Серов, Валентин Александрович
(7 (19) января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября 1911, Москва) — русский
живописец и график, мастер портрета.
Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в
семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны
Серовой (урождённой Бергман, из крещёной еврейской семьи).
1871 год — Валентин Серов после смерти отца (20 января) в связи с отъездом
матери в Мюнхен для продолжения образования после ухода из консерватории,
был помещён в
коммуну Н. Н. Друцкой-Соколинской в
имении Никольское Смоленской губернии. Здесь впервые проявился его талант к
рисованию.
1872 год — после распада коммуны Валентин Серов был привезён к матери в
Мюнхен.
1873 год — стал учиться рисованию у немецкого гравёра Карла Кёппинга (Karl
Koepping (нем.)).
1874 год — с октября начал заниматься в Париже с
И. Е. Репиным.
1875 год — после возвращения в Россию живёт летом в
Абрамцеве у Мамонтовых. Здесь был
написан натюрморт «Синяя ваза». В сентябре начал посещать
гимназию Карла Мая в
Санкт-Петербурге.
1876 год — с весны, вместе с матерью и её гражданским мужем, Василием
Ивановичем Немчиновым, живёт в
Киеве и на хуторе Немчинова
Ахтырка, Харьковской губернии.
1877 год — осенью начал учиться во втором классе киевской гимназии;
одновременно посещал рисовальную школу Николая Мурашко, где был удостоен
малой серебряной медали.
1878 год — вновь, вынужденно, уехал с родителями в Ахтырку, где появились
карандашные рисунки имения; осенью возобновил занятия с И. Е. Репиным;
Валентин Серов был определён в третий класс первой московской
прогимназии.
1879 год — в начале апреля мать Валентина Серова с двумя младшими детьми,
Сашей и Надей, уехала в имение Сябринцы Новгородской губернии, оставив
старшего сына в Москве, где жила семья тётки по линии матери, Софьи
Семёновны Колль; был отчислен за неуспеваемость; летом с Репиным жил в
Абрамцеве, участвовал в домашних спектаклях семьи
С. И. Мамонтова; появились первые известные
карандашные портреты Валентина Серова: Марии Яковлевны Симонович, Саввы
Ивановича Мамонтова, Татьяны Анатольевны Мамонтовой и учителя, Ильи
Ефимовича Репина; с осени живёт с Репиным в Санкт-Петербурге; познакомился
с О. Ф. Трубниковой.
1880 год — в начале лета путешествовал с Репиным по Украине и Крыму; осенью
был зачислен вольнослушателем в
Императорскую Академию Художеств и
дополнительно посещал частную студию П. П. Чистякова.
1881 год — зимой рисовал членов семейства тётки, Аделаиды Семёновны
Симонович-Бергман; 31 марта окончил рисунок головы своего учителя П. П.
Чистякова; летом работал с Репиным в Абрамцеве и окрестностях.
1882 года — в августе переведён из вольнослушателей Академии в студенты; с
осени посещал акварельные классы И. Е. Репина.
1883 год — летом путешествует по Крыму и Кавказу со своим товарищем В. Д.
Дервизом.
1884 год — летом, работая в Абрамцеве, создал одно из первых своих
значительных произведений — портрет Л. А. Мамонтовой; в переписке с О. Ф.
Трубниковой уже обнаруживаются их взаимные чувства; в письме Е. Г.
Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют
ему большое удовольствие теперь, нежели прежде.
1885 год — весной кратковременно был в Москве; в мае — в Мюнхене, где
встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом; в конце
августа-начале сентября, возвращаясь из-за границы, в Москве, написал
портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, д`Андраде; в сентябре
вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой, и в
имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы», и к концу года
вернулся в Москву. В этом году в возрасте 9 лет от скарлатины скончался его
сводный брат Александр Немчинов, живший у Симоновичей.
1886 год — в начале года написал этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы
Марии Ван-Зандт; в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии,
встретился с невестой О. Ф. Трубниковой и написал её портреты у открытого
окна; летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой
Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже
неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
1887 год — в январе начал портрет Марии Фёдоровны Якунчиковой, который
будет окончен в начале следующего года; по заказу тульского помещика сделал
роспись плафона «Феб лучезарный» и в мае с друзьями отправился в Италию; с
августа по октябрь — в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С.
Мамонтовой «Девочка с персиками»; в конце года — в Ярославле, где начинал,
по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не
состоялся).
1888 год — в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой; летом жил у
Дервиза в Домотканово, где была написана «Девушка, освещённая солнцем» и
ряд пейзажей; в августе — в Абрамцеве, в октябре путешествовал в Киев и
Одессу, где договорился со своей невестой о венчании в январе следующего
года; в декабре — в Санкт-Петербурге: написал портрет композитора
Бларамберга и начал писать портрет отца; выставленный на конкурс МОЛХ
«Портрет В. М.» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной
премии в номинации портрет в сумме 200 рублей; в самом конце года в
Санкт-Петербург приехала его невеста,
Ольга Фёдоровна Трубникова.
1889 год — 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге
состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов
попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин); в
сентябре супруги Серовы были на
Всемирной выставке в Париже.
1890 год — с конца предыдущего года давал уроки рисования
Володе фон Мекк
(1877—1932)) — сыну В. К. фон Мекк;
в начале года по заказу С. И. Мамонтова был написан портрет А. Мазини; в
феврале родилась дочь Ольга; с начала года вместе с К. Коровиным работал в
московской мастерской на Долгоруковской улице — они получили заказ для
церкви Космы и Дамиана в Костроме в приходе фабрики П. М. Третьякова и В.
Д. Коншина написать картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по
водам)», затем в мастерской появился М. Врубель; с подачи Репина В. Серов
впервые участвовал в очередной, XVIII выставке ТПХВ — с портретом отца, и
получил лестный отзыв
критика В. В. Стасова; всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал
только фигуры), летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью
в Москву — в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со
Шведским тупиком); осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи
«Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок
предоставления работы уже истёк и контракт был уже подписан с М. В.
Нестеровым; на конкурсе МОЛХ получил первую премию за портрет А.
Мазини.
1891 год — принимал участие в иллюстрировании собрания сочинений М. Ю.
Лермонтова, приуроченном книгоиздателем
П. П. Кончаловским к 50-летию смерти поэта —
одновременно с этим выполнил портреты Кончаловского и его жены, а также К.
Коровина и певца Ф. Таманьо; летом, живя в Абрамцеве, попробовал себя в
создании керамических изделий в организованной С. И. Мамонтовым гончарной
мастерской; уже зимой выполнил портрет З. В. Мориц.
1892 год — после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда
харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской
семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и
объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй — Серов с
Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс;
по рекомендации Репина в апреле-мае Серов написал портрет жены Л. Н.
Толстого, С. А. Толстой, получив за него 600 рублей; летом родился старший
сын О. Ф. и В. А. Серовых — Александр Валентинович Серов (1892—1959);
работая в Историческом музее над портретом царской семьи, Серов уговорил
позировать директора, известного историка И. Е. Забелина, кроме того был
написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором
позже И. Э. Грабарь скажет, что более всего удалась на полотне такса; конец
года и первая половина следующего прошла в неоднократных сеансах
позирования членов царской семьи.
1893 год — в начале года закончил портрет И. И. Левитана. Для семейного
портрета Александра III были написаны портреты его детей. Летом работал в
Крыму.
1894 год — был избран членом Товарищества передвижных художественных
выставок. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой
и пейзаж «В Крыму». По заказу П. М. Третьякова написал портрет Н. С.
Лескова. С середины лета до конца сентября вместе с К. А. Коровиным
совершил поездку на Север, где было написано множество этюдов. Выполнил
эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному
Серову для Исторического музея в Москве. Родился сын Георгий.
1895 год — летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и
портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Во второй половине выполнены
несколько заказных портретов: А. И. Абрикосова, В. В. Капнист, М. К. Олив,
В. В. Мусиной-Пушкиной, С. М. Третьякова.
1896 год — присутствовал на коронации Николая II. На частной выставке в
Мюнхене (Сецессион) впервые демонстрировались работы В. А. Серова.
1897 год — в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла
Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с
собакой»), а также М. Ф. Морозовой — матери С. Т. Морозова. В конце лета
принял предложение руководить натурной мастерской в МУЖВЗ. Его учениками
были П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов,
М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.
1898 год — на открывшейся в январе в Санкт-Петербурге выставке русских и
финских художников, организованной С. П. Дягилевым, Серов был представлен
15 работами; на XXVI Передвижной выставке были показаны портреты М. Ф.
Морозовой и Ф. Таманьо. 23 марта на общем собрании Академии художеств В. А.
Серов был удостоен звания академика. Кроме портретов — М. К. Тенишевой, Н.
А. Мещерской, П. А. Бахрушина, Н. А. Римского-Корсакова, П. Н. Трубецкого —
работал над иллюстрациями к басням Крылова.
1899 год — в начале года работы Серова показывались на первой выставке
объединения «Мир искусства». В начале
июня был избран в совет Третьяковской галереи, созданный после смерти П. М.
Третьякова. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина
«Дети», на которой изображены сыновья художника Саша (справа) и Юра стоящие
на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. В связи с выполнением заказного
портрета Александра III выезжал в Данию. Окончил работу над портретом С. М.
Боткиной.
1900 год — в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
Был написан портрет императора Николая II. Константин Коровин позднее
написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел
на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость
императора...» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца
ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот
взятый в спальне императрицы портрет. Солдаты выкололи штыками глаза на
портрете императора. Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет, и
ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил.
Подал заявление о выходе из Товарищества передвижных художественных
выставок. Готовил иллюстрации к книге «Царская и императорская охота на
Руси». За портрет великого князя Павла Александровича на Всемирной выставке
в Париже, которую посетил с женой в октябре, был удостоен Большой почётной
медали.
1901 год — созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А.
Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия
Михайловича.
Серов был хорошо знаком с врачом и коллекционером Иваном Трояновским, а
также с семьей Виктора Обнинского. Летом 1904 года Серов долго гостил в
имении Белкино (Калужская область). Здесь им был создан пастельный портрет
Клеопатры Обнинской с зайчиком (Нижегородский художественный музей). Этот
рисунок считается одним из лучших лирических портретов в графике художника.
Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в
основу картины «Зал старого дома» (Третьяковская галерея).
Пишет портреты семьи Юсуповых, Зинаиды Николаевны (1902) и Феликса
Феликсовича (1903—1904).
В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях
«Кровавого воскресенья» в январе 1905
г. Валентин Серов вышел из состава
Академии художеств, президентом
которой был Владимир Александрович. Под впечатлением этих событий Серов
написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки…» и «Разгон демонстрации
казаками в 1905 году».
В 1910 году Серов пишет портрет знаменитой танцовщицы Иды Львовны
Рубинштейн — Портрет Иды Рубинштейн и Портрет княгини Ольги Орловой.
1910—1911
Скончался Серов 22 ноября (5 декабря) 1911 года в Москве (умер от приступа
стенокардии). Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки
перенесены на Новодевичье кладбище.
Выставки
1914 — Москва. Санкт-Петербург. Посмертная выставка произведений
Серова.
1985 — Тверь. Выставка произведений В. А. Серова и художников его окружения
по усадьбе Домотканово.
1991 — Москва. Государственная Третьяковская галерея.
2001 — Санкт-Петербург. Российская Академия художеств. Выставка,
приуроченная к 135-летию со дня рождения Серова.
2004 — Москва. Художественная галерея «Дом Нащокина». Выставка картин
Серова, приуроченная к 140-летию со дня его рождения. Экспонировались
произведения Серова из Государственной Третьяковской галереи и ряда
провинциальных музеев.
2005 — Санкт-Петербург. Русский музей. Графика. В экспозиции также впервые
был представлен занавес к балету «Шахерезада», исполненный автором в 1911
году из коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.
2015 (05 марта—08 июня) — Санкт-Петербург. Русский музей. Выставка «Серов
не портретист», приуроченная к 150-летию со дня рождения. Серов был
представлен как исторический живописец, жанрист, пейзажист; было
представлено около 250 произведений живописи, графики, скульптуры из
коллекции Русского музея, а также из собраний других музеев России; впервые
представлена картина «Хождение Христа по водам» (1890), выполненная Серовым
совместно с Константином Коровиным для приходской церкви Костромской
мануфактуры П. М. Третьякова и В. Д. Коншина.
2015 (7 октября — 17 января 2016) — Москва. Государственная Третьяковская
галерея. Ретроспективная моновыставка, приуроченная к 150-летнему юбилею
Серова. Представлены около 200 произведений живописи и графики из 35 музеев
и собраний России и зарубежья.
Семья
Двоюродный племянник Валентина Серова — французский микробиолог и лауреат
Нобелевской премии
Андре Львов.