первый в мире электроход академика Б. С. Якоби (1838)
См. на http://rusdarpa.ru/?p=121
Хотя в начале своей работы Якоби еще не вполне представлял себе сущность
электромагнитных явлений, наблюдаемых в процессе работы двигателя,
«магнитный аппарат Якоби» был лучшей конструкцией электродвигателя.
Несмотря на его недостатки и малую мощность, именно на этот двигатель
возлагались большие надежды в отношении возможности его использования для
механизации производственных процессов на транспорте. После обнародования
Б.С.Якоби результатов, к проблеме создания электродвигателя для
промышленных целей обратились многие зарубежные изобретатели. Однако путь к
высокоэкономичному и мощному двигателю оказался намного длиннее, чем
представлялось Якоби и его современникам.
Немного истории. Впервые, принцип преобразования электрической энергии в
механическую электромагнитным полем был продемонстрирован в 1821 году
британским учёным Майклом Фарадеем. В последующем, многие ученые и
изобретатели пытались создать электродвигатель пригодный для
производственных нужд. Они пытались заставить железный сердечник двигаться
в поле электромагнита возвратно-поступательно, то есть так, как движется
поршень в цилиндре паровой машины.
Российский ученый, будущий академик Борис Семёнович Якоби в ходе анализа
процессов, происходящих при применении электромагнетизма для получения
механической работы, выявить нерациональность конструкции электродвигателя
с возвратно-поступательным движением. Двигатели с прямолинейным
перемещением движущихся частей также не могли удовлетворить потребности
практики в силу обнаруженного Якоби явления изменения магнитных свойств в
результате толчков и сотрясений.
Выход из этого положения Борис Семёнович видел в применении конструкции,
допускающей непрерывное движение – вращение. Он первым пришел к идее
создания электродвигателя с вращательным движением и впервые теоретически
доказал преимущество такого электродвигателя.
В 1834 г. такой электрический двигатель Якоби был создан. Он состоял из
двух дисков, на каждом из которых перпендикулярно поверхности на одинаковом
расстоянии друг от друга были закреплены по 8 стержней мягкого железа
длиной примерно 20.3 см и толщиной 2.54 см. Один из дисков оставался
неподвижен, другой вращался относительно своего центра, при этом группа
закреплённых на нём стержней перемещалась относительно неподвижных стержней
на близком расстоянии. Все стержни-электромагниты были обмотаны медной
проволокой длиной около 97.5 м и толщиной 3.2 мм, концы обмоток были
соединены с гальванической батареей. Для обеспечения равномерного вращения
диска Якоби разработал оригинальную конструкцию коммутатора, изменяющего
полярность 8 раз за один оборот. Диск при этом вращался со скоростью 80 –
120 об/мин. Мощность двигателя была невелика и составляла примерно 15
Вт.
Электродвигатель 1834 г. был лишь первым шагом на пути к желаемому
результату, но идеи, заложенные в нём, оказались исключительно
плодотворными для развития электротехники в целом. В своей конструкции
Якоби впервые отказался от использования постоянных магнитов и предложил
оригинальную конструкцию коммутатора. В отличии от коромысла Ампера,
использовавшего ртуть для обеспечения прочного контакта, в коммутаторе
Якоби контакт осуществлялся непосредственно трущимися металлическими
поверхностями, что было новым словом в практике создания
электродвигателей.
Коммутатор двигателя Якоби состоял из четырёх медных дисков, которые
попарно соединены медными трубками и закреплены на оси посредством втулки
из изолирующего материала. Боковая поверхность дисков разделена на 8 равных
частей, 4 из которых представляют собой деревянные пластинки, врезанные в
тело диск так, что боковая поверхность остаётся ровной. По ней при вращении
скользят медные щетки и , короткое плечо которых опущено в ёмкость с ртутью
они попарно соединены друг с другом и с гальванической батареей. К дискам
коммутатора подключены обмотки и электромагнитов подвижного диска
электромотора. Диски коммутатора насажены на вал электродвигателя и
вращаются вместе с ним. Каждая щетка, скользя по боковой поверхности диска,
производит последовательное замыкание и размыкание электрической цепи в
зависимости от того, на проводящую или непроводящую часть поверхности она
попадает. Это устройство обеспечивает автоматическое переключение полюсов
магнита и равномерное вращение вала электромотора. Удобство использования
коммутатора Якоби было очевидно в сравнении с любыми ртутными коммутаторами
типа коромысла Ампера.