Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Таиров Александр Яковлевич (1885-1950)

См. в Википедии Таиров, Александр Яковлевич

Источник - Википедия

Таиров, Александр Яковлевич (настоящая фамилия Корнблит, 24 июня (6 июля) 1885, Ромны, — 25 сентября 1950, Москва) — российский и советский актёр и режиссёр, создатель и художественный руководитель Камерного театра (1914—1949), народный артист РСФСР (1935).

Александр Таиров родился в 1885 году в Ромны Полтавской губернии в семье учителя-еврея, который принял христианство, чтобы жениться на матери Таирова.
На сцене Таиров дебютировал летом 1904 года — в Драматическом товариществе под руководством А. Н. Лепковской, сыграв Петю Трофимова в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова. В 1905 году — в труппе М. М. Бородая в Киеве.
В сезон 1906—1907 гг. был актёром театра В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. До 1913 года Таиров играл в театрах Санкт-Петербурга, Риги, Симбирска, три года в Передвижном театре П. П. Гайдебурова, где начал режиссёрскую деятельность, поставив в1908 году спектакли «Гамлет» и «Дядя Ваня».
В 1913 году Таиров окончил юридический факультет Петербургского университета и поступил в московскую адвокатуру, которую в скором времени оставил, чтобы в том же году поступить в Свободный театр К. А. Марджанова. Поставил здесь спектакль «Жёлтая кофта» Хезельтона-Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» Шницлера.
В 1914 году Таиров вместе с женой (с 1914 года) и актрисой Алисой Коонен и группой молодых актёров создал Камерный театр, с которым была связана вся его дальнейшая жизнь.
Спектакль «Сакунтала» (Шакунтала) Калидасы, поставленный Таировым и представленный 25 декабря 1914 года, в день открытия Камерного театра, определил его творческую платформу. Таиров стремился к созданию синтетического театра, уделяя большое внимание актёрскому движению и пластике. Свое детище Таиров назвал «театр эмоционально-насыщенных форм» или «театр неореализма».
«Мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей… Ни к камерному репертуару, ни к камерным методам постановки и исполнения мы отнюдь не стремились — напротив, по самому своему существу они были чужды нашим замыслам и нашим исканиям», — писал Александр Таиров..
Репертуарными спектаклями Таирова были также: «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1915); «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера (1916), «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). Премьера «Саломеи» состоялась за три дня до начала революционных беспорядков.
«Прочтите тысячу и одну ночь и фантастические рассказы Гофмана, перелистайте страницы Жюля Верна, Майн Рида, Уэллса — и тогда, быть может, вы получите некоторое представление о том, как возник Камерный театр…»
В 1929 году Таиров привез из Германии пьесу Бертольда Брехта «Трёхгрошовая опера», которую ему передал сам автор. На русский язык пьеса была переведена в 1928 году Львом Микулиным и Вадимом Шершеневичем. Спектакль был поставлен к 15-летию театра — в конце января 1930 года. Режиссёры — А. Таиров и Л. Лукьянов, художники братья Стенберги. Роли исполняли: Макхит — Ю. Хмельницкий, Пичем — Л. Фенин, Селия Пичем — Е. Уварова, Полли — Л. Назарова, Дженни — Н. Ефрон, Люси — Е. Толубеева, Браун — И. Аркадин.
Таиров стремился к изощрённому мастерству, к репертуару романтическому и трагедийному, к сюжетам легендарным и поэтическим, к изображению больших, сильных чувств.
Крупной победой театра была признана постановка в 1933 году пьесы «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского (режиссёр А. Таиров, художник В. Ф. Рындин, в роли Комиссара А. Коонен).
В середине 1930-х годов Таиров оказался в центре крупного идеологического скандала. В 1936 году он поставил пародийный оперный спектакль-фарс на основе русских народных сказок по опере-буфф «Богатыри» композитора Бородина. Автором либретто был известный в то время большевистский поэт Демьян Бедный, переработавший либретто драматурга 19 в. В. А. Крылова в уничижительном, сатирическом духе. В этом либретто в характерном для Демьяна Бедного стиле высмеивались события древнерусской истории, главным образом Крещение Руси. Новый спектакль подвергся неожиданной критике со стороны властей за искажение событий русской истории. Постановка была воспринята как «идеологически неграмотная». «Правда» откликнулась разгромной статьей. Критику этого спектакля и Камерного театра в целом поддержали многие известные коллеги Таирова — Мейерхольд, Станиславский и др. Как неудачи театра были также отмечены критикой спектакли «Не сдадимся!» по пьесе участника челюскинского похода писателя С. Семёнова (1935), «Дети солнца» М Горького (1937) и «Думы о Британке» (пьеса Ю. Яновского, 1937). Единственной творческой удачей театра этого периода был признан спектакль «Мадам Бовари» по Г. Флоберу с А. Коонен в роли Эммы Бовари.
В 1937 году поступает указание: объединить Камерный театр Таирова и Реалистический театр под руководством Н. Охлопкова. Однако совместная работа двух разноплановых в творческом отношении коллективов не сложилась, и в 1939 году Охлопков со своей труппой покинул Камерный театр.
В годы Великой Отечественной войны Таиров и Алиса Коонен вместе с "Камерным театром" были эвакуированы в г.Балхаш Казахской ССР, а затем в апреле 1942 года в г. Барнаул (Алтайский край).
А. Таиров участвовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета. 26 августа 1946 года выходит постановление ЦК ВКП(б), практически запрещающее зарубежную драматургию. А в 1949 году, несмотря на то, что сам Таиров незадолго до этого в связи с 30-летним юбилеем театра был награждён орденом Ленина, Камерный театр прекратил своё существование. В 1950 году вместо него и в том же здании создан другой театр — Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, к которому Таиров уже не имел отношения.
9 мая 1949 года, в ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Таиров был уволен из Камерного театра. И вскоре, в конце июня этого же года, вместе с Алисой Коонен был переведён в Театр им. Вахтангова, но к работе не приступил. Скончался 25 сентября 1950 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (2 уч. 14 ряд). Событиям, связанным с закрытием театра, посвящён фильм Бориса Бланка «Смерть Таирова» (2004), где режиссёра сыграл Михаил Козаков, а его музу — Алла Демидова.

Творчество
Актёрские работы в театре
Петя Трофимов — «Вишнёвый сад»
Лизандр — «Сон в летнюю ночь»

Режиссёрские работы
«Гамлет» Шекспира — Передвижной театр Гайдебурова
«Дядя Ваня» А. П. Чехова — Передвижной театр Гайдебурова
«Жёлтая кофта» — Свободный театр
«Покрывало Пьеретты» — Свободный театр

В камерном театре
1933 — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (премьера 18 декабря)
«Сакунтала» Калидасы
«Женитьба Фигаро»
«Покрывало Пьеретты» Шницлера
«Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского
«Саломея» Уайльда
«Адриенна Лекуврер»
«Принцесса Брамбилла» по пьесе Гофмана
«Король-Арлекин»
«Ящик с игрушками»
1920 — «Благовещение» по пьесе Поля Клоделя, в главной роли Алиса Коонен.
«Ромео и Джульетта»
«Опера нищих» по пьесе "Трёхгрошовая опера" Бертольда Брехта (первая постановка в СССР).
«Богатыри» — опера-фарс А.П. Бородина
«Федра»
«Гроза»
«Негр»
«Любовь под вязами»
«Египетские ночи»: Фрагменты одноимённого произведения А. С. Пушкина; «Цезаря и Клеопатры» Б. Шоу и «Антония и Клеопатры» У. Шекспира

Общественная деятельность
Первый председатель Московского союза артистов (с 1917)
Член президиума ЦК Рабис (1919—1936)
Вице-президент театральной секции Всесоюзного общества культурных связей (с 1944)

Звания и награды
Народный артист РСФСР (1935)
Орден Ленина (1945)

Ссылки:

  • О режиссере Николае Павловиче Акимове
  • Пьеса Галича "Начало пути" ("Походный марш") не прпущина цензурой
  • Демьян Бедный - промах
  • Семья, детство и юность А. Аджубея
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»