|
|||
|
Алапаевские мученики
Трагическая история убийства Царской семьи имела и свое не менее страшное продолжение. 17-го же июля из Екатеринбурга вся банда убийц (18 человек) выехала в Алапаевск (Пермской губернии), куда за три дня до этого были увезены: великий князь Сергей Михайлович (бывший верховный генерал-инспектор российской артиллерии ), живший до этого в Екатеринбурге на свободе; великая княгиня Елизавета Федоровна (жена великого князя Сергея Александровича , генерал-губернатора Москвы , убитого террористом Каляевым ); ее верная камеристка, не пожелавшая оставить княгиню и мученически погибшая вместе с нею, Варвара Яковлева ; великий князь Иоанн Константинович и великий князь Игорь Константинович (сыновья великого князя Константина Константиновича ). Супруга его - княгиня Елена Петровна - была сестрой короля Югославии Александра I Карагеоргиевича ,- тоже короля- мученика, убитого позднее гитлеровским агентом. (Именно в память Николая II и Александра I Карагеоргиевича в 1936 г. на территории Дома милосердия архиепископа Нестора в Харбине была построена известная Часовня- памятник Венценосным мученикам.) Сюда же, в Алапаевск , были привезены князь Владимир Павлович Палей (сын Павла Александровича Палей ) и барон Федор Семенович Ремиз , управляющий двором великого князя Сергея Михайловича. Над всеми ними была осуществлена зверская расправа: их отвезли на окраину города и живыми сбросили на дно глубокой шахты Алапаевского рудника. Затем в шахту стали бросать динамит и ручные гранаты, с расчетом вызвать обвал шахты, который должен был скрыть следы совершенного преступления. Но эта попытка не удалась. Израненные и разбившиеся при падении люди умирали на дне шахты от голода и жажды в течение нескольких дней. А Елизавета Федоровна , которая пострадала, каким- то чудом, менее других, помогала раненым и облегчала их страдания. Она тоже погибла и была признана Русской православной церковью за границей великомученицей. Книгу о ее жизненном пути - "Святая мученица Российская великая княгиня Елизавета Федоровна" (Германия, издательство "Посев", 1988) написала харбинка, ныне жительница Австралии, Любовь Петровна Миллер (Бабушкина) , посвятившая изучению судьбы Елизаветы Федоровны всю свою жизнь (см.: Осьмакова Л.Размышления о книге, ее авторе и России // Австралиада: Русская летопись, Сидней, 1988, *17, с.8- 12). В 1918г. был расстрелян и великий князь Михаил Александрович . (см.: Мясников Г.Философия убийства, или Почему и как я убил Михаила Романова // Минувшее: Истор. альм. Вып. 18. М.; СПб., 1995, с.7- 191) С его именем или с именем великого князя Константина Константиновича связана тайна восьмого гроба, упоминаемого ниже. Во второй половине октября, т.е. через три месяца, сибирские войска (войска Сибирского правительства) заняли Алапаевск. 9/22- 11/24 октября 1918 г. тела погибших были извлечены из шахты и, по освидельствовании и опознании их следственными властями, с них были сделаны фотографии, и они были временно погребены в склепе под алтарем Свято-Троицкого собора в Алапаевске. Толчком к моим изысканиям в области этих событий стали написанные по моей просьбе воспоминания Альфонса Юлиановича Романовского - полковника царской армии, кавалера четырех российских орденов, а в конце 30-х - 40-х годов известного нам, воспитанникам Лицея Св.Николая в Харбине, скромного преподавателя арифметики,- написавшего в 1972 г. следующие, буквально ошеломившие меня строчки: "Во время моей поездки в теплушке, к нашему товарному поезду был прицеплен еще один вагон. На станциях, где были остановки, из него выходили за кипятком монашки. Все пассажиры были заинтригованы - кого эти монашки везут. Но в вагон сопровождавшие никого не пускали. Но потом оказалось,- по слухам выяснилось,- что в этом вагоне везли тела убитых членов царской фамилии. Князей братьев Константиновичей, которых извлекли из шахты, при колчаковской власти, и которые были похоронены впоследствии в городе Пекине в Православной миссии в Бэйгуани . Насколько это правда - утверждать не могу, но слухи были таковы" (Романовский А.Ю. Воспоминания, с. 13. Рукопись и приложенные к ней документы хранятся у Г.В.Мелихова). Русские великие князья. Похоронены в Пекине. В то время об этом факте ничего известно не было, и он глубоко меня взволновал. Постепенно удалось выяснить следующее. При отступлении Белой армии на восток тела убитых великих князей, чтобы не оставлять их на поругание большевиков, были эксгумированы и отвезены по железной дороге в безопасное место. Путь был труден и опасен. Подробности узнаем из доклада игумена Серафимо-Алексеевского скита Пермской епархии о. Серафима (Георгия Михайловича Кузнецова; 1874- 1959) , которому было поручено это дело: "От Алапаевска до Тюмени ехал в одном вагоне с гробами 10 дней, сохраняя свое инкогнито, и никто не знал в эшелоне, что я везу 8 гробов. Это было самое трудное, ибо я ехал без всяких документов на право проезда, и предъявлять уполномочия было нельзя, ибо тогда бы меня задержали местные большевики, которые, как черви, кишели по линии железной дороги. Когда я прибыл в Ишим , где была Ставка Главнокомандующего (им был в то время ген.- лейт. М.К. Дитерихс ), то он не поверил мне, что удалось спасти тела, пока своими глазами не убедился, глядя в вагоне на гробы. Он прославил Бога и был рад, ибо ему самому лично жаль было оставлять их на поругание нечестивых. Здесь он дал мне на вагон открытый лист, как на груз военного назначения, с которым мне было уже легче ехать и сохранять свое инкогнито. Предстояла еще опасность в Омске, где осматривали все вагоны. Но Бог и здесь пронес нас, ибо наш вагон, вопреки правил, прошел без осмотра. Много было и других разных опасностей в пути, но всюду за молитвы великой княгини Бог хранил и помог благополучно добраться до Читы, куда прибыл 16/29 августа 1919 года. Здесь тоже злоумышленниками было устроено крушение, но наш вагон спасся по милости Божией. В Чите, при содействии атамана Семенова и японских военных властей, гробы в глубокой тайне перевезены в Покровский женский монастырь , где почивали 6 месяцев в келье под полом, в которой я в это время жил. Ввиду предстоящей опасности, при содействии Главнокомандующего всеми вооруженными силами Российской Восточной окраины генерал-лейтенанта Григория Михайловича Семенова , все 8 гробов из Читы мною вывезены 20 февраля/5 марта 1920г. Генерал Дитерихс дал мне новое официальное уполномочие хранить гробы, найти им место временного покоя и, при благоприятном условии, в свое время вернуться с ними в Россию [разрядка моя.- Г. М.]". Со станции Маньчжурия вагон с гробами великих князей перешел на Китайскую Восточную железную дорогу . Как именно он следовал по ней - об этом о. Серафим оставил мало свидетельств. Он сообщает только, что в Хайларе местные большевики захватили было вагон, вскрыли гроб Иоанна Константиновича и хотели надругаться над останками, но о. Серафим попросил помощи у китайского командующего, и напавших отбили. Вагону была придана китайская охрана. Как проследовали в Харбин - неизвестно. Далее путь совершался по самой короткой линии КВЖД - Южной , протяженностью 240 км. Пройдя перевалочный пункт с КВЖД на японскую Южно-Маньчжурскую ж.д. - станцию Куаньчэнцзы,- ехали далее по ней. С этого времени поезд следовал под охраной еще и японских военных властей, проводивших его до Пекина , куда он прибыл 3/16 апреля 1920 г. В Пекине гробы встретил на вокзале крестным ходом начальник Православной духовной миссии в Китае Преосвященный Иннокентий . Но где же именно на этой обширной территории были погребены великие князья - алапаевские мученики?. Узнать это, равно как и некоторые другие факты истории российской эмиграции в Китае, я и приехал в Пекин в июне 1990г. и пошел в Российское посольство , расположенное ныне на этом громадном участке бывшей Российской духовной миссии.
Увы. От ее прежних строений почти не осталось и следа. А в посольстве мои вопросы были встречены с полнейшим изумлением: никто ничего об этом не знал. А когда выяснилось, что я занимаюсь историей российской эмиграции в Китае, то обо всем этом стали. расспрашивать меня самого. Но материалы, прояснившие этот вопрос, оказались в моем распоряжении лишь позднее. Ввиду того, что безопасного места для потомков последнего царствующего Дома Романовых в России не нашлось, с поражением Белого движения останки великих князей Константиновичей, действительно, были перевезены в Китай, для того чтобы быть временно погребенными в Российской духовной миссии в Пекине , основанной на земле, навечно подаренной России в начале XVIII века императором Канси правившей тогда Цинской династии. Для временного захоронения в этой все же русской земле. И прах русских великих князей был действительно похоронен в Пекине. Но в те времена существовал запрет китайских властей вносить в Пекин мертвые тела, и гробы великих князей были поставлены в Церковь во имя преподобного Серафима Саровского на православном Русском кладбище , примерно в километре за пекинской городской стеной. Далее, по свидетельству о. Серафима, атаман Семенов дал средства на то, чтобы устроить в церкви под амвоном, с железными дверями склеп, куда и были поставлены все 8 гробов. Ключи от склепа хранились у о. Серафима, а сам склеп был под его печатью. Уезжая сопровождать гробы великой княгини Елизаветы Федоровны и ее камеристки (которую он называет послушницей) Варвары в Иерусалим, о. Серафим сдал оставшиеся в Пекине 6 гробов по акту и передал ключи епископу Иннокентию (Двуглавый орел, Берлин, 1921, вып. VI. Цит. по: Булыгин П.Убийство Романовых. М., 2000). Таким образом, упокоение свое великие князья нашли вначале, не на территории миссии, а на принадлежавшем ей православном Русском кладбище за городской стеной. Здесь были похоронены также погибшие при подавлении восстания ихэтуаней и во время своей службы в Пекине русские казаки и солдаты. А позднее - и многие русские эмигранты. История пребывания на территории именно Пекина останков алапаевских мучеников начинается, таким образом, 3 апреля 1920 г., когда гробы, по распоряжению адмирала Колчака, были привезены в Пекин, и не окончена до наших дней. Время от времени в русской прессе появлялись сообщения об этих останках. Перенесемся в начало 30-х годов. . В центре огороженного высокой стеной кладбища,- сообщает журналист,- небольшая церковь. Внутри нее, посередине, открытый люк. Над ним большая неугасимая лампада. Вниз ведет лестница. Далее решетчатая дверь, за которой большой круглый обветшавший склеп, высотою в рост человека. Здесь и покоятся тела алапаевских мучеников. В склепе в два яруса стоят шесть гробов. Два места пусты. В одной из стен - ниша, в ней икона с неугасимой серебряной лампадой - дар харбинского Кружка артиллеристов. Справа - большой серебряный венок от русской группы войск шаньдунской армии. (Напомню: Шаньдунская или армия Чжан Цзунчана - одно из военных соединений китайских милитаристов, в котором сражались русские волонтеры под командованием ген. К.П. Нечаева в 1925- 1927гг. Подробнее об этой эпопее см. подготовленную к печати мою книгу "Российская эмиграция в Китае. 1925- 1932 гг." (план выпуска 2003г.).) На крышке гроба Иоанна Константиновича - другой венок с национальными лентами - дар той же группы русских войск. Старые гробы великих князей - деревянные, заключены в металлические ящики из тонкой оцинкованной жести. Жесть во многих местах проржавела, доски прогнили. В хорошем состоянии только два гроба - великого князя Сергея Михайловича и князя Иоанна Константиновича: они новые, прах умерших недавно переложили в них. Но портреты обоих на крышках - наполовину истлели. На всех гробах - простые медные дощечки с именами усопших. На гробе графа Палея - стершаяся надпись. Видны только слова ".от мамы". В склепе душно, и чувствуется запах тления. И забвения. Могилы к этому времени, после смерти митрополита Иннокентия, оказались забытыми. Ранее все заботы о них осуществлялись Российской духовной миссией и ее митрополитом, даже в условиях острой нехватки самых необходимых средств. Наблюдение над кладбищем и склепом великих князей осуществляли два сторожа - работники миссии. Переложение тел усопших в новые гробы представляло большие трудности, и необходимую помощь в этом деле оказало руководство знаменитого в то время по всему Китаю американского Рокфеллеровского медицинского института в Пекине . Два его ассистента и осуществили эту операцию. А пустые места в склепе. Они возникли в связи с упомянутым переносом праха Елизаветы Федоровны и Варвары Яковлевой. Благодаря заботе маркизы Мильфорд Жейвен , сестры княгини, их останки уже в 1920 г. были перевезены из Пекина в Шанхай и отсюда 17 декабря отправлены для захоронения в Палестину. Они погребены в Иерусалиме , в Гефсиманской Марфо-Мариинской обители (такая же в свое время была создана Елизаветой Федоровной в Москве, на улице Ордынке). Воздвигнут скромный памятник. Таковы некоторые вехи этого поразительного по своему драматизму жизненного пути Женщины - подлинно русской по духу, несмотря на то, что она - Дармштадтская принцесса - была наполовину немка, наполовину англичанка. Отрекшаяся от своей крови. Далее, оставшиеся в Пекине гробы были реставрированы (высококачественная бронзовая арматура) заботами Начальника миссии митрополита Иннокентия и офицера русской императорской армии, старожила Пекина Б.М. фон Кеппинга . После японской оккупации Северного Китая новому Начальнику уже ХХ миссии Высокопреосвященнейшему Виктору (Святину) удалось в 1938 г. получить разрешение китайских властей перенести эти гробы в находившуюся на территории миссии Церковь во имя Всех Святых Мучеников. Гробы были размещены в нишах стен нижней церкви. Правее алтаря этой нижней церкви, под мраморными надгробиями, покоились тела первых епископов Китайских и Пекинских - Иннокентия и Симона. На кладбище миссии у стены Церкви Мучеников в 1937 г. был также похоронен единственный светский человек, покоившийся на территории миссии,- бессменный Управляющий Китайской Восточной железной дорогой (1903- 1920гг.), при котором полоса отчуждения этой дороги получила название "Счастливая Хорватия", глава русской эмиграции на Дальнем Востоке - генерал Дмитрий Леонидович Хорват . Однако на этом трагическая история захоронения праха великих князей не закончилась. В 1954 г. Российская духовная миссия была китайскими властями закрыта, ее имущество и территория отошли под управление этих властей. На территории РДМ разместилось управление автономной, независимой от Московского Патриархата Китайской Автономной Православной Церкви (КАПЦ) , во главе с епископами- китайцами - Василием Шуань (Шестопаловым) и Симеоном Ду (Дубининым) . Однако оба они, будучи в преклонных годах и больными людьми, скончались. Владыка Виктор в 1956 г. был отозван в СССР и выехал туда. Территория миссии была передана правительству Советского Союза под размещение на ней нового комплекса посольства, переселяемого из бывшего Посольского квартала по ул. Дунцзяоминсян. Здесь начало оборудоваться посольство, а в церквах по-прежнему служились церковные службы, и на территории проживали потомки албазинцев со своими хозяйствами. Из продолжительной беседы, которую я недавно имел с китайским православным священником в Пекине, мне удалось выяснить следующее. КАПЦ после смерти своих иерархов осталась без Предстоятеля и, не получая никаких дотаций, не имея доходов, испытывала большие материальные трудности. По словам священника, еще в 1963 году на территории миссии было проведено последнее Пасхальное богослужение, на котором присутствовала, в частности, старожилка Пекина г-жа Розанова с сыновьями и другие русские, а в следующем году всем китайским гражданам было предложено покинуть территорию миссии. Совершенно не имея средств, они погрузили два гроба с мощами Святых Мучеников и шесть гробов с останками великих князей на телеги и вывезли их на Русское кладбище . Мощи Мучеников были здесь перезахоронены, а гробы с прахом великих князей возвращены обратно в склеп под церковью преподобного Серафима Саровского.
Все "культовые" сооружения на территории посольства , невзирая на их историческую ценность, были разрушены или стали использоваться под хозяйственные нужды (Успенский собор, например, превращен в посольский гараж). Церковь Всех Святых Мучеников (напомню, красивейший двухэтажный храм в древнерусском стиле, пятиглавый, с красивым входом на верхний этаж) была сровнена с землей, и на ее месте воздвигнута довольно аляповатая беседка(!) в псевдокитайском стиле. Эксгумации и переноса останков захороненных в церкви и вокруг нее, видимо, не производилось, или о них пока никому не известно. Скорее всего, они никуда не перезахоранивались, т.е. до сих пор находятся в могилах, над которыми ныне устроена посольская детская площадка. А вскоре, уже в 1965- 1966гг., в Китае разразилась "культурная революция" . С первых же ее дней варварскому разгрому бандами хунвэйбинов подверглись оба находившиеся в пределах Пекина кладбища - китайское и Русское православное. Достоверно известно, по свидетельствам потомков албазинцев, что кости китайских мучеников выкопанные ими из могил, подверглись глумлению и сброшены в находившееся неподалеку от кладбища озерцо. Что именно произошло с останками русских великих князей - пока неизвестно, и никто не может сказать об этом что- либо достоверное. Дело за документами как китайской, так и бывшей советской стороны. Далее, в таком разрушенном состоянии - с поваленными и разбитыми памятниками и надгробными плитами, оскверненными могилами - Русское кладбище пребывало до 1987 г., когда было принято решение китайского правительства о том, что на территории Пекина не должно быть никаких захоронений и на месте этого кладбища будет создан парк. В настоящее время это Парк Молодежного озера (Цинняньху гунъю-ань) с большим искусственным водоемом, под который ушла едва ли не большая часть прежнего Русского кладбища. Опять же, судьба праха великих князей при реконструкции этой территории остается неизвестной. Витает в воздухе красивая легенда, подтверждаемая одними и резко отрицаемая другими, что при создании парка или даже ранее склеп под разрушенной церковью во избежание дальнейших глумлений над прахом, был залит бетоном и остался или даже был намеренно перемещен на дно этого искусственного паркового озера и находится там под толщей воды. Однако никаких документальных подтверждений этому, естественно, нет. Остается очень много вопросов. И остается надежда. А пока до сих пор многострадальный прах российских великих князей остается в древней земле Китая. Ссылки:
|