Мориц Герман Якоби (на русский лад Борис Семёнович Якоби; нем. Moritz
Hermann von Jacobi; 21 сентября 1801,Потсдам — 27 февраля (11 марта) 1874,
Санкт-Петербург) — немецкий и русский физик-изобретатель. Прославился
открытием гальванопластики. Построил первый электродвигатель, телеграфный
аппарат, печатающий буквы.
Старший брат математика Карла Якоби, отец изобретателя Владимира Якоби и
сенатора Николая Якоби.
Мориц Герман Якоби родился в состоятельной еврейской семье. Отец будущего
физика, Симон Якоби, был личным банкиром короля Пруссии Фридриха Вильгельма
III; мать, Рахель Леман, была домохозяйкой. Свою учёбу он начинает в
Берлинском университете, затем переходит в Гёттингенский университет. По
окончании курса в Гёттингене до 1833 года работал архитектором в
строительном департаменте Пруссии.
В 1834 году переезжает в Кёнигсберг, где в университете преподавал его
младший брат Карл. Увлечения физикой приводят Якоби к серьёзному
изобретению — первому в мире электродвигателю с непосредственным вращением
рабочего вала. До изобретения Якоби существовали электротехнические
устройства с возвратно-поступательным или качательным движением якоря.
Якоби отозвался об одном из них:
такой прибор будет не больше, чем забавной игрушкой для обогащения
физических кабинетов, его нельзя будет применять в большом масштабе с
какой-нибудь экономической выгодой...
Целью учёного становится создание более мощного электродвигателя с
возможностью его практического применения. В1834 году Якоби строит
электродвигатель, основанный на принципе притяжения и отталкивания между
электромагнитами.
Двигатель состоял из двух групп магнитов: четыре неподвижных были
установлены на раме, а остальные — на вращающемся роторе. Для попеременного
изменения полярности подвижных электромагнитов служил придуманный учёным
коммутатор, принцип устройства которого используется до настоящего времени
в тяговых электродвигателях. Двигатель работал от гальванических батарей и
на момент создания был самым совершенным электротехническим устройством.
Двигатель поднимал груз массой 10—12 фунтов (примерно 4—5 кг) на высоту 1
фут (примерно 30 см) в секунду. Мощность двигателя была около 15 Вт,
частота вращения ротора 80—120 оборотов в минуту. В этом же году Якоби
направляет рукопись с описанием своей работы в Парижскую академию наук.
Изобретение рассматривается на заседании Академии и практически сразу
работа публикуется. Таким образом, о построенном в мае 1834 года в
Кёнигсберге двигателе становится широко известно в декабре 1834 года.
Работы Якоби были высоко оценены В. Я. Струве и П. Л. Шиллингом, и по их
рекомендации Якоби в 1835 году был приглашён на должность профессора в
Дерптский университет на кафедру
гражданской архитектуры. В этом же году Якоби публикует «Мемуар о
применении электромагнетизма для движения машин», вызвавший большой интерес
в академических кругах.
В 1837 году по рекомендации нескольких членов Петербургской академии наук,
Якоби составляет докладную записку с предложением о практическом применении
своего электродвигателя «для приведения в действие мельницы, лодки или
локомотива» и подаёт её Министру народного просвещения и президенту
Академии графу
С. С. Уварову. Предложение Якоби было
доведено до сведения
Николая I, который даёт распоряжение о
создании «Комиссии для производства опытов относительно приспособления
электромагнитной силы к движению машин по способу профессора Якоби».
Комиссию поручено возглавить адмиралу И. Ф. Крузенштерну, в состав входят
академики Э. Х. Ленц,
П. Л. Шиллинг и другие известные учёные. На проведение работ выделяется
баснословная по тем временам сумма в 50 тысяч рублей. Якоби навсегда
переезжает в Россию, поселяется в Петербурге на Николаевской набережной, 1,
принимает российское подданство и до конца жизни считает Россию своей
второй родиной:
Культурно-историческое значение и развитие наций оцениваются по
достоинству того вклада, который каждая из них вносит в общую сокровищницу
человеческой мысли и деятельности. Поэтому я обращаюсь с чувством
удовлетворенного сознания к своей тридцатисемилетней ученой деятельности,
посвященной всецело стране, которую привык считать вторым отечеством,
будучи связан с нею не только долгом подданства и тесными узами семьи, но и
личными чувствами гражданина. Я горжусь этой деятельностью потому, что она,
оказавшись плодотворной в общем интересе всего человечества, вместе с тем
принесла непосредственную и существенную пользу России...
Научно-техническое творчество учёного было многообразным. Якоби изобрёл ряд
приборов для измерения электрического сопротивления, названных им
вольтагометром. В 1838 году Якоби сделал своё самое замечательное открытие,
а именно открыл гальванопластику, положив начало целому направлению
прикладной электрохимии. Значительные успехи были достигнуты в области
телеграфии. Он сконструировал телеграфный аппарат синхронного действия с
непосредственной (без расшифровки) индикацией в приёмнике передаваемых букв
и цифр и первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат (1850 год),
руководил строительством первых кабельных линий в Санкт-Петербурге и до
Царского Села. Разрабатывал гальванические батареи, много работал над
созданием противокорабельных мин нового типа, в том числе
самовоспламеняющихся (гальваноударных) мин, мин с запалом от индукционного
аппарата; был инициатором формирования гальванических команд в сапёрных
частях русской армии. В 1839 г. построил лодку с электромагнитным
двигателем, который от 69 элементов Грове развивал 1 лошадиную силу и
двигал лодку с 14 пассажирами по Неве против течения. Это было первое
применение электромагнетизма к передвижению в больших размерах.
Работы Якоби получили заслуженное признание, в 1839 году он был утверждён в
звании адъюнкта Императорской академии наук, через три года стал
экстраординарным, а в 1847 году — ординарным академиком. За изобретение
гальванопластики Б. С. Якоби в 1840 году удостоен Демидовской премии в
размере 25000 рублей. В 1867 году награждён Большой золотой медалью на
Всемирной выставке в Париже, где представлял Россию в международной
комиссии для выработки общих единиц мер, весов и монет, отстаивая
преимущества метрической системы. В 1864 году получил потомственное
дворянство.
Последние годы жизни заведовал Физическим кабинетом Петербургской академии
наук. Также продолжительное время нёс обязанности члена мануфактурного
совета при Министерстве финансов. Умер Борис Семёнович Якоби в
Санкт-Петербурге от сердечного приступа. Похоронен на Смоленском
лютеранском кладбище на Васильевском острове.
Труды
Гальванопластика, или Способ по данным образцам производить медные изделия
из медных растворов с помощью гальванизма. Спб., 1840.