Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Всесоюзный съезд физиков- встреча с Иоффе, приглашение А.П. Александрова в ЛФТИ

Вспоминает А.П. Александров

Игорь Курчатов рассказал нам, что в конце лета в Одессе будет Всесоюзный съезд физиков, что Иоффе хотел послушать там нас и что Иоффе хочет нашу группу пригласить в ЛФТИ (Ленинградский Физико-Технический институт) . Мы поехали на съезд физиков в Одессу. Это было не так просто как теперь. Ехать нужно было за свои деньги, и я месяца два чинил лифты и делал другие электромонтажные работы - зарплата учителя была очень мала. В Одессе мы доложили Иоффе о наших работах, и он предложил нам переехать в ЛФТИ . Игорь познакомил нас с многими физтеховцами, с многими светилами тогдашней физики, мы вместе развлекались. Участники съезда отправились на теплоходе (кажется это была "Грузия") в турпоездку в Крым и дальше до Батума. Продолжением съезда был круиз Одесса-Батуми-Одесса на специально зафрахтованном для этого организаторами съезда роскошном по тому времени корабле "Грузия" с остановками в Севастополе, Ялте, Новороссийске, Сочи. Подобные мероприятия чрезвычайно плодотворны для обсуждений и неформального обмена идеями, продления полезного времени общения. Как вспоминает Тучкевич , [ 2 ].."первая остановка была в Севастополе. Еще до нее Толя  (см. фото)предложил мне прогуляться по городу и искупаться в прекрасной Артиллерийской Севастопольской бухте. Как мы выяснили у капитана, за час до отплытия корабль дает три гудка. Конечно мы должны их услышать и за час вполне успеть вернуться на корабль. По дороге к артиллерийской бухте мы купили арбуз, который намеревались съесть по возвращении на корабль. В артиллерийской бухте мы хорошо искупались и пошли обратно. Никаких гудков мы не слышали, но никакого беспокойства не испытывали. Вот уже скоро и Графская пристань, где была пришвартована наша "Грузия". Через несколько десятков шагов мы поднялись на небольшой пригорок, с которого открывался прекрасный вид на спокойное море и Графскую пристань, но без "Грузии". Она исчезла. Ее не было видно и на море. Что делать? Как попасть на корабль? Около пристани мы увидели объявление о том, что общество "Крымкурсо" продает билеты на автомобили желающим принять участие в экскурсии вдоль побережья. Тут же висело расписание отправления автомобилей. Прочитав его мы поняли, что через 20 минут должен отправиться очередной автомобиль от ларька, на котором крупными буквами написано "Общество Крымкурсо" и "Касса". Вот где наше спасение! Мы побежали к этому ларьку, спросили, есть ли билеты на автомобиль, отправляющийся через 20 минут, и какова стоимость проезда до Ялты. Кассир успокоил нас, сказав что билеты на этот рейс еще есть и назвал их стоимость. Отправляясь на купание мы не позаботились взять с собой побольше денег на всякий случай. Арбуз мы купили, но что у нас осталось? Вывернули все наши карманы и - о счастье! - на два билета денег набралось. Недалеко от кассы стоял автомобиль, возле которого толпилось 10-15 молодых людей, по-видимому студентов - будущих пассажиров этого автомобиля. Мы двое доведем это число до 12-17. Поместимся ли? Автомобиль был открытого типа, с тремя поперечными диванными сиденьями. Вид у него был довольно потрепанный, а фирма, изготовившая его, осталась для нас неизвестной. Теперь мы бы его отнесли к категории автомобилей "Антилопа Гну", установленной Остапом Бендером. Кассир явно продал больше билетов, чем было мест, предусмотренных конструктором автомобиля. Пришлось потесниться, а некоторым сесть на колени соседям. Но молодость есть молодость. Никаких споров и ссор не возникало. Было много смеха. Анатолий сидел на заднем сиденье между двумя студентками, я - на среднем с ребятами. Все разместились и мы поехали. В нашем рыдване почти без перерывов рассказывались анекдоты, пелись песни, звучал веселый смех.

Увидели мы корабль только поднявшись к Байдарскими воротам, высшей точке нашего пути. "Грузия" уже приближалась к Ялтинскому порту. Успеем ли мы доехать до порта до ее отплытия? Беспокойство было не лишним, так как шофер нашей "Антилопы" неожиданно заявил, что что-то испортилось в моторе и пока он не устранит неполадку, придется стоять у Байдарских ворот. Мы поняли, что для починки мотора требуется смазка, но не для него а для шофера. Анатолий и я объяснили всей нашей компании ситуацию, и собрав некоторую сумму денег, передали ее шоферу. Сами мы не смогли ничего дать, так как после покупки арбуза и билетов денег у нас не осталось. Как компенсацию мы съели наш арбуз всей компанией. Минут через пятнадцать мотор "выздоровел" и мы продолжили путешествие. Наши друзья бурно приветствовали нас когда увидели на пирсе возле корабля. До Батуми мы доплыли без особых происшествий, если не принимать во внимание шторм баллов на шесть, который на Анатолия и меня не оказывал действия и не портил аппетита. Правда, в столовой кроме нас обедал еще только один человек."

Ссылки:
1. Кобзарев Юрий Борисович (1905-1992)
2. Маркович Берта Яковлевна
3. Александров А.П. показал ошибочность опытов с тонкослойной изоляцией
4. Пайерлс Рудольф
5. Александров А.П.: встреча с Тучкевичем, работа в Рентгеновском институте
6. Рудольф и Евгения Пайерлсы. Жизнь под надзором МИ-5 и ФБР
7. Курчатов Игорь Васильевич вначале в Киеве
8. АЛЕКСАНДРОВ АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ: НАЧАЛО НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛФТИ (ЛЕНИНГРАД)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»