Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Кожевников Григорий Александрович (1866-1933)

  Из Шноля

Проблема выбора решения в критической ситуации становится особенно трудной, когда это решение противоречит общему мнению. В истории человечества такое противостояние часто полагалось недопустимым, "подрывающим устои". В этом есть смысл - "единство мнений и действий" - условие победы в войне или в борьбе со стихиями. Две формы этого единства - "Тоталитаризм" и "Демократия" - в сущности сходны. Подчинение меньшинства большинству - свойство, выработанное в ходе социальной эволюции. Этот "тоталитаризм" проявляется в разных формах. В обычаях, религиях, законах, программах политических партий. Это - "Принцип демократического централизма" - обязательность выполнения всеми членами партии решений, принятых большинством голосов. Само понятие "дисциплина" - основано на необходимости единства действий. Эта готовность подчиняться, "дисциплинированность" - результат естественного отбора. Эта готовность инстинктивна и подкрепляется воспитанием - родителями.

... Зависеть от царя, зависеть от народа - Не все ли нам равно?

А. С. Пушкин Нравственное качество поступка совершенно не зависит от того, сколько людей поступает таким же образом.

Г. А. Кожевников Общество борется с диссидентами. Оно присуждает к смерти Анаксагора за то, что он "не почитает богов по установленному обычаю и объясняет научным образом небесные явления..." (Анаксагора спасает заступничество Перикла ...). Общество, посредством демократического голосования, приговаривает к смерти Сократа за то, что он внушал молодым людям сомнения... (для оправдания Сократа нужен был 251 голос из 500 голосовавших. Голосов в защиту оказалось 221...). Инквизиторы сжигают Дж. Бруно ... и нет конца этому списку. Противостояние общему мнению требует героических усилий. Но чем было бы человечество без героев-диссидентов! С.Н. Трубецкой был убежден, что университет не должен быть площадью, на которой происходят митинги и обсуждения политических проблем. Университет создан для самого высокого вида человеческой деятельности - для развития науки. В конце концов, именно развитие науки обеспечивает выживание человечества в изменяющемся мире.

"Служенье муз не терпит суеты..." (А. С. Пушкин).

В 1905 г. С. Н. Трубецкой, фактически ценой своей жизни, добился принципиальной возможности для такого существования университета - автономии университета , выборности ректора. Однако реализация этой принципиальной возможности была чрезвычайно осложнена революционной ситуацией в стране.

Затихшие после подавления революции 1905 г. волнения студентов возобновились в 1911 г. Нарушив университетскую автономию, на территорию университета ворвались жандармы и казаки... Ректор А.А. Мануйлов и его помощники М.А. Мензбир и П.А. Минаков подали протест министру просвещения Л.А. Кассо . Он ответил грубостью. Они подали в отставку. В знак солидарности с ними, в отставку ушло большинство ведущих профессоров университета. Профессор Кожевников в отставку не ушел...

Уход в отставку для многих означал личную трагедию. Прекращение любимой деятельности - педагогической и научной, лишение лабораторий, жалования и для многих - еще и казенных квартир! Ясно, что ушедшие сделали высоконравственные и даже героические поступки. А те, кто не ушли... Не поддержали своих коллег... Кто они? А тут еще на освободившиеся места пришли другие... Им, как рассказывал Н.В. Тимофеев-Ресовский , "не подавали руки...". В некотором смысле уйти было легче, чем остаться.

Прошло почти 100 лет. Внук Григория Александровича Кожевникова - профессор Дмитрий Александрович Кожевников - и его правнучка - Александра Дмитриевна Кожевникова - опубликовали документ чрезвычайной силы [ 8_1 , 8_2 ]. Это письмо, обращенное Г. А. к его коллегам с рассмотрением нравственных мотивов его решения. Письмо не предназначалось тогда для опубликования. Теперь - век спустя - общечеловеческая актуальность затронутых в этом письме вопросов не уменьшилась. С разрешения публикаторов я перепечатываю этот высоконравственный документ. См. Письмо Г.А. Кожевникова профессорам, уволившимся из Московского университета

Ну, нужно дух перевести! Поразительный документ! Это 1911 год. Участники этих драматических событий, естественно, не знают, что их ждет. А мы-то знаем. Знаем, что в 1914 г. началась ужасная война . В результате обрушилась государственная структура. В 1917 г. отрекся от престола Николай II , произошла революция. Власть захватили большевики .

В Московский Университет стали возвращаться многие, ушедшие из него в 1911 г. Им было куда возвращаться. Это, среди прочего, следствие поступка Г.А. Кожевникова. Но то, что ожидало их всех в дальнейшем, было непредсказуемо. Университеты страны оказались под властью невежественной и агрессивной толпы - "демократии", когда недоучившиеся студенты и их вожди голосованием определяли судьбы профессоров.

Для Г.А. Кожевникова "восхождение на Голгофу" продолжалось до 1929 г., когда Г. А. Кожевников был изгнан из университета "за незнание марксистской диалектики". Изгнан профессор, заведующий кафедрой Зоологии беспозвоночных . С 1904 г. он был также директором Зоологического музея и, среди прочего, добился строения нового здания музея. Он был одним из создателей Сухумского обезьяньего питомника , Косинской биологической станции вблизи Москвы . Был инициатором и организатором в России и СССР изучения биологии малярийного комара и др. насекомых - переносчиков заболеваний. Его учениками были выдающиеся деятели - профессора Л. А. Зенкевич , С. С. Туров , С. И. Огнев , А. Н. Формозов , В. Г. Гептнер и др. Он был выдающимся лектором [ 8_3 , 8_5 ]. Он сделал важные научные открытия в анатомии и физиологии насекомых и по-новому объяснил поведение и общественную организацию жизни медоносных пчел . Его классические работы об эволюции медоносных пчел и их инстинктах продолжают оставаться непревзойденными в мировой пчеловодной литературе. По богатству идей, гипотез и концепций они не имеют себе равных и по сей день. Экспериментальную пасеку в Измайлове, славившуюся музеем и лабораторией, Кожевников (он был ее директором с 1910 по 1920 гг.) превратил в научно-образовательный центр мирового уровня. Без преувеличения можно сказать, что Кожевников заложил биологические основы современного практического пчеловодства.

Биолог-эволюционист, теоретик и экспериментатор - таким он вошел в историю отечественного и мирового пчеловодства. Г. А. Кожевникову посвящено много публикаций. Некоторая их часть перечислена в Приложении. В статье [ 8_2 ] рассказано:

"На лекции Кожевникова приходили не только студенты-биологи, но и студенты других факультетов и даже других вузов. Среди них - студент кафедры Частного земледелия Московского сельхозинститута Николай Вавилов - будущий выдающийся ученый-биолог. Его потрясла лекция "Будущее человека", прочитанная Григорием Александровичем в Политехническом музее.

"Глубокоуважаемый профессор! Прослушав Вашу лекцию, я был поражен той перспективой будущего, которую Вы изобразили. Я понял из Вашей лекции, в каком хаосе познания бродили мы... - писал он Кожевникову в 1909 г. - Явилось сильное желание... выяснить себе, как жить сообразно требованиям биологии, захотелось разобраться в вопросах о вырождении человечества. Общее естествознание, проходимое нами в высшей школе, почти не дает ответа на затронутые Вашей лекцией вопросы". Вавилов просил Кожевникова помочь советами и рекомендациями. Профессор подробно ответил студенту, и вскоре получил от него письменную благодарность "от себя и от лица товарищей по самообразованию" (архив Г.А. Кожевникова в МГУ).

Кожевников был основоположником дела охраны природы . Эта его деятельность чрезвычайно важна, но она находится за пределами моей компетенции. Современный американский историк науки Дуглас Вайнер пишет [ 8_4 ]:

"Сегодня ретроспективно мы можем видеть, что Кожевников нащупывал путь к величайшей в XX веке революции в биологии: синтезу экологии, генетики и эволюционной теории. Экологическая концепция охраны природы Кожевникова по сути противостояла сталинистской программе общественного экономического развития. Представления Кожевникова о природе, изменяющейся очень медленно, требующей крайне длительных исследований законов ее эволюции, не слишком сильно отличались от представлений о природе как о чем-то неизменном, в особенности с точки зрения нетерпеливых строителей социализма. Неспособные воспринимать природу такой, какова она есть, они стремились переделать ее по-своему".

Роли Г. А. Кожевникова как пионера охраны природы и заповедного дела в России, посвятил весьма ценный очерк Владимир Евгеньевич Борейко (Киевский эколого-культурный центр). С разрешения автора этот очерк (с сокращениями) помещен в Приложении [ 8_6 ]. См. В.Е. Борейко: Колокол Кожевникова

Мне же было важно представить пример высоконравственного решения проблемы выбора решения в чрезвычайной ситуации, пример жизни еще одного героя отечественной науки.

Ссылки:
1. Кольцов Николай Константинович (1872-1940)
2. Шноль С.Э.: о состоянии науки в России и СССР
3. Богданов Анатолий Петрович (1834-1896)
4. БОЛЬШЕВИКИ ПРИШЛИ
5. 36_4
6. Борейко Владимир Евгеньевич
7. Шноль о конформистах

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»