|
|||
|
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ШОССЕЙНОЙ МАГИСТРАЛИ ПЕТЕРБУРГ-НОВГОРОД-МОСКВА. СОЗДАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ СТРОИТЕЛЕЙ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯВедомство путей сообщения еще в 1811 г. составило проект развития сети шоссейных дорог в стране с подразделением их на классы. К первому классу относилось Петербурго-Московское шоссе , постройка которого считалась первоочередной задачей. Однако Отечественная война 1812 г. отодвинула начало работ по его сооружению. Тем временем Корпус инженеров путей сообщения построил два опытных участка шоссе с различными типами верхнего покрытия. Проведенные наблюдения при эксплуатации этих участков послужили основанием для строительства Московского шоссе "самым прочным образом по особо сочиненному нормальному или образцовому чертежу", с тем чтобы оно послужило "опытом для отделки... и прочих государственных дорог России" 21_1 . Изыскания шоссе и составление проектов проводились по участкам между опорными пунктами старого тракта, с учетом спрямления его в отдельных местах. Строительные работы начали в 1817 г. от Петербурга к Чудову и в 1823 г.- от Москвы к Клину. Первые годы проектирования и строительства шоссе являлись временем накопления опыта, обеспечившего научное обоснование прочности инженерных сооружений. В результате в 1825 г. были разработаны Инструкция для руководства при составлении проектов Московского шоссе, в которой дана методика выбора "наикратчайшего и наивыгоднейшего в экономическом отношении шоссе", и "Правила по производству работ". В них четко определены три главных требования к дорожным сооружениям: "прочность, сбережение издержек и успешность. Первое есть важнейшее никогда не нужно производить сооружение, которое не представляло бы надлежащей прочности, причем все старания инженеров должны стремиться к тому, чтобы соединить прочность с двумя прочими условиями" 21_2 . Эти требования, если понимать под успешностью производство работ в установленные сроки, имеют важное значение и в настоящее время. Разработка указанных документов, изыскания, составление проектов и строительство шоссе производились учеными и питомцами Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Так, проф. М. С. Волков возглавил 1826 г. изыскания на участках Клин-Тверь и Тверь-Вышний Волочек. Трасса шоссе на протяжении 250 км проходила по болотам. Первоочередной задачей явилось осушение местности путем устройства водоотводных канав. Только на участке Петербург-Чудово было прорыто около 20 км таких канав шириною от 4 до 6 м. Земляное полотно, т. е. насыпь на болотах, как правило, возводилось с укладкой под ним деревянного настила, или, как в то время называли, "жердевой стилки". При этом полотно отсыпалось слоями толщиной от 0,3 до 0,6 м с последующим утрамбованием. Общий объем земляных работ по устройству шоссе составил примерно 2 млн. кубометров. Конструкция верхнего строения шоссе долго обсуждалась в Комисси проектов и смет. Главное требование сводилось к тому, "чтобы при сбережении издержек предназначенное сооружение имело надежную прочность". А это было связано с обоснованием "толщины твердого слоя шоссе". Русские ученые и инженеры, изучив этот вопрос, приняли толщину "твердого тела" в 0,3 м по середине шоссе и 0,2 м по бокам. Ширина проезжей части шоссе составляла 6,5-8,0 м. Большая часть твердого покрытия состояла из двух слоев щебня разной крупности на песчаном основании. После укладки верхней одежды производилось уплотнение шоссе тяжелыми чугунными катками. На шоссейной дороге впервые в стране осуществлялось массовое строительство каменных малых мостов и труб, больших мостов с деревянными пролетными строениями на каменных устоях и быках. Для этого в 1821 г. было создано Управление построением мостов на Московском шоссе , ставшее первой мостостроительной организацией в России . Во главе управления с 1823 г. находился инженер путей сообщения К. Я. Рейхель - автор проектов и строитель крупных мостов: Мало-Волховского длиной 185 м (через рукав Волхова) и Волховского в Новгороде протяжением 250 м, движение по которому открылось в 1830 г.
Поскольку шоссе проходило через Детинец (Новгородский кремль) , то мост, как писал автор проекта, был построен "горизонтально, дабы... будучи в городе, не закрывал бы вида города". По трудностям, которые преодолели строители моста, "по величине и красоте оного и, наконец, по роду материалов, употребляемых при построении,- подчеркивалось тогда,- сей мост может почесться в своем роде одним из лучших сооружений не только в России, но и в Англии и во Франции" 22_1 . В этом огромная заслуга К. Я. Рейхеля, мостостроителя из плеяды питомцев Института Корпуса инженеров путей сообщения. Новгородский мост интересен и тем, что явился первым разводным мостом в стране. Строительство Московского шоссе с временными переправами через Волгу, Тверцу и Мсту закончилось в 1833 г. Французский инженер М. Г. Дестрем , работавший тогда в России, оценивая шоссе в строительном отношении, писал: "По своим измерениям и по особому тщанию в назначении направления пути и в отделке сооружения это шоссе может стать наряду с лучшими дорогами, устроенными в самых просвещенных странах Европы" 22_2 . В Петербурге на Московском проспекте, у Обуховского моста через Фонтанку, стоит верстовой столб из разноцветного мрамора и гранита в виде пирамидального обелиска. Такие столбы устанавливались в 70-х годах XVIII в. между Петербургом и Царским Селом. На указанном столбе надпись: "От Царского Села 22/2, от Москвы 673/2". Эта стела с 1820 г. являлась начальным пунктом путешествия в Москву и конечным пунктом дороги в Петербург 23_1 . Все расстояние, с учетом двух верст до Зимнего дворца, составляло 675 верст. Поездки по Московскому шоссе и почтовым трактам занимали немалое место в жизни людей. А. С. Пушкин, много путешествовавший по дорогам страны, устами своего героя в "Путешествии из Москвы в Петербург" дал такую оценку новой магистрали: "Великолепное Московское шоссе... Так должно быть и во всем: правительство открывает дорогу, частные лица находят удобнейшие способы ею пользоваться". Вероятно, это путешествие вдохновило поэта написать пророческие стихи: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут; Мосты чугунные чрез воды Шагнут широкою дугой...
23_2 Петербурго-Московское шоссе явилось важным этапом в развитии строительного искусства. В процессе его сооружения закладывались основы отечественной школы проектирования и строительства шоссейных дорог. Можно утверждать, что руководителем этой школы был проф. М. С. Волков . Говоря о принципах выбора трассы магистрали, он писал в работе "Записка для руководства при начертании и построении дорог": "Экономия есть единственное условие, коему подчиняется начертание дороги между двумя точками. Кроме экономии построения, еще должно принять в рассуждение экономию перевоза от уменьшения длины по мере развития промышленности - непременного последствия всякого нового сообщения" 23_3 . Эти принципы стали в дальнейшем основополагающими при проектировании и строительстве железных дорог. Опыт строительства Московского шоссе позволил разработать и принять в 1833 г. "Основные правила об устройстве и содержании дорог в государстве" . Создание такого документа способствовало расширению сети шоссейных дорог, которых так не хватало стране. По этому поводу проф. М. С. Волков отмечал: "Военно-Грузинская дорога и Московское шоссе, ныне приведенные к окончанию,- суть единственные по сие время значительные сооружения в России, покрытые каменным щебнем, не включая шоссе малого протяжения, построенные в окрестностях больших городов" 24_1 .
Ссылки:
|