Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Разработка новой "бесплатформенной" инерциальной системе навигации

Анализируя причины нештатных аварийных ситуаций, мы убеждались, что если бы на борту космического корабля была умная вычислительная машина, она могла бы спасти нас от многих неприятностей. Самый простейший бортовой компьютер был способен отключить систему при ошибках в ручном управлении, которые допустил Береговой. Топливо было бы сохранено, и была бы возможность повторить сближение в чисто автоматическом режиме. В описанной выше нештатной ситуации на "Союзе-15" бортовой компьютер мог бы распознать, пользуясь программою прогноза, неадекватные действительной дальности команды "Иглы", отключить систему и дать возможность Земле принять решение о дальнейших действиях. На самом деле установка на борт космического корабля вычислительной машины, помогающей работать уже хорошо освоенной "безмашинной" системе управления, оказалась бы малоэффективной. Гораздо заманчивее было разработать принципиально новую систему, в которой БЦВМ будет не приспособленным довеском, а главным звеном, позволяющим решать проблемы управления на качественно новой основе, создать систему существенно более высокой надежности.

Это и было задумано применительно к модификации кораблей "Союз", имевших заводской шифр 7К-С , а чертежей - 11Ф732. Космические корабли 7К-С в транспортном варианте, предназначенные для доставки экипажей на орбитальные станции вместо 7К-Т ("Союз"), получили индекс 7К-СТ . Во время летных испытаний, начатых в 1972 году, первые пять беспилотных кораблей объявлялись "Космосами".

Революционным скачком в технике управления этими кораблями было осуществление мечты о бесплатформенной инерциальной системе навигации.

На БЦВМ возлагалась задача математического моделирования ориентации и движения корабля. Позиционные датчики: ИКВ и солнечный - сохранились для первичной выставки и коррекции математической модели. Основными чувствительными элементами, информация которых проходила численное интегрирование, были цифровые ДУСы и акселерометры.

Разработка идеологии системы началась в отделе Легостаева в 1968 году Бранцем , Шмыглевским и примкнувшими к ним молодыми энтузиастами, выпускниками физтеха. В их числе оказался и выпускник физтеха Михаил Черток . Окончательное решение о том, что модификация "Союза" в числе прочих новинок получит бесплатформенную систему, было принято только в 1972 году, когда появилась уверенность, что серийное производство БЦВМ может быть обеспечено. От начала разработки до первого беспилотного полета нового корабля, управляемого вычислительной машиной, прошло шесть лет! Первый корабль 7К-С N 1Л , объявленный "Космос-670" , был запущен только 6 августа 1974 года. Летные испытания еще четырех беспилотных "Космосов": "Космос-772" , "Космос-869" , "Космос-1001" , "Космос-1074" - длились пять лет!

Только 16 декабря 1979 года стартует 7К-СТ N 6Л , которому присваивается открытое наименование "Союз Т" .

Беспилотный корабль в автоматическом режиме сближается и стыкуется со станцией "Салют-6" , совершает совместный полет в течение 100 суток и благополучно возвращается на Землю. Однако первая попытка автоматической стыковки с помощью БЦВМ дала осечку. Машина не то чтобы капризничала, но "взбрыкнула" в связи с тем невниманием, которое проявила "земля" к ее характеру. В программу был заложен алгоритм регулярной самопроверки БЦВМ. Она сама себе устраивала тест, чтобы выходить "на работу", будучи уверенной, что ее "туалет" в полном порядке. Этот тест длился всего пять секунд. ЦУП начал вводить в машину программное задание на сближение сразу же после включения во время этих самых святых пяти секунд. На следующий день каприз БЦВМ был учтен. И автоматическая стыковка беспилотного космического корабля "Союз Т" к станции "Салют-6" 19 декабря 1979 года прошла без замечаний. В мае 1980 года космонавт N 2 Герман Титов как заместитель начальника ЦУКОСа дает заключение о допуске кораблей 7К-СТ к пилотируемым полетам. Первая управляющая полетом вычислительная машина получила путевку в космос, подписанную вторым космонавтом Земли - генералом Германом Титовым.

Ссылки:

  • ЧЕЛОВЕК В КОНТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОСами (ОРБИТАЛЬНЫМИ СТАНЦИЯМИ)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»