|
|||
|
АПЛ (атомная подводная лодка) проект 627 (К-3): строительство
Источник: Хлопкин Н.С.: Атомный флот, история и достижения В июне 1954 г., СКБ -143 передало на завод в Северодвинске самый первый комплект корпусных чертежей для начала строительства опытной АПЛ. Цех для этого еще не был готов, тем не менее директор Севмашпредприятия Е.П. Егоров , которому доверили это уникальное строительство, принял решение немедленно начать изготовление первых секций корпуса К-3. Сохранение секретности постройки соблюдалось с самого начала. Уже готовые конструкции закрывались брезентом, укладывались в ящики и передавались на склад для последующей подачи в цех N 42, который выбрали на окраине завода. Когда-то в сорок втором готовили артиллерийские башни. Теперь его надо было достраивать и дооборудовать. Секретность соблюдалась высочайшая. Цех даже обнесли забором, никому не дано было в него пройти без специального допуска. Начальником цеха N 42 в апреле 1954 г. назначается опытный корабел П.В. Гололобов . Вскоре назначили других инженеров и мастеров. Их всех пригласил к себе в кабинет директор завода Е.П. Егоров и поставил задачи. Подчеркнул сохранение особой секретности. Темпы создания атомохода постоянно нарастали. При этом были достижения, радость, но не миновали и неудачи. Вот некоторые факты из хронологии создания первой отечественной АПЛ: 1. 24 сентября 1955 г. состоялась церемония закладки К-3 . Наряду с руководителями завода на закладке присутствовали научный руководитель строящейся первой атомной подводной лодки академик А.П. Александров , министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома , министр среднего машиностроения Е.П. Славский , начальник Управления кораблестроения ВМФ инженер-адмирал Н.В. Исаченков , главный конструктор атомохода В.Н. Перегудов . Был здесь и фактический главком ВМФ адмирал С.Г. Горшков (пока еще до 5 мая 1956 г. в ранге исполняющего обязанности главкома, так как сам главнокомандующий адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов тяжело болел). 2. 1 декабря 1955 г. состоялось первое заседание коллегии Министерства судостроительной промышленности СССР по объекту 627 . Было отмечено, что техническая готовность К-3 составляет 38,44%. 3. 9 августа 1957 г. в условиях ненастной погоды (сильный ветер, дождь) по команде начальника цеха N 42 П.В. Гололобова лодка медленно начала боковой спуск на воду. Как только атомоход коснулся воды, о его корпус разбили бутылку шампанского. Когда корабль оказался на плаву, на нем был поднят красный государственный флаг. 4. 13-14 сентября 1957 г. в сухие реакторы (их было два) было загружено ядерное топливо через съемные листы 5-го отсека. Загрузкой топлива руководил лично академик А.П. Александров . Он же взял на себя ответственность в случае необходимости сбросить аварийную защиту реакторов. Впервые в истории страны были полностью подготовлены для работы реакторы на боевом корабле. После загрузки топлива за физическим состоянием активной зоны обоих реакторов следили физики из АН СССР, а на основных постах неслась вахта специалистами. По согласованию с командиром К-3 капитаном 1 ранга А.Г. Осипенко вахту на боевых постах в 5-м (реакторном) отсеке, 6-м (турбинном) и 7-м (электромеханическом) в его герметичной выгородке, где размещался пульт управления главной энергетической установкой (ГЭУ), вахту по правому борту несли члены заводской сдаточной команды, а по левому - члены экипажа под контролем заводских специалистов. При этом было определено, что вся ответственность за действия моряков и возможные неисправности лежит на заводских специалистах. Это было крайне важно, так как в это же время в реакторном отсеке круглые сутки велись сварочные работы и монтировались трубопроводы ядерной паропроизводящей установки (ЯППУ). Кроме этого одновременно испытывалась паротурбинная установка (ПТУ) обоих бортов от постороннего источника пара (еще не были задействованы свои системы отвода тепла от реакторов). 5. Все шло по намеченной программе, однако на завершающем этапе проводимых испытаний от постороннего источника пара возникли неполадки. Были частично подплавлены подшипники главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА). Пришлось подшипники вскрывать и заменять на новые. Естественно, график испытаний был нарушен. Последовало административное действо. 7 марта 1958 г. за нарушение установленных сроков испытаний и несоблюдение сроков окончания работ по заказу N 254 (так на заводе именовалась К-3) директору завода Е.П. Егорову и главному конструктору В.Н. Перегудову коллегия Министерства судостроительной промышленности объявила по выговору. Но, как говорится, нет худа без добра! Эта авария ПТУ при стоянке К-3 в заводе позволила избежать большой беды в будущем плавании, на ходовых испытаниях и при эксплуатации атомохода. Конечно, произошла задержка строительства, но времени здесь не теряли. Проводились контрольные испытания по возможному предотвращению распространения радиоактивности из необитаемых выгородок, а это прежде всего герметичные помещения, где размещены реакторы и трубопроводы, по которым возможны радиоактивные утечки. Проведенные испытания позволили начать комплексные швартовые испытания. Ссылки:
|