба генерала армии М.А.Моисеева , рассматривался вопрос о подготовке к заступлению на боевое дежурство и перспективах развития системы А-135. В своем докладе я отметил, что система готова к заступлению на боевое дежурство при условии полного выполнения всех рекомендаций государственной комиссии. Меня поддержал генеральный конструктор А. Г. Басистов. М.А.Моисеев с осторожностью воспринимал идею заступления на боевое дежурство системы со специальным вооружением, стартовые позиции которой находились в непосредственной близости от Москвы. А.Г.Басистов компетентно отвел все возражения начальника Генштаба. Выслушав выступления академика Ю.Б.Харитона , генерал-лейтенанта Б.В.Замышляева и министра радиопромышленности В.И.Шимко , М.А.Моисеев смягчил позицию и потребовал выполнить все замечания госкомиссии". Ссылки:
|