|
|||
|
Михалков Сергей - драматург, "Фитиль"
Широта творческого диапазона Михалкова не может не поражать. Детский поэт , баснописец , он стал еще и драматургом , работающим как для детского, так и для взрослого театра. Всего им написано 36 пьес, которые критики называют особым явлением - театром Сергея Михалкова и считают, что явление это уникальное. Уникальное, потому что пьесы Михалкова для детей и взрослых полны неожиданных поворотов сюжета, искрометного юмора, отличаются высокими художественными достоинствами. Главное отличительное свойство всех их без исключения - в умении точно, психологически выверенно определить социальную и нравственную позицию персонажа в конкретных обстоятельствах. В качестве драматурга Михалков "родился" в детском театре: первая пьеса "Том Кенти" (по мотивам повести Марка Твена "Принц и нищий") была написана еще в 1938 году и тогда же поставлена на сцене московского ТЮЗа. А в 1980 году, спустя 42 года после премьеры, она в новой редакции вошла в репертуар МХАТа. Несколько изменив сюжетные акценты Марка Твена, драматург делает главным героем пьесы нищего мальчишку Тома Кенти, легко меняющего свои лохмотья на королевские одежды, а затем так же просто - наоборот, потому что при нем всегда остаются главные его достоинства, которые нельзя купить, - великодушие, благородство помыслов и человечность. Наиболее значительными и актуальными до сих пор остаются пьесы Сергея Михалкова для детей "Я хочу домой" (1949, отмечена Сталинской премией за тот же год), "Зайка- зазнайка" (1951), "Сомбреро" (1957), "Трусохвостик" (1966), "Товарищи дети" (1980), "Сон с продолжением" (1983). Обойдя сцены многих театров в стране и за рубежом, впервые они увидели свет рампы в Центральном детском театре. "Веселый спектакль" - вовсе не означает, что он только развлекательный. Нет детей, которые бы не любили играть. Но в процессе игры, будь то игра в "дочки-матери", в космонавтов или "войнушку", ребенок решает совсем не детские, а вполне серьезные проблемы, моделируя "взрослое" поведение или подражая тому, что наблюдает в отношениях взрослых. Таким образом, драматургия Михалкова для детей - не только эстетический, но и очень важный нравственный инструмент воздействия на личность ребенка. Среди пьес, созданных для взрослых, сам он считает наиболее удачными "Раки" (1953), "Памятник себе..." (1959), "Балалайкин и К0" (1973), "Пощечина" (1974), "Пена" (1975), "Всё могут короли" (1982), "Что написано пером" (1984). Все они по жанру - сатирические комедии, в которых действуют начетчики, очковтиратели, мошенники, ротозеи, карьеристы и просто дураки. Последователь русской сатирической традиции, Михалков ставит перед собой высокие гражданские цели, обходя стороной сиюминутное мелкотемье. Надо сказать, не всегда это находило понимание зрительской аудитории - нет, не рядовых зрителей, конечно, а людей, облеченных властью и боящихся ее потерять. В этом смысле очень показательна история постановки пьесы "Балалайкин и К0", написанной по мотивам романа М.Е. Салтыкова-Щедрина "Современная идиллия" (1973). За этой блестящей работой стояли два Героя Социалистического Труда - писатель Сергей Михалков и режиссер Георгий Товстоногов , поставивший спектакль на сцене московского "Современника". После генерального прогона, на котором присутствовали власть предержащие и сотрудники компетентных органов, от администрации театра потребовали в программке написать: "Действие происходит в Петербурге 100 лет назад", - чтобы не подумали, будто случилось это сегодня. Однако через несколько лет пьесу с репертуара все-таки сняли за излишнюю актуальность... Тем более удивительно, что в 2001 году "Балалайкин и К0" вновь увидел свет рампы. А поразительное художественное и социальное чутье Михалкова-драматурга, никогда его не подводившее, одержало еще одну блестящую победу: герои пьесы - по- прежнему наши современники. Драматургия Сергея Михалкова как нельзя более полно отражает феноменальную сторону его писательского таланта - восприятие жизненных коллизий сквозь призму смеха, то добродушного и по- детски заразительного, то беспощадного, бьющего наотмашь. ...Почему дети любят сказки? Конечно же, потому, что ребенок не может не фантазировать, его безудержно влекут чудеса и неведомые страны, волшебные превращения и магические предметы. А еще потому, что дети инстинктивно тянутся к добру и справедливости, которые в любой сказке обязательно побеждают, а значит, в ней всегда счастливый конец, что тоже соответствует представлениям ребенка о гармонии в мире: что бы ни случилось, все будет хорошо, все должно быть хорошо! Великолепно чувствуя детскую психологию (недаром Маршак говорил, что Михалкову вечно 12 лет), Сергей Владимирович в течение нескольких лет вынашивал мечту сочинить такую сказку, которая была бы интересна и понятна всем детям на Земле, независимо от того, на каком континенте они живут. И сочинил-таки! Сначала родилось название будущей сказки - "Праздник непослушания", затем возникла первая фраза: "Этого никогда не было, хотя могло бы и быть, но если бы это на самом деле было, то..." Сюжет сложился сам собой: родители, измученные детскими капризами, упрямством и грубостью, покинули город, оставив его во власти собственных чад. Поначалу это было воспринято детьми как неслыханное счастье: долой школу, да здравствует мороженое в любых количествах, газировка и прочие радости жизни! Однако последствия этого "счастья" оказались таковы, что через три дня малышня запросила у родителей пощады, да и те уже поняли, что без забот, пусть и тяжких, о своих непослушных, но любимых чадах жизнь бессмысленна... Вот такое взаимовоспитание отцов и детей. Эта замечательная интернациональная сказка "на все времена" переведена уже на многие языки и стала, наравне со сказками Андерсена, хрестоматийным примером того, как произведение, написанное для детей, раздвигает возрастные рамки потенциальных читателей, даря свою мудрость и лукавый юмор всем, кто к нему прикоснется. А до "Праздника непослушания" (1983) были у Михалкова другие сказки и повести, в том числе знаменитые "Три поросенка" из английского фольклора, отлично прижившиеся на русской почве с его легкой руки, и смешной "Упрямый козленок", и маленькая "Мошка" с большой "Ссорой!". Но это все было понятно, все это оставалось в рамках творчества высокоодаренного писателя, который, обращаясь к разным жанрам, в любом из них умел добиваться успеха и радовать своих поклонников неизменным юмором, временами переходившим в острую сатиру, точным попаданием в болевые точки общественной жизни. Однако Михалков сумел удивить своих почитателей еще раз, обратившись к новой, казалось бы, далекой от писательского творчества сфере деятельности - обратившись к кино и создав поистине всенародно любимый сатирический киножурнал "Фитиль" . В течение почти сорока лет зрители бурно радовались, когда перед сеансом на экране начинал скручиваться, сгорая, пропитанный горючим шнур, воспроизводя автограф организатора и бессменного главного редактора киножурнала "Фитиль" Сергея Михалкова. "Фитиль", между прочим, жив и до сих пор, только теперь в начале выпуска вместо фамилии Михалкова он сгорает сам, в смысле - его название. Идея создания киножурнала воплотилась в жизнь в 1962 году. "Фитиль стал популярным, получил всенародное признание. И в данном случае скальпель хирурга оказался в руках первоклассного мастера". Мздоимство, очковтирательство, бесхозяйственность, местничество, подхалимаж - вот далеко не полный перечень тем, которые находились в поле зрения киножурнала. Общественное осуждение, которому, по итогам репортажей "Фитиля", подвергались те или иные пороки нашей действительности и отдельных лиц, порой доходило и до судебных разбирательств, потому что главный принцип работы команды - следование только фактам, исключающее собственные домыслы и догадки. Киножурнал "Фитиль" был сродни газетному фельетону - с той только разницей, что на экране мы видим лица реальных виновников злоупотреблений или преступлений не в зале суда, а на рабочем месте, обычно в представительских кабинетах, откуда они "руководят" вверенным им делом. На фоне их зажигательных речей идут документальные кадры, иллюстрирующие полную противоположность слов делам. Комментарии, как правило, не требуются. В игровых сюжетах "Фитиля" не стеснялись сниматься известные артисты театра и кино Евгений Леонов, Леонид Куравлев, Георгий Бурков, Евгений Лебедев, Евгения Ханаева и другие, его сюжеты ставили знаменитые режиссеры, такие, как Александр Митта, Леонид Гайдай... Немало сюжетов вышло и в мультипликации. Сергей Владимирович Михалков вспоминает, что после ошеломительного успеха первых выпусков "Фитиля" его пригласили в ЦК КПСС и спросили, чем можно журналу помочь. "Главное - не мешать!" - ответил главный редактор. - Если не справлюсь, меня можно будет заменить". И, как ни странно, ему не мешали. К 1997 году на экраны страны вышло 400 "Фитилей"! В 1978 году журнал получил Государственную премию СССР, в 1982 году, к двадцатилетию со дня основания, орден "Знак Почета"... Ссылки:
|