Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Гонценбах Кирилл Владимирович

Спустя треть века после испанской войны Кирилл Владимирович Гонценбах вспоминал:

"Первое время эвакуировали танки сравнительно легко, если не считать боя в Сесенье, где три танка погибли на территории, занятой мятежниками. А затем фашисты, зная, что русские обязательно попытаются эвакуировать танк или поползут к нему, чтобы снять дефицитные агрегаты, приборы, детали, стали подстерегать оружейников. При подозрительном шуме, не говоря уже о выхлопах мотора и скрежете гусениц по каменистой почве, противник сразу же открывал огонь и не позволял приблизиться. Тогда военинженер Алымов начал применять длинный буксирный трос. Кто-нибудь из нас, ремонтников, а чаще всего вдвоем, скрытно подползали, волоча буксирный трос. С его помощью оттягивали танк в укрытие, используя складки местности. А там уже, на обратном скате высотки или за камнями, брали танк на другой, короткий буксир. Бывало, с "ничейной" земли уволакивали инвалидную машину ночью на сцепе двумя буксирами. А на реке Хараме был случай, когда разбило балансиры,- смастерили ходовую часть из бревен и танк вытащили... Но в большинстве случаев подбитый танк не удавалось спасти, так как он загорался и, если боеприпасы не все были израсходованы, взрывался. Казалось бы, в танке и гореть особенно нечему, а горели по нескольку часов, да так, что плавились алюминиевый картер, коробка передач. В таком обугленном танке, если и влезешь в него, уже ничем не поживишься для ремонта...

При комплектовании нашего отряда не послали оружейников, на нашу долю выпали все заботы о механической части вооружения. Пулеметы перегревались, кругом песок - отсюда и задержки, задиры. Кто соблюдал режим стрельбы короткими очередями? И как это можно было сделать? А думаете, так просто - каждый день и вечер, каждую ночь набивать диски патронами или ввинчивать взрыватели к снарядам в ожидании машин из боя. Когда редеющая рота уходила утром в новый бой, помпотехи после ночи валились от усталости. Не покладая рук колдовали над изношенными, искалеченными танками..."

(При обороне Мадрида)

Один танк с испанским экипажем стоял неподвижно у военного министерства. Никто в городе не знал, что у танка, который притащили ночью на буксире, неисправный мотор. Арман поручил Гонценбаху привести танк в боевое состояние. Если не смогут оживить мотор, а вынуждены будут отступить - взорвать танк, чтобы он не достался "пятой колонне". На помощь Гонценбаху прибыл Глушков. И они, золотые умельцы, в четыре руки воскресили неподвижный танк. Всю ночь работали не смыкая глаз; ремонт шел при свете переносной лампы.

Они рассказали о своем плавании (из Исании в СССР). Не обошлось без происшествий. В пути они находились долго. Испанский капитан привел пароход в Алжир , и однажды ночью, когда все спали, сбежал, забрав судовую кассу. Они застряли в Алжире на семь суток, им нашли другого капитана, и они с трудом выпутались из всех передряг. Уже в Одессе выяснилось, что на следующий день после их ухода из Алжира в порт зашли итальянские эсминцы. Только по счастливой случайности наши не попали в лапы к фашистам.

Ссылки:

  • Арман комбриг в Белоруссии
  • С НОВЫМ, 1937-м ГОДОМ!
  • Последние дни перед штурмом Мадрида
  • Ремонт танков, новые бои, Людвиг Ренн, Лукач
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»