Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Егоров Евгений Павлович

Егоров Евгений Павлович на www.geni.com 

Директор Севмашпредприятия Е.П. Егоров, которому доверили уникальное строительство АПЛ К-3


Юбилей года: Северодвинску — 70 лет. История в лицах…


Без малого через год главная верфь Северодвинска– Севмаш отметит 
свой 70-летний юбилей. За эти годы у руля предприятия стояли десять 
директоров. Среди них были и одаренные инженеры, хорошие 
организаторы, и многие из них оставили о себе добрую память, но не в 
обиду остальным будет сказано, эпитета «легендарный» по самой высшей 
и строгой мерке заслужил именно Евгений Павлович Егоров.
Так сложилось, он пришел на завод в тот исторический момент, когда 
заводу № 402 – нынешнему Севмашу — суждено было начать свое 
стремительное восхождение к вершинам мирового кораблестроения. Здесь 
нет преувеличения, ведь именно при Егорове завод приступил к 
строительству военных кораблей наивысшего класса. Шел год 1952-й – 
молотовчанам предстояло строить
тяжелый крейсер 82 проекта– почти линкор – корабль небывалой мощи. В 
Москве понимали, что возглавить и вести создание такого исполина 
может директор совершенно особого склада ума и незаурядных 
способностей. Надо признать, кадровую политику в Кремле того времени 
вести умели, и свой выбор остановили на 44-летнем Евгении Егорове. И 
не ошиблись… 
Егорову не исполнилось еще и 50-ти, когда под его руководством 
коллектив завода вышел на следующий крутой поворот – к созданию 
кораблей с принципиально новой энергетикой – атомной, и это был уже 
не просто период, а настоящая эпоха нашего кораблестроения. Наконец, 
при Егорове Севмаш впервые дал жизнь кораблям, вошедшим затем не 
только в мировую историю, но и в книгу рекордов Гиннеса.
Заслугой Евгения Павловича явилось и то, что он не ограничил круг 
своих забот только проблемами верфи – именно при Егорове 
строительство Северодвинска, объектов его промышленной и социальной 
сферы приобрело невиданный размах. Город уверенно шагал на запад и 
решительно прощался со статусом «деревянного», тысячи семей 
корабелов справили тогда новоселье в новых кварталах за проспектом 
Ленина. 
Егоров был одной из самых ярких личностей особой плеяды советских 
руководителей, известных историкам как «красные директора». Он не 
признавал кабинетного стиля в работе, старался вникнуть в любую 
проблему и потому, верно, заводчане больше запомнили его при деле – 
в пролетах цехов и на строительных объектах, на причале и дамбе 
наливного бассейна, и всегда, неизменно – в окружении людей.
Заслугой Егорова является и то, что он смог разумно объединить под 
своим началом два стиля руководства верфью – «николаевский» и 
«ленинградский», а затем воспитать целую плеяду заводских 
руководителей, которые после его еще много лет успешно продолжали 
начатое им дело. Их и по сей день так и называют – «Егоровская 
гвардия». А в профессиональный сленг северодвинских корабелов вошло 
понятие «егоровские подлодки» – такими в свое время называли
ракетные корабли 629 проекта. В разговорном обиходе горожан до сих 
пор сохраняются – «директорский дом», на первом этаже которого, 
«директорский магазин» – это о здании по проспекту Ленина, 6, где в 
свое время жил Евгений Павлович. 
И, наконец, знаменитое на весь мир «изобретение забугорного радио», 
которое величало Севмаш не иначе, как «фирма Егорова»! 
Еще одно качество отличает сложившийся у современников образ Евгения 
Павловича– высокий дар руководителя огромного и сложного 
производства удивительно сочетался в нем с человеческим обаянием, 
доступностью, а во
многих случаях с простотой и скромностью. Многие ветераны 
вспоминают, как Евгений Павлович живо интересовался бытовыми нуждами 
работников, общественной жизнью цеховых коллективов, помнят его 
внимательное, даже бережное отношение к судьбам тех, кто шел 
учиться, его феноменальную память на лица и стойкое правило 
обращаться к любому заводчанину по имени-отчеству. 
Он был беспощаден к себе, и порой забывал о собственной семье, 
всецело отдаваясь работе. Он умел бороться не только за свои идеи, 
но и за благополучие заводчан, он был мудр и прям. Последнее, к 
слову, множило ряды его недоброжелателей — там, в Москве. В 1972-м 
Евгений Павлович был вынужден оставить директорство. Последние годы 
он жил и работал в Николаеве… 
День 27 октября 1992 года для моряков Севмаша был особенным. От 
причала предприятия впервые в океанское плавание отправлялся
буксир-спасатель «Евгений Егоров». До этого момента корабли цеха № 
22 работали в основном на акватории Двинского залива, время от 
времени выходили и на открытый простор Белого моря. Гораздо реже, 
были рейсы в Баренцево море. Прокладывать курс «по диагонали» через 
всю Атлантику – к Малым Антильским островам в Карибском море 
штурманам цеха еще не приходилось. Открывался совершенно новый 
период в истории морского цеха Севмаша – заграничные
плавания. Эти проводы мне помнятся и торжественностью, и приподнятым 
настроем экипажа, и мыслью – сам факт, что в этот рейс ушел именно 
«Евгений Егоров» – глубоко символично. 
20 января этого года Герою Социалистического Труда, лауреату 
Ленинской премии,доктору технических наук, кавалеру многих советских 
орденов легендарному директору Егорову исполнилось 100 лет. 
Естественно,о Евгении Павловиче в эти дни много вспоминали и 
говорили. Немало прозвучало пафосных речей, и, думается, заслуженно. 
Но на память больше легли слова одной
из женщин-ветеранов, работавшей с Евгением Павловичем, хорошо 
знавшего его: «Доступный человек, который не только умело решал 
производственные проблемы, но и стоял вместе с нами в очереди на 
рынке, мог поделиться радостью при рождении своего младшего сына и 
нас подбодрить доброй шуткой…» Из таких крупиц доброй людской 
памяти, собственно, и рождаются легенды. Легенды, в
данном случае, безо всяких кавычек. 
Олег ХИМАНЫЧ,
морской историк 
(полностью текст опубликован в журнале ЦenterУМ, №1-2 (16-17)2008 год) 
30.03.2008

Ссылки:

  • АПЛ (атомная подводная лодка) проект 627 (К-3): строительство
  • АПЛ (атомная подводная лодка) проект 627 (К-3): К ПОЛЮСУ!
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»