Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Теллер выдвигает идею водородной бомбы

Источник: Книга "Братство бомбы"

К концу второго дня семинара Теллер перевел разговор на обсуждение идеи, о которой он с Ферми беседовали прошлой зимой в Колумбийском университете. Тогда, во время ленча, Ферми заметил, что атомная бомба способна выделить достаточное количество энергии для возникновения термоядерной реакции , благодаря которой поддерживается горение Солнца и других звезд. В таком случае эта атомная бомба стала бы детонатором для гораздо большей бомбы иного типа, в которой водород превращается в гелий. А теоретически так называемая водородная бомба могла бы обладать практически неограниченной мощностью. Теллер обсуждал эту возможность с Конопинским в Чикаго и с Бете во время поездки на поезде на запад. В качестве возможного термоядерного топлива Теллер и Конопинский рассматривали жидкий дейтерий , который гораздо проще извлечь из тяжелой воды, чем отделить U-235 от U-238. Они подсчитали, что при нагреве атомной бомбой одного кубического метра дейтерия до температуры 400 миллионов градусов высвободится энергия, равная взрыву 1 миллиона тонн тринитротолуола. На семинаре в Беркли Теллер открыто заявил, что создание атомной бомбы, по его мнению, является чисто инженерной задачей. Он уже увлекся дейтериевой супербомбой , которая, по его утверждению, принесет победу стране, сумевшей первой создать ее.

Физики в кабинете Оппи окрестили гипотетическое оружие Эдварда Супер . Когда Теллер с Конопинским выехали из Чикаго, они пришли к мнению, что "Супер" действовать не будет. Однако когда поезд прибыл в Беркли, уверенности в этом уже не было. Сербер рассказывал, что эффект от рассказа Теллера о "Супер" был поистине ошеломляющим: "Все забыли об атомной бомбе, словно она была старой шляпой". Но какой бы ужасающей ни была теоретическая "Супер", существовал еще один, даже более зловещий призрак, преследовавший теоретиков: при взрыве супербомбы могло бы высвободиться достаточно энергии, чтобы поджечь азот в атмосфере и испепелить всю планету. Подсознательно Бете отметал эту возможность; чуть позднее он объявил, что доказал несостоятельность этого несколькими быстрыми подсчетами. Оппенгеймер , однако, был настолько обеспокоен идеей создания "Супер" и возможностью воспламенения атмосферы, что решил встретиться с Артуром Комптоном , проводившем отпуск в летнем домике на берегу Мичигана. В конце концов, отыскав Kомптона по телефону, который был установлен в находившейся не далеку сельской лавке, Оппи поехал на встречу с ним на поезде, чтобы переговорить по вопросу, слишком щекотливому, чтобы суждать его по телефону. Спустя три дня, прогуливаясь по безлюдному пляжу, Оппенгеймер и Комптон пришли к согласию, что ученым не следует идти пути, который вполне мог бы привести к созданию супербомб. Однако бездействием выиграть было невозможно. Комптон и Оппи договорились, что ученым в Беркли следует продолжать свои расчеты, а в конце сентября решили провести в Металлургической лаборатории конференцию по дальнейшему исследованию термоядерных реакций. Тем временем физики в в Беркли оправились от страха, который они поначалу испытывали к "Супер".

Бете обнаружил, что в прежних расчетах Теллера не был до конца учтен один фундаментальных законов физики: диссипация энергий ядерно взрыва посредством радиации. Бете указал, что охлаждение за счет излучения не только предохранит планету от испепеления водородными бомбами, но и, скорее всего, сделает саму гипотетическую "Супер" нежизнеспособной.

Конопинский выручил Теллера, предложив поджечь дейтерий с тритием , который имеет более низкую температуру воспламенения. Но, по-видимому, Бете раскритиковал и эту идею, объявив ее неверной. К тому времени, как Оппенгеймер вернулся после встречи Комптоном, возбуждение, связанное с возможностью воспламенения атмосферы водородной супербомбой, по словам Сербе "выдохлось". Ввиду спешки, а также по причине секретности участники семинара проект заключения составлять не стали.

Относительно "Супер" сформировалось два диаметрально противоположных мнения. Теллер полагал, что коллеги разделяют его оптимизм о перспективности этого оружия. Бете, Сербер и Оппенгеймер считали "Супер" в лучшем случае любопытной возможностью, которой стоит заняться в будущем, но лишь после того, у них в руках появится атомная бомба. Возможно, предчувствуя, что неуравновешенный венгр доставит ему массу неприятностей, незадолго до окончания семинара Оппи пригласил Эдварда и его жену Мичи на Игл-Хилл. Спустя почти шестьдесят лет Теллер вспоминал, что Оппенгеймер посчитал его подарок - запись фортепианного концерта Моцарта ми-бемоль мажор, одного из самых любимых Эдвардом, - "неинтересным" и предрек, что только атомная бомба сможет заставить Гитлера убраться из Европы.

Ссылки:

  • МАНХЭТТЕНСКИЙ ПРОЕКТ: НАЧАЛО 1942 г
  • Оппенгеймер не поддерживал создание водородной бомбы: доклад Конанту
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»