|
|||
|
УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОГО ИНЖЕНЕРНОГО УЧИЛИЩА МПС, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЕГО В ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Во второй половине XIX в. в стране продолжалось ускоренное развитие промышленности и торговли. К последнему десятилетию протяженность железных дорог значительно возросла. При этом строительство новых линий все более смещалось на восток, продолжался изыскательский поиск направления рельсовых путей к Тихому океану. Для практического осуществления намечавшихся планов требовалось большое количество квалифицированных изыскателей, строителей, эксплуатационников. Однако правительство не торопилось расширять сеть технических учебных заведений. Инженеров путей сообщения выпускал только Петербургский институт , принимая на первый курс ограниченное число студентов (120-150 человек). В условиях острой нехватки специалистов для ведения проектных и строительных работ в 1896 г. было учреждено Московское инженерное училище ведомства путей сообщения (МИУ) .
Непосредственным организатором училища и первым его директором был видный ученый в области строительной механики, математики и гидравлики профессор Петербургского института инженеров путей сообщения Ф. Е. Максименко . Инспектором (проректором) училища стал профессор того же института Л. Д. Проскуряков . Первоначально Московское училище на студенческое общежитие обосновались в наемном помещении дома Елисеева на углу Тверской улицы и Козицкого переулка. В августе 1896 г. были проведены вступительные экзамены. Из 204 абитуриентов зачислили 63 человека. 26 сентября состоялось торжественное открытие нового учебного заведения. Спустя два года МИУ переселилось в только что выстроенное трехэтажное здание на Бахметьевской улице (ныне ул. Образцова). В нем размещались механическая, физическая, гидравлическая и электротехническая лаборатории, чертежный, геологический и геодезический кабинеты, библиотека, музей, церковь, столовая и общежитие для студентов. Училище представляло собой закрытое учебное заведение МПС. Проживание студентов в общежитии считалось обязательным (у родителей или родственников разрешалось жить в виде исключения). Теоретический курс обучения проводился в течение трех лет, после чего следовала двухгодичная практика на одном из строительных объектов. В период практики студенты подчинялись непосредственно местному техническому руководству и одновременно находились под наблюдением училища, их полугодовые отчеты подлежали рассмотрению на совете училища. После успешного завершения теоретического курса и производственной практики выпускникам присваивалось звание инженера-строителя с правом производства работ и составления несложных проектов. Им разрешалось сдавать дополнительный экзамен в Петербургском институте для получения звания инженера путей сообщения . Широкая научно-техническая общественность высказывалась за предоставление училищу прав высшего учебного заведения. Действительно, оно располагало первоклассной по тому времени учебно-лабораторной базой, а гидравлическая и механическая лаборатории являлись уникальными. В качестве преподавателей с первых дней в училище работали видные ученые Ф. Е. Максименко , Л. Д. Проскуряков , И. А. Каблуков , Д. Ф. Егоров , С. А. Чаплыгин , Н. Е. Жуковский , Е. О. Патон , В. Н. Образцов , Н. С. Стрелецкий , С. М. Соловьев , П. Н. Лебедев , Д. Н. Головин , К. Ю. Цеглинский и другие. Инженеры, вышедшие из МИУ, показали себя вполне подготовленными не только для практической, но и для научной деятельности. Инж. Г. В. Ульянинский из первого выпуска стал профессором Томского технологического института. Второй выпуск дал таких ученых, как И. П. Прокофьев - создатель школы строительной механики, из которой вышли 25 докторов наук. В их числе Б. Н. Веденисов, член-корреспондент Академии наук, руководитель строительства ряда железнодорожных линий, автор большого числа трудов и оригинальных технических решений; П. Я. Каменцев, ставший заведующим кафедрой строительных конструкций. Среди инженеров третьего выпуска выделился И. Г. Александров , академик, один из участников разработки плана ГОЭЛРО, автор проекта строительства Днепрогэса. Питомцами МИУ последующих выпусков явились профессора Д. В. Шумский, А. X. Певцов, В. И. Руднев, Н. Н. Гениев, М. Г. Спировский, Н. С. Дорофеев, Б. Н. Жемочкин, М. М. Филоненко-Бородич, Д. С. Дурново, П. Ф. Дубинский. Московское инженерное училище имело однофакультетную структуру и курсовую систему обучения. Посещение занятий было обязательным. Кроме предметов учебного плана предусматривались также факультативные курсы. Для лучшего усвоения изучаемого материала и контроля устраивались "репетиции", на которых проверялись знания студентов по законченным разделам дисциплин. Полученные оценки учитывались при сдаче экзаменов. Определенный след в жизни училища оставила революция 1905 г . Демократически настроенные студенты и преподаватели участвовали в борьбе против самодержавия. Столкновения между студентами и воинскими подразделениями, пытавшимися проникнуть внутрь здания, подчас доходили до вооруженных схваток. Занятия в училище неоднократно прерывались на длительное время. События 1905 г. испортили репутацию училища в глазах высших царских чиновников, которые всячески противодействовали переводу его в ранг вуза. Только в 1913 г. руководству и совету училища после восьмилетних усилий удалось добиться преобразования его в Московский институт инженеров путей сообщения . Общее число студентов составляло в 1912 г. 536 человек. Их обучали 62 профессора и преподавателя. За годы существования училище выпустило 646 инженеров. В 1915 г. на первый курс института приняли 233 человека, а общее число студентов превысило 700. В связи с войной и призывом студентов в армию деятельность вуза постепенно стала замирать. Преподаватели училища, а затем вуза материально обеспечивались весьма скромно. Выступая на совете училища, проф. Ф. Е. Максименко отмечал: - "Как известно, преподавательское жалованье настолько незначительно, что преподаватели по необходимости должны прибегать к частным занятиям, отнимающим у них много времени, которое следовало бы посвящать науке". Ссылки:
|