(16 июня 1881, село Архангельское, Тульская губ. — 17
октября 1962, Париж) — русская художница-авангардистка. Внесла значительный
вклад в развитие авангардного искусства в России. Правнучатая племянница
жены Пушкина, Натальи Николаевны, в девичестве Гончаровой. По состоянию на
2009 год её картины стоят дороже, чем работы любой другой художницы в
истории.
Принадлежала к дворянскому роду Гончаровых (потомков калужского купца
Афанасия Абрамовича — основателя Полотняного Завода). Родилась в семье
московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова (1862—1935) и его жены
Екатерины Ильиничны (урожд. Беляевой).
Дед — волоколамский исправник коллежский секретарь Михаил Сергеевич
Гончаров (1837—1867) — племянник Н. Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской. Его
жена — бабушка Натальи Сергеевны — Ольга Львовна (урожд. Чебышёва;
1836—1908), сестра известного
математика П. Л. Чебышёва.
В 1901—1909 годах Гончарова училась в Московском училище живописи, ваяния и
зодчества, где сначала занималась скульптурой, а затем увлеклась живописью,
которую изучала под началом К. А. Коровина. В 1906 её работы впервые
демонстрировались на выставках за границей. В 1900 познакомилась со своим
будущим супругом Михаилом Ларионовым. Вместе с
ним она принимала участие в многочисленных выставках в России
и Европе.
В 1912 году организовала вместе с М.Ф. Ларионовым художественное
объединение "Ослиный хвост".
С 1914 года Гончарова стала работать в качестве художника театра —
выполнила оформление постановки «Золотой
петушок» Н. А. Римского-Корсакова по заказу С. П. Дягилева.
До революции обвинялась ревнителями православия в кощунстве. На судебном
процессе её защищал адвокат Михаил
Ходасевич.
В 1915 году, приняв приглашение
Дягилева
работать в качестве художника для Русских сезонов, Гончарова вместе с
мужем приехали во Францию, где уже и остались до конца жизни.
Скончалась в Париже 17 октября 1962 года.