Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Хайлар город

"Революционный бум" в Харбине 1917 г. в общем-то мало воздействовал на периферию, занятую своими насущными делами, исключая, пожалуй, город г. Маньчжурия , вследствие его непосредственной близости к границам России, и, отчасти, по той же причине станцию Пограничную на востоке .

Город Хайлар обязан своим возникновением русско-китайскому Кяхтинскому договору 1727 г. , завершившему разграничение пределов двух империй "по Аргуни ". Ведь согласно букве предыдущего Нерчинского 1689 года договора , левый берег этой реки от истоков до устья признавался владением России, а истоком Аргуни является, как известно, река Хайлар, берущая свое начало в Большом Хинганском хребте. На этом основании весь северо- запад современной Маньчжурии вплоть до Большого Хингана Россия совершенно правомерно считала собственной территорией и осуществляла на ней географические экспедиции (например, экспедицию Мессершмидта по окрестностям озера Далай-нор и другие), не встречая здесь никаких признаков присутствия маньчжуро-цинских чиновников и войск. Но по Кяхтинскому договору ради добрых и мирных отношений со своим соседом Россия, проводя границу между двумя государствами в Монголии, уступила территорию Барги Цинской империи . Вот тогда- то для того, чтобы обозначить на этих землях свое присутствие, маньчжуро-цинское правительство и поспешило заложить здесь крепостицу Хайлар - со сложенными из самана стенами и крошечным маньчжуро-китайским гарнизоном. Затем Хайлар стал резиденцией высшего чиновника края - амбаня, пунктом торговли с монголами и местом принесения народами и племенами всей огромной Барги податей маньчжурскому правительству. Эти свои функции Хайлар сохранил практически до 1932 г. КВЖД оставила Старый город Хайлар в стороне, на расстоянии 5 км от своей линии. На дороге, и к тому же на противоположной стороне ее полотна, она построила благоустроенный поселок русских железнодорожников Залинья - с каменными домами, 2-этажными школой и административными зданиями, Железнодорожным собранием, окруженным тенистым садом. Здесь же была воздвигнута и красивая деревянная Спасо- Преображенская церковь (1903г.). В дальнейшем пустырь между железнодорожным поселком и Старым городом был застроен домами беженцев из России; после устройства фирмой "Братья Воронцовы" лесной гавани в устье Имингола была освоена и территория Острова . Сложился современный город с районами-поселками (кроме названных выше): Подгорный, Роща, Присячи. Улицы назывались: Александровская, Николаевская, Романовская, Тверская, Первая, Вторая и Третья Восточные, Первая и Вторая Западные.

Хайлар был многонациональным городом - здесь бок о бок проживали китайцы, русские, татары, евреи, монголы и другие. Он был небольшим, лежал как бы в котловине, окруженный невысокими песчаными сопками. Дующие весной сильные ветры с соседней пустыни Гоби засыпали его песком, от которого не было спасения ни дома, ни на улице. Скромной достопримечательностью Хайлара был Городской сад в центре города с увенчанным двуглавым орлом обелиском, воздвигнутым в 1913 г. в честь торжественно отмеченного в Маньчжурии 300-летия Дома Романовых (см. книга "Маньчжурия далекая и близкая" , книга первая, с. 254- 256).

Тут же, рядом друг с другом, находились две школы - Хайларская русская школа (10 классов) и татарская (4-х летняя). По окончании ее татарские дети продолжали учиться в русской школе. По теплым воспоминаниям абитуриентов (Е.Тулакин. Мой Хайлар // НСМ, февраль 1996, *28; Пана Мунгалова. Хайларские зарисовки // Русские в Китае, Екатеринбург, 1996, *3 [далее РвК]), преподавателей, подвижников своего дела, любили.

Вспоминают имена Михаила Алексеевича Кузьмина , Лидии Фроловны Шамшуриной , В.К. Левашко , Н. К. Иванова ("прославившегося" своей фразой, обращенной к девочкам, бегавшим по залу: "Эй, вы! Эфирные создания, что вы топаете, как табун лошадей.!" (Е.Тулакин), Петра Николаевича Поручко , А.И. Тавчева , П.И. Кречетова , И.А. Куклина , преподавателя китайского языка Н.И. Сметанина , других.

К Хайлару на Западной линии КВЖД в экономическом и административном отношении тяготела и вся бескрайняя Барга .

Ссылки:

  • КВЖД (КИТАЙСКАЯ ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА) И ЕЕ ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ
  • Трехречье
  • Заслуги Остроумова в области образования
  • КВЖД Западная линия
  • Семья Мелиховых
  • Алапаевские мученики
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»