Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Девьен В.П.

Учитель Девьен, по-видимому, обруселый француз, был самого добродушного нрава; он преподавал естественную историю в младших классах и физику в старших. Все естественные предметы преподавались им практически: например, зоология - на коллекциях всевозможных насекомых (бабочек, жуков, мух и т. д.). От своих учеников, уезжавших домой на каникулы, Девьен требовал собирать редких насекомых и приготовлять коллекции, затем советовал, как делать для них ящики, какие пробки и булавки нужны для накалывания насекомых, объяснял, каким спиртом или эфиром лучше умерщвлять то или другое насекомое, чтобы оно не портилось и не теряло своей окраски, говорил, где и какое редкое насекомое можно достать на юге, севере или востоке и т.д. Когда гимназисты возвращались с каникул с коллекциями, то Девьен всегда выражал восторг, если видел насекомое, не принадлежащее к данной местности.

По его инициативе мы изучали мастерства: слесарное, столярное, токарное, и все это применялось к изготовлению предметов разного вида коллекций по физике. В классах физики он предлагал делать физические аппараты своей выдумки, причем приходил в восторг, если кто-либо из учащихся придумывал свой собственный аппарат для физических опытов. Так, один ученик гимназии, когда проходили отдел о сложных блоках, которые называются полиспастами, применил 60 блоков в одном целом и наглядно показал, что малейшее движение одного блока передается чрезвычайно быстро всем остальным. Все эти блоки были удивительно искусно выточены и отполированы самим учеником; этот полиспаст остался в физическом кабинете гимназии, и все ему удивлялись. Другой ученик представил аппарат, доказывающий силу электричества от трения стекла меховым предметом. Это производилось таким образом: брались 4 латинских лексикона Кронберга, складывались по два вместе, между ними вкладывалось большое стекло, которое опиралось краями на лексиконы, а над стеклом помещались вырезанные из папиросной бумаги фигурки и шарики из сердцевины бузины; когда терли по стеклу куском меха, то электричество передавалось находящимся над стеклом предметам, и они прыгали и танцевали. Больше всего смешило Девьена предположение того же ученика, что если бы выстроить большой зал со стеклянным потолком и поместить туда людей в легких пробковых одеждах, стеклянный же потолок усиленно натирать мехом, то люди стали бы подниматься к потолку, прыгали б и танцевали, как бумажные фигурки, и, таким образом, на практике пришлось бы испытать действие электричества. Все ученики ужасно смеялись, а Девьен пожимал ученику руку и очень благодарил за такое открытие в области электричества.

Девьен ввел в обыкновение делать экскурсии и составлять коллекции по зоологии; для этого мы собирали ужей, ящериц, лягушек, закупоривали их в банки со спиртом, а если кто-либо из высшего начальства приезжал из Петербурга или Москвы в Киев и посещал 1-ю гимназию, то всегда показывали предметы занятий учеников. Девьен умел хорошо делать чучела, научил и нас этому; у нас были лисицы, зайцы, орлы, кобчики и даже большой журавль; все это гимназии ничего не стоило, так как все делалось учениками на свой счет. Все мы знали хорошо ботанику, потому что сами составляли коллекции цветов, трав, листьев, хорошо высушенных. Экскурсии и занятия Девьена очень занимали учащихся и ободряли их; мы очень интересовались коллекциями, ходили по болотам, лазили в воду, чтобы доставать водолюбов и разных жуков, ловили оводов, слепней и других кусающихся насекомых; такие любители природы из учеников, если хорошо учились, получали в награду книги с чудными рисунками редких бабочек, пчел, шершней; они знали все подробности из жизни насекомых и все зоологические их особенности. Гимназисты хорошо знали ботанику, зоологию, а некоторые даже и минералогию. Физические опыты всегда были удачно исполняемы, электрическая машина действовала прекрасно, гальванизм удавался, никогда не ставил в тупик тех, которые его подготовляли. Одним словом, Девьен был образцовым преподавателем, знающим, как подготовить детей к изучению физических законов, и его ученики основательно знали и долго помнили всю естественную историю.

Его ровный характер и деликатные чувства не позволяли ему унижаться ни пред каким начальством, и потому начальство его недолюбливало, боясь, что он имеет вредное влияние на учеников. Девьен был самый любимый преподаватель гимназии. Нам всем он был очень дорог и памятен.

Он был уволен из Киевской 1-ой гимназии, как говорили, за неуважение к начальству; все мы негодовали за такое несправедливое отношение к Девьену, особенно на помощника попечителя Юзефовича, который, как бывший военный, выслал его из Киева в 24 часа, но, как говорили, Девьен сейчас же получил место учителя в Житомирской гимназии , Волынской губернии, где его тоже очень любили и почитали.

Ссылки:

  • Воспоминания А.И. Рубца о Первой киевской гимназии (1853-1858 гг.)
  • О преподавании в гимназиях в настоящее время
  • Макинский и Штейн - преподаватели немецкого языка в кпг
  • Воспоминания Н.А. Бунге и Н.П. Забугина (1856-1861 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»