Юбилей года: Северодвинску — 70 лет. История в лицах…
Без малого через год главная верфь Северодвинска–
Севмаш отметит
свой 70-летний юбилей. За эти годы у руля предприятия стояли
десять
директоров. Среди них были и одаренные инженеры,
хорошие
организаторы, и многие из них оставили о себе добрую память, но
не в
обиду остальным будет сказано, эпитета «легендарный» по самой
высшей
и строгой мерке заслужил именно Евгений Павлович Егоров.
Так сложилось, он пришел на завод в тот исторический момент,
когда
заводу № 402 – нынешнему Севмашу — суждено было начать
свое
стремительное восхождение к вершинам мирового кораблестроения.
Здесь
нет преувеличения, ведь именно при Егорове завод приступил
к
строительству военных кораблей наивысшего класса. Шел год
1952-й –
молотовчанам предстояло строить
тяжелый крейсер 82 проекта– почти линкор – корабль небывалой
мощи. В
Москве понимали, что возглавить и вести создание такого
исполина
может директор совершенно особого склада ума и
незаурядных
способностей. Надо признать, кадровую политику в Кремле того
времени
вести умели, и свой выбор остановили на 44-летнем Евгении
Егорове. И
не ошиблись…
Егорову не исполнилось еще и 50-ти, когда под его
руководством
коллектив завода вышел на следующий крутой поворот – к
созданию
кораблей с принципиально новой энергетикой – атомной, и это
был уже
не просто период, а настоящая эпоха нашего кораблестроения.
Наконец,
при Егорове Севмаш впервые дал жизнь кораблям, вошедшим затем
не
только в мировую историю, но и в книгу рекордов Гиннеса.
Заслугой Евгения Павловича явилось и то, что он не ограничил
круг
своих забот только проблемами верфи – именно при
Егорове
строительство Северодвинска, объектов его промышленной и
социальной
сферы приобрело невиданный размах. Город уверенно шагал на
запад и
решительно прощался со статусом «деревянного», тысячи
семей
корабелов справили тогда новоселье в новых кварталах за
проспектом
Ленина.
Егоров был одной из самых ярких личностей особой плеяды
советских
руководителей, известных историкам как «красные директора». Он
не
признавал кабинетного стиля в работе, старался вникнуть в
любую
проблему и потому, верно, заводчане больше запомнили его при
деле –
в пролетах цехов и на строительных объектах, на причале и
дамбе
наливного бассейна, и всегда, неизменно – в окружении
людей.
Заслугой Егорова является и то, что он смог разумно объединить
под
своим началом два стиля руководства верфью – «николаевский»
и
«ленинградский», а затем воспитать целую плеяду
заводских
руководителей, которые после его еще много лет успешно
продолжали
начатое им дело. Их и по сей день так и называют –
«Егоровская
гвардия». А в профессиональный сленг северодвинских корабелов
вошло
понятие «егоровские подлодки» – такими в свое время
называли
ракетные корабли 629 проекта. В разговорном обиходе горожан до
сих
пор сохраняются – «директорский дом», на первом этаже
которого,
«директорский магазин» – это о здании по проспекту Ленина, 6,
где в
свое время жил Евгений Павлович.
И, наконец, знаменитое на весь мир «изобретение забугорного
радио»,
которое величало Севмаш не иначе, как «фирма
Егорова»!
Еще одно качество отличает сложившийся у современников образ
Евгения
Павловича– высокий дар руководителя огромного и
сложного
производства удивительно сочетался в нем с человеческим
обаянием,
доступностью, а во
многих случаях с простотой и скромностью. Многие
ветераны
вспоминают, как Евгений Павлович живо интересовался бытовыми
нуждами
работников, общественной жизнью цеховых коллективов, помнят
его
внимательное, даже бережное отношение к судьбам тех, кто
шел
учиться, его феноменальную память на лица и стойкое
правило
обращаться к любому заводчанину по имени-отчеству.
Он был беспощаден к себе, и порой забывал о собственной
семье,
всецело отдаваясь работе. Он умел бороться не только за свои
идеи,
но и за благополучие заводчан, он был мудр и прям. Последнее,
к
слову, множило ряды его недоброжелателей — там, в Москве. В
1972-м
Евгений Павлович был вынужден оставить директорство. Последние
годы
он жил и работал в Николаеве…
День 27 октября 1992 года для моряков Севмаша был особенным.
От
причала предприятия впервые в океанское плавание
отправлялся
буксир-спасатель «Евгений Егоров». До этого момента корабли
цеха №
22 работали в основном на акватории Двинского залива, время
от
времени выходили и на открытый простор Белого моря. Гораздо
реже,
были рейсы в Баренцево море. Прокладывать курс «по диагонали»
через
всю Атлантику – к Малым Антильским островам в Карибском
море
штурманам цеха еще не приходилось. Открывался совершенно
новый
период в истории морского цеха Севмаша – заграничные
плавания. Эти проводы мне помнятся и торжественностью, и
приподнятым
настроем экипажа, и мыслью – сам факт, что в этот рейс ушел
именно
«Евгений Егоров» – глубоко символично.
20 января этого года Герою Социалистического Труда,
лауреату
Ленинской премии,доктору технических наук, кавалеру многих
советских
орденов легендарному директору Егорову исполнилось 100
лет.
Естественно,о Евгении Павловиче в эти дни много вспоминали
и
говорили. Немало прозвучало пафосных речей, и, думается,
заслуженно.
Но на память больше легли слова одной
из женщин-ветеранов, работавшей с Евгением Павловичем,
хорошо
знавшего его: «Доступный человек, который не только умело
решал
производственные проблемы, но и стоял вместе с нами в очереди
на
рынке, мог поделиться радостью при рождении своего младшего
сына и
нас подбодрить доброй шуткой…» Из таких крупиц доброй
людской
памяти, собственно, и рождаются легенды. Легенды, в
данном случае, безо всяких кавычек.
Олег ХИМАНЫЧ,
морской историк
(полностью текст опубликован в журнале ЦenterУМ, №1-2
(16-17)2008
год)
30.03.2008