Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

БЦВМ (бортовая цифровая вычислительная машина)

История создания бортовых вычислительных машин увлекательна и поучительна. Но ее изложение требует особого места и времени. Бортовые вычислительные машины за последние 25 лет настолько органично вписались в структуру систем управления космическими аппаратами, что молодой специалист, начинающий работать в нашей области, не представляет, как вообще можно было летать без них. В то же время на Союзах до сих пор сохранились автоматы, функции которых так и не доверены ни человеку, ни вычислительной машине. При создании космических кораблей "Союз" из всех проблем управления движением особого отношения требовала задача обеспечения спуска с орбиты на Землю осесимметричного спускаемого аппарата, имеющего малое аэродинамическое качество при малых расчетных перегрузках. Подъемная сила такого аппарата создается путем небольшого смещения его центра масс относительно оси симметрии. Необходимо было разработать особо надежную структуру, алгоритмы, приборы управления дальностью и стабилизацией спускаемого аппарата так, чтобы максимально уменьшить площадь района возможного приземления с целью быстрого поиска и эвакуации экипажа. Система управления спуском должна успокоить спускаемый аппарат так, чтобы гарантировать начальные условия для надежного введения парашютной системы, которая управляется автономной системой приземления. Для обеспечения надежности систем управления спуском и приземлением выбирались наиболее простые алгоритмы, использовалось дублирование, а иногда и троирование приборов и агрегатов, отказ которых мог привести к катастрофическим последствиям.

Впервые потребовалось создать не только новую технику управления, но и новую организацию разработок, в которой эстафета ответственности за управление движением передавалась из отдела в отдел, от коллектива, отвечавшего за управление орбитальным полетом, к специалистам по управлению спуском, от них - к разработчикам системы приземления. Системы управления спуском и приземлением обязаны были кроме своих штатных задач выполнять функции в составе системы аварийного спасения на участке выведения.

Три системы: управление спуском , управление приземлением и систему аварийного спасения - мы создали в виде автоматов, не предусматривающих вмешательства человека. За тридцать лет на сотнях пусков ни одна из этих систем нас не подвела.

Ссылки:

  • ОКБ-1 - ЦКБЭМ - НПО "ЭНЕРГИЯ" - РКК "Энергия" им. С.П.Королева
  • Н1-Л3: согласование плана создания лунной системы в ВПК
  • Р-36 (8К67) ракета Янгеля 1963
  • ОКБ-586, ГКБ "Южное" и завод "Южмаш" (Янгель, г. Днепропетровск)
  • Создание высокоточных инерциальных систем управления
  • ДОСы, "Алмаз","Союз-ВИ" и "Союз-Аполлон" затормозили Н1-Л3 в 1971 году
  • Проблемы разработки системы сближения и стыковки
  • Устранение последних дефектов Н1-Л3 N7Л. Полет в Харьков
  • Келдыш собрал заседание экспертной комиссии по Н1-Л3
  • Вторая автоматическая стыковка в космосе 1968 г.
  • Группа обеспечения сближения космических кораблей
  • 7К-С N 1Л автоматический корабль ("Космос-670")
  • Черток Михаил сын
  • 7К - космический корабль - предшественник "Востока"
  • Разработка новой "бесплатформенной" инерциальной системе навигации
  • Конфликты между разработчиками радиосистем управления ракетами
  • ЧЕЛОВЕК В КОНТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
  • БЦВМ "Бисер"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»