(22 мая (3 июня) 1881 года, Тирасполь, Херсонская губерния — 10 мая 1964
года, Фонтене-о-Роз)
— русский художник, один из основоположников русского авангарда.
Родился в Херсонской губернии, в уездном городе Тирасполе. Сын военного
фельдшера, детство провёл на юге России в Тирасполе, куда затем часто
возвращался на летние этюды.
В 1891 году Ларионовы приехали в Москву, и Михаил поступил в реальное
училище
Воскресенского.
1898—1910 — учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у
В. А. Серова, И. И. Левитана. Там же познакомился с
Н. С. Гончаровой, ставшей не
только его супругой, но и единомышленницей в творчестве.
С начала 1900 годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни,
выставляясь не
только в России, но и в Европе, и большое влияние на Ларионова оказали
французские
живописцы, с творчеством которых впервые он познакомился в
московском собрании С. И. Щукина.
В 1902—06 гг. работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в
цвету»).
В 1906 посетил Париж.
1907 — испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к
примитивистской
манере, создавая запоминающиеся (сочный цвет, резкие линии, острые сцены)
полотна («Отдыхающий солдат»; «Весна»).
Находясь на острие художественной жизни того времени, к 1912 году создал
новую
художественную концепцию — лучизм, одну из первых примеров абстрактного
искусства в разряде
так называемого «беспредметного творчества», в которой формы образовывались
в результате
пересечения лучей, отражённых от различных предметов.
1914 — был призван на военную службу в связи с началом
Первой мировой войны, вскоре
комиссован по ранению. Поселился в Париже, работал над декорациями к
«Русским
балетам» Дягилева (1915—1922). В Отечество больше не вернулся из-за
большевистской
революции. Умер в парижском пригороде Фонтене-о-Роз в 1964 году.