Зиновьев родился в 1922 году в глухой деревне Костромской
области, своими глазами видел начало коллективизации, голод, ей
сопутствовавший. С начала тридцатых годов жил в Москве. Пережил самые
тяжелые годы сталинских репрессий, а в 1939 году
попал на Лубянку как один из
организаторов антисталинского кружка, который ставил задачу убить Сталина.
В это трудно поверить, но он смог убежать из кабинета следователя на
Лубянке и больше года скитался по стране. От органов НКВД ему удается
"укрыться" в армии. Четыре года он воюет на фронте в штурмовой авиации. Его
награждают боевыми орденами и медалями. Войну заканчивает в звании
капитана. После демобилизации поступает в
МГУ на философский факультет,
получает красный диплом, затем защищает кандидатскую и докторскую
диссертации. Возглавляет кафедру в МГУ и создает свою школу логики. Его
книги издаются в Советском Союзе и переводятся за рубежом. В шестидесятые
годы он прочно удерживает первое место среди советских философов,
цитируемых на Западе.
Александр Зиновьев по праву принадлежит к интеллектуально-художественной
элите своего времени. Среди его друзей - Александр Галич, Мстислав
Ростропович, Андрей Сахаров, Эрнст Неизвестный, Александр Бовин, Мераб
Мамардашвили... Его романы переведены практически на все европейские языки.
Его сравнивают со Свифтом и Лао Шэ. Среди его поклонников был сам Пиночет -
по личному приглашению генерала Зиновьев ездил в Чили.
Один из самых влиятельных людей планеты конца ХХ столетия
Юрий Андропов, прочтя социологический
роман Александра Зиновьева "Зияющие высоты", произнес фразу, сразу ставшую
знаменитой: "Мы прожили столько лет в советской системе, но так её и не
поняли". Зиновьев был на вершине успеха, когда начал писать книгу, отлично
понимая, что за этим последует...
В 1976 году член Политбюро ЦК
КПСС
Михаил Суслов на заседании бюро требовал
посадить автора "Зияющих высот" на семь лет строгого режима. Суслов кричал:
"Мелкую сволочь ловим, а сволочь номер один - прозевали". Юрий Андропов
спас Зиновьева от лагерей, однако он в пятидневный срок был лишен всех
научных званий, боевых наград,
советского гражданства
и выслан из страны.
В аэропорту Франкфурта его встретили словами: "Приветствуем Вас в царстве
свободы!". Зиновьев ответил: "А я не рассматриваю Запад как царство
свободы. Да и в Советском Союзе я был свободным человеком". В русской
эмиграционной печати немедленно появились статьи под заголовками: "Зиновьев
обнажил свое лицо", "Зиновьев - советский агент", "Господин Зиновьев, какой
у вас ранг в КГБ?".
На Западе распустили слух, что настоящего Зиновьева гноят в ГУЛАГЕ, а
вместо него в Германию заслали полковника КГБ. Зиновьев отвечал: "Я прожил
жизнь вместе со всей советской историей и не собирался от нее отрекаться. Я
был не просто советским человеком, я был суперсоветским человеком. Я
родился после революции и вырос в Советской России. Я вырос на лучших
идеалах коммунизма и лучших идеалах революции, получил образование, которым
я очень дорожу. В него вошло все лучшее, что создавало человечество в
прошлом. Это моя нормальная среда обитания. И я стал жесточайшим ее
критиком именно в силу этого. Я очень рано понял, что с такими идеалами и с
таким мировоззрением я мог появиться только в этом обществе".
Зиновьева нельзя отнести ни к одному из лагерей: на него всегда нападали
как справа, так и слева, зачисляя в коммунисты и антикоммунисты, в русофобы
и русские шовинисты, сионисты и антисемиты. Сам он говорил: "Я по натуре
сатирик. Я не даю пощады ни друзьям, ни врагам. Ни консерваторам, ни
реформаторам. Ни оппозиционерам, ни защитникам власти. Я не рожден для
власти, а рожден для критики. Я есть государство из одного человека".
Фильм "Александр Зиновьев. Зияющие высоты"
- не перечисление фактов и событий биографии Александра Зиновьева. Это,
прежде всего, философский и социологический анализ истории Советского Союза
в широком мировом контексте, представленный в его произведениях. "Зияющие
высоты" - попытка разобраться, что собой представляла наша страна, что с
ней произошло. Авторы фильма не всегда согласны с некоторыми положениями и
высказываниями философа, однако любая мысль Александра Зиновьева будоражит
сознание и заставляет задуматься.
Блестящий и эрудированный ученый и
философ, человек, чье деревенское
происхождение придает утонченным
рассуждением о родной стране несомненную
народность,
Зиновьев мгновенно прославился после
опубликования на Западе в 1976 году труда "Зияющие
высоты" . Он тут же был уволен с работы и
лишен всех ученых званий. В 1978 году ему дали
понять: либо он уедет из СССР, либо его ждет
тюрьма. Учитывая, что у него были жена и дочь,
выбирать не приходилось. Его изгнали из
страны и затем лишили
гражданства .
Ныне он проживает в ФРГ. Я привел все эти
данные лишь для того, чтобы ни у кого не
возникло сомнений относительно подлинно
антисоветских и антисталинских убеждений
Зиновьева. В августе 1989 года он дал интервью
еженедельнику "Московские
новости" , изданию абсолютно
перестроечному.
Ему, в частности, был задан вопрос о том,
правильно ли его цитировали в некоторых
западных изданиях, будто он отчасти
оправдывал деятельность Сталина? Вот его
ответ:
"Я стал антисталинистом уже в
шестнадцать лет. Но теперь-то все стали
антисталинистами. Я же, следуя правилу, что
мертвые не могут быть моими врагами,
изменил ориентацию моей критики реальности.
Я стал исследовать сталинскую эпоху как
ученый. И пришел к выводу, что, несмотря ни
на что, это была великая эпоха. Она была
страшной, трагичной. В ней совершались
бесчисленные преступления. Но сама она в
целом не была преступной.
Если подходить к истории с критериями
морали и права, то всю ее придется
рассмотреть как преступление. Я не
оправдываю ужасов сталинской эпохи. Я лишь
защищаю объективный взгляд на нее. И я
презираю тех, кто сегодня наживается на
критике безопасного для них и беззащитного
прошлого. Как говорится, мертвого льва
может лягнуть даже осел.
Пару слов о коллективизации. Я знаю, что
такое колхозы не понаслышке, я сам работал в
колхозе. Моя мать шестнадцать лет была
колхозницей, испытав все ужасы
коллективизации. Но она до смерти хранила в
Евангелии портрет Сталина. Почему?
Благодаря колхозам ее дети покинули
деревню и приобщились к современной
городской жизни. Один стал профессором,
другой - директором завода, третий -
полковником, три сына - инженерами. Нечто
подобное происходило с миллионами других
русских семей. Колхозы, будучи трагедией,
вместе с тем освободили миллионы людей от
пут частной собственности и от тупости
прежней деревенской жизни.