Покрышкин, Александр Иванович (6 [19] марта 1913 года, Новониколаевск — 13
ноября 1985 года, Москва) — советский лётчик-ас, второй по результативности
(после
Ивана Кожедуба)
пилот-истребитель среди лётчиков стран
антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Первый трижды Герой
Советского Союза. Маршал авиации (1972). Член ВКП(б) с 1942 года.
Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье фабричного
рабочего. Отец его был выходец из крестьян Вятской губернии. Семья жила
небогато, в не самом благополучном районе города, но это не помешало Саше с
самого детства много времени уделять учёбе.
Покрышкин увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, наблюдая полёты первых
самолётов. В 1928 году, после окончания семилетней школы он пошёл работать
на стройку. В 1930 году, несмотря на протесты отца, Александр покинул дом и
поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев по
специальности слесаря-лекальщика. Затем учился в вечернем институте
сельскохозяйственного машиностроения и одновременно работал
слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой». С 1931 года -
член комсомола.
В Красной Армии с 17 июня 1932 года, доброволец. Был направлен в
3-ю Пермскую авиационную школу
авиатехников, которую окончил в 1933 году. Затем учился на курсах
усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К.Е.
Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде, которые окончил
в 1934 году. В декабре 1934 года Покрышкин стал старшим авиационным
техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского
военного округа и оставался в этой должности до ноября 1938 года. В течение
этого периода Покрышкин предложил несколько улучшений к
пулемёту ШКАС
и к ряду других элементов вооружения.
В 1936—1938 годах Покрышкин обучался в Краснодарском аэроклубе. Во время
отпуска зимой 1938 года Покрышкин втайне от начальства прошёл годовую
программу гражданского пилота за 17 дней, что автоматически делало его
годным к поступлению в Качинскую лётную школу. В ноябре 1938 года направлен
на учёбу в
Качинскую Краснознаменную военную
авиационную школу имени А.Ф. Мясникова. Выпустился с высшими оценками в
ноябре 1939 года и в звании лейтенанта был распределён на должность
младшего лётчика в 55-й истребительный авиационный полк. Полк входил в
состав ВВС Одесского военного округа и базировался в Кировограде, а в 1940
году был передислоцирован в Бельцы (Молдавская ССР).
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945
года. Войну старший лейтенант А.И. Покрышкин встретил в должности
заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. Из-за близости к границе
его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Его
первая воздушная схватка закончилась бедой: по недоразумению он подбил
советский самолёт — лёгкий бомбардировщик Су-2 211-го бомбардировочного
полка, приняв его за вражеский . Его пилот выжил, но штурман Семёнов был
убит.
Было и такое: идём на задание, к нам пристраиваются два МиГ-3. Думаем,
лететь с истребителями надёжнее. Вдруг происходит невероятное — один из
МиГов точными выстрелами сбивает командира нашей эскадрильи и набрасывается
на мой самолёт. Покачиваю машину с крыла на крыло, показываю наши
опознавательные знаки. Это помогло… МиГ отошёл в сторону…
Спустя много лет, когда я учился в Академии Генерального штаба, рассказал
об этом случае своим однокурсникам. В нашей группе учился трижды Герой
Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил меня повторить
рассказ.
Пересказал снова.
«Это был я», — смущённо и расстроено заявил он.
«Шутишь, Саша?»
«Да какое там „шутишь“! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со
мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в
частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что
фашист…»
из рассказа Героя Советского Союза, маршала авиации И. И. Пстыго Л. М.
Кузьминой
В бою 26 июня 1941 года он одержал свою первую победу, сбив во время
разведки истребитель Мессершмитт Bf.109. 3 июля, одержав ещё одну победу,
он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня
пробирался в свою часть. Во время первых недель войны Покрышкин ясно
увидел, как устарела тактика советских ВВС, и начал понемногу заносить свои
идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в
которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ. Ему
приходилось сражаться в крайне тяжёлых условиях постоянного
отступления
Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через
его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от
левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью.
Зимой 1941 года Покрышкин, управляя МиГ-3, взлетел, несмотря на грязь и
дождь после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его
задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон
Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян
советской разведкой. После того, как он, несмотря на кончавшееся топливо и
тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию,
его наградили орденом Ленина.
К середине ноября 1941 года выполнил 190 боевых вылетов, в том числе
подавляющее большинство - 144 вылета - на штурмовку наземных войск врага.
Участвовал в оборонительной операции в Молдавии,
Тираспольско-Мелитопольской оборонительной операции, Донбасской
оборонительной операции, Ростовской оборонительной операции и Ростовской
наступательной операции.
Продолжал воевать на Южном фронте в составе того же 55-го истребительного
авиаполка. «За образцовое выполнение боевых задач и проявленное при этом
мужество и героизм личного состава» полк 7 марта 1942 года был переименован
в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк. Продолжал воевать на
Южном фронте, а с июля 1942 года - на Северо-Кавказском фронте. В августе
1942 года назначен командиром эскадрильи. В конце августа 1942 года с
полком убыл в тыл для переформирования и переобучения на новые самолёты.
Полк осваивал новые типы истребителей, сначала Як-1, а затем поставлявшийся
по ленд-лизу американский
«P-39N Аэрокобра».
С 1942 года Покрышкин находился в очень сложных отношениях с новым
командиром полка Н. В. Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным
устаревшей тактики советской истребительной авиации. Серия их конфликтов
привела к тому, что Покрышкин был снят с должности и исключен из партии, а
из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка было
сфабриковано дело против Покрышкина и направлено в военный трибунал в Баку.
Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли
Покрышкина, дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в
должности.
В 1942 году участвовал в Донбасской оборонительной операции, в
оборонительном этапе битвы за Кавказ.
В январе 1943 года 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран,
чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943 и сразу
же вступил в ожесточенные бои знаменитого воздушного сражения на Кубани. Во
время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» 9 апреля 1943
года Покрышкин сбил Bf-109.
В воздушных боях на Кубани
против прославленных немецких истребительных авиасоединений А.И.
Покрышкин проявил себя во всем блеске таланта умелого воздушного бойца и
мастера тактики. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного
пространства: такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка» и
использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система
контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе. В
большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить
ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942, подбить ведущего значило
деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой
аэродром.
За апрель 1943 года он сбил 10 немецких самолётов. Тогда же А.И. Покрышкин
получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля1943 года.
За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 - в июне. Вторую звезду Героя
Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на
Кубани стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную
славу.
В июле 1943 Покрышкин присутствовал на Краснодарском процессе над
пособниками немецких оккупантов.
С ноября 1943 года - заместитель командира 16-го гвардейского
истребительного авиационного полка. Кроме воздушных сражений на Кубани, в
1943 году участвовал в Миусской наступательной операции, Донбасской
наступательной операции, Мелитопольской наступательной операции и в
блокировании немецких войск в Крыму. К концу 1943 года выполнил 550 боевых
вылетов, провел 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.
С января по начало мая 1944 года с полком находился в тылу на
переформировании. В феврале 1944 года Покрышкин получил повышение и
предложение небоевой работы в Главном штабе ВВС РККА — управлять
подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и
остался в своём полку. С марта 1944 года - командир 16-го гвардейского
истребительного авиаполка. Однако теперь он не летал так много, как раньше.
Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому
ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою.
Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя
действиями своего полка с командного пункта.
С начала мая 1944 года - вновь в боях на 2-м Украинском и с июля - на 1-м
Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и
принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.
19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин
был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал
первым трижды Героем Советского Союза в
стране.
В 1944 году участвовал в воздушном сражении в районе Ясс, в
Львовско-Сандомирской операции (в ней одержал 2 последние официально
засчитанные ему победы), в прикрытии с воздуха Сандомирского
плацдарма.
В 1945 году командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской,
Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях. Дивизия
под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была
награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30
апреля 1945 года.
Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского
фронта.
В СССР официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650
вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 —
в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние
два года войны.
Однако после распада СССР ряд авторов настаивают на меньшем числе его
побед. Так, М. Быков в своих справочниках пишет только о 46+6 (43+3)
подтверждённых побед, чем ставит его только на 7-е место по
результативности среди истребителей ВОВ (Кожедуб И. Н.- 64+0(+2), Речкалов
Г. А.-61+4(+3), Гулаев Н. Д.- 55+5, Евстигнеев К. А. 52+3, Глинка Д. Б.-
50+0, Скоморохов Н. М.-46+8 (43+3), Покрышкин А. И.-46+6 (43+3), Колдунов
А. И.-46+1 (43+1), Ворожейкин А. В.- 45+1, Попков В. И.-41+1.) Причём по
эффективности на 1-ом месте стоит Гулаев Н. Д., который провёл только 49
воздушных боёв (против 120 у Кожедуба И. Н. или 122 — у Речкалова Г.
А.
А. Табаченко указывает ещё меньшее число побед аса, но его книга весьма
эмоциональна и не объективна
А. Марчуков после детального исследования архивов критически разбирает
книги М. Быкова и особенно А. Табаченко, и приводит полный список побед
А.И. Покрышкина в количестве 53 личных и 6 групповых.
Сам А.И. Покрышкин однажды в частной беседе с В.М. Молотовым сказал, что
сбил около 90 самолётов противника, но искать подтверждение этих побед
бессмысленно.
По некоторым публикациям, в течение 1941 года Покрышкиным были одержаны ещё
15 побед, не вошедших в его общий счет. Причиной этому было уничтожение
документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр
Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолёты всё равно
пойдут в общий счёт Победы. Кроме того, неофициальный список его побед (как
и всех пилотов РККА) может быть значительно больше, так как в Приказе НКО
СССР № 0299 «О порядке награждения летного состава Военно-Воздушных Сил
Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым
дезертирством среди отдельных лётчиков» от 19 августа 1941 года говорилось
следующее:
Количество сбитых самолётов устанавливается в каждом отдельном случае
показаниями лётчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолёт
противника и подтверждениями командиров наземных частей или установлением
на земле места падения сбитого самолёта противника командованием
полка.
Впоследствии, в приказе НКО № 0489 от 17 июня 1942 г. было
установлено:
«Выплату за сбитые самолёты противника производить в случаях подтверждения
этого наземными войсками, фотоснимками или докладе нескольких
экипажей.»
Однако даже в 1943 году, на совещании в штабе 4-й воздушной армии, которое
проходило в ходе напряжённых боёв на Кубани, Покрышкин обратил внимание на
то, что фактически сбитые самолёты противника засчитываются согласно
правилам, введённым ещё в начале войны:
В своём выступлении говорил о целесообразности перехвата вражеских
бомбардировщиков на маршруте их полёта к цели, чтобы предотвратить удары по
нашим наземным войскам. Привёл примеры перехвата моей восьмёркой больших
групп бомбардировщиков противника в глубоком тылу врага. К сожалению,
уничтоженную технику нам не засчитывают. В приказе, изданном ещё в начале
войны, установлено, что сбитые самолёты противника должны быть подтверждены
нашими наземными войсками или зафиксированы кинопулемётом. Разве могут
передовые части видеть воздушный бой, если мы дерёмся в двадцати — тридцати
километрах в тылу у противника? Наша же промышленность пока производит
самолёты без кинопулемётов. К примеру, в районе Мысхако основные бои нам
пришлось вести над морем, в пятидесяти километрах западнее Новороссийска.
Сбитые машины врага хорошо видели стрелки сопровождаемых нами
бомбардировщиков. Но их данные не служат подтверждением победы в воздушной
схватке. Попросил от имени лётчиков-истребителей этот приказ изменить.
Выслушав мое выступление и сделав пометки в блокноте на столе, Вершинин
сказал: — Товарищ Покрышкин, ваше выступление заслуживает внимания. По этим
вопросам будут даны указания. Предложения по приказу о сбитых самолетах
доложим в Москву. В отношении боев в районе Мысхако вам и штурману армии
завтра же слетать в бомбардировочный полк. При получении подтверждения
засчитаем сбитые самолеты.
Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолёты на счета подчинённых (в
основном ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно
распространённым явлением.
В полку, под командованием А. И. Покрышкина, служили и другие прославленные
лётчики, в том числе Герой Советского Союза Н. М. Искрин.
После войны Покрышкин вступил в трения с
Василием Сталиным, отказавшись служить в ВВС Московского военного
округа. В итоге этого полковник Покрышкин, назначенный на генеральскую
должность ещё в 1944 году, сам стал генерал-майором авиации только после
смерти Сталина, в августе 1953 года. Из-за этого же Покрышкину после
окончания в 1948 году Военной академии имени М. В. Фрунзе пришлось перейти
в Войска ПВО страны. С января 1949 года - заместитель командира 33-го
истребительного авиационного корпуса ПВО, с июня 1951 года - командир этого
корпуса. С февраля 1955 года - командующий истребительной авиацией
Северо-Кавказской армии ПВО.
Поскольку путь в Военно-воздушную академию ему был заказан, он В 1957 году
окончил
Высшую военную академию имени К.Е.
Ворошилова. С 1958 года - командующий 52-й воздушной истребительной
авиационной армией ПВО. С августа 1959 года - командующий Киевской армией
ПВО - заместитель командующего Киевским военным округом по войскам ПВО. С
февраля 1961 года - командующий 8-й отдельной армией ПВО, являясь
одновременно заместителем командующего войсками Киевского военного округа
по войскам ПВО. С июля 1968 года — заместитель Главнокомандующего войсками
ПВО страны.
С января 1972 года — председатель Центрального комитета ДОСААФ. С ноября
1981 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов
Министерства обороны СССР.
Скончался 13 ноября 1985 года в Москве в возрасте 72 лет.
Сочинения
Блокнот Покрышкина времён войны.
Атака большой группы бомбардировщиков противника // Крылья Советов :
газета.
Чему учит опыт // Сталинский сокол : газета. — 1944. — № от 9 февраля.
Воздушные бои над Кубанью // Вестник воздушного флота : журнал. — 1953. — №
5.
Покрышкин А. И. Крылья истребителя. — М.: Воениздат МВС СССР, 1948. — 140
с.
Твоя почётная обязанность. — М., 1976.
Небо войны. — М.: Воениздат, 1966, 1968, 1970, 1975, 1980.
Покрышкин А. И. Познать себя в бою. — М.: ДОСААФ, 1986. — 492 с. — 95 000
экз.
Познать себя в бою. — М.: ДОСААФ, 1986 — с испр. замеч. опечаток
Познать себя в бою. — М.: Центрполиграф, 2007. — ISBN 978-5-9524-3120-1,
5-9524-3789-0 (Издание без купюр)
Бой требует мысли. — Новосибирск: АВИОН, 1998.
Покрышкин А. И. Тактика истребительной авиации. — Новосибирск: Издательский
Дом «Сибирская горница», 1999. — 392 с, ил. — ISBN 5-900152-14-6.
Награды
Герой Советского Союза
Трижды Герой Советского Союза (24.04.1943 — медаль № 993; 24.08.1943 —
медаль № 10; 19.08.1944 — медаль № 1).
Ордена
шестикратно награждён орденами Ленина (22.12.1941 — № 7086; 24.05.1943 — №
9600; 6.03.1963 — № 124904; 21.10.1967 — № 344099; 21.02.1978 — № 429973;
5.03.1983 — № 400362);
орденом Октябрьской Революции (5.03.1973 — № 1793);
четырёхкратно награждён орденами Красного Знамени (22.04.1943 — № 66983;
18.07.1943 — № 8305/2; 24.12.1943 — № 448/3; 20.04.1953 — № 1392/4);
двукратно награждён орденами Суворова 2-й степени(6.04.1945 — № 1484;
29.05.1945 — № 1662);
орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 — № 537850);
двукратно награждён орденами Красной Звезды (6.11.1947 — № 2762070;
4.06.1955 — № 3341640);
орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975
— № 0039);
Медали
«За боевые заслуги» (3.11.1944);
«За оборону Кавказа» (1.05.1944);
«За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
(9.05.1945);
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
(6.06.1945);
«За освобождение Праги» (9.06.1945);
«За взятие Берлина» (9.06.1945);
«XXX лет Советской Армии и Флота» (22.02.1948);
«В память 800-летия Москвы» (7.04.1951);
«40 лет Вооружённых Сил СССР» (18.12.1957);
«За освоение целинных земель» (5.11.1964);
«Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
(7.05.1965);
«50 лет Вооружённых Сил СССР» (26.12.1967);
«За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира
Ильича Ленина» (20.04.1970);
«Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
(25.04.1975);
«60 лет Вооружённых Сил СССР» (28.01.1978);
«За укрепление боевого содружества» (31.05.1980);
«В память 1500-летия Киева» (17.05.1982);
«Ветеран Вооружённых Сил СССР» (30.04.1984);
«Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
(12.04.1985);
Иностранные награды
медалью «За выдающиеся заслуги» (США);
орденом Народной Республики Болгария 1 степени (НРБ);
орденами Тудора Владимиреску 2-й и 3-й степени (СРР);
орденом Карла Маркса (ГДР);
Кавалер ордена «Виртути Милитари» (ПНР);
Кавалер ордена «Возрождение Польши» (ПНР);
орденом Сухэ Батора (МНР);
орденом Красного Знамени (МНР);
а также награждён медалями Вьетнама, Кубы, Болгарии, ГДР, ЧССР.
Региональные награды
медаль Кемеровской области «За честь и мужество» (2013 год)
Почётный гражданин
Почётный гражданин городов: Мариуполь, Новосибирск, Бельцы, Ржев,
Владикавказ и др.
Интересные факты
Существует не безосновательное мнение, что Покрышкина превзошел ас Речкалов
Г. А., но 3 сбитых Речкаловым самолета были засчитаны в пользу
Покрышкина.
Лётчики-истребители 2ВА первыми в мире, в авиационной практике, массово,
использовали шоссейную дорогу для взлёта и посадки. Первое испытание
необычного аэродрома А. И. Покрышкин произвёл лично.
Во многих источниках указывается, что «Покрышкин за всю войну не потерял ни
одного ведомого». В действительности это не так. В своих мемуарах Покрышкин
описывает вылет, состоявшийся 10 апреля 1943 года, в котором его ведомым
был гвардии младший лейтенант Александр Фёдорович Голубев. В этом вылете
Голубев погиб: "А вот что случилось с Голубевым? Можно было только
догадываться. Вероятнее всего, ведомый, увлечённый атакой по
бомбардировщикам, не заметил моего энергичного разворота на выручку пары из
звена Паскеева, оторвался от меня или продолжал атаки по Ю-88. В этом
случае его могли прихватить «мессершмитты». (…) «А вот как погиб Саша
Голубев, опытный лётчик, осталось неизвестным.» Ещё один случай потери
ведомого: «…Меня ещё не успели предупредить, и я взлетел с Шияном. „Чайки“
уже скрылись из поля видимости. Не зная об изменении их задания, я пошёл на
север. В районе Котовска мы встретились с парой МЕ-109, с которыми завязали
бой. Когда я атаковывал одного МЕ-109, другой атаковал Шияна. Он, сделав
переворот, не учёл высоту и вмазал в трубу кирпичного завода и погиб. Я при
атаке подбил одного МЕ-109, но второй, атаковав меня, сорвал мою атаку по
добитию первого, который сумел скрыться в северном направлении на тёмном
фоне земли. После этого и второй также вышел из боя, используя темноту. В
этом бою я подбил 1 МЕ-109 и потерял ведомого.»
Бортовой номер первой «Аэрокобры» был 13, на следующем самолёте бортовой
был трёхзначный, но в качестве позывного непроизносимый, поэтому Покрышкин
взял позывной − 100. У его ведомого, Георгия Голубева был номер
55.
На обложке журнала Смена № 15-16 1944 г. был напечатан Портрет Александра
Покрышкина
Книгу «Небо войны» главком ВВС Сирии перевёл и издал за собственные деньги
на арабском языке. Арабские лётчики в современной арабо-израильской войне
на практике блестяще использовали тактику воздушного боя, разработанную
Покрышкиным.
Сына, внука и правнука лётчика зовут Александр Александрович Покрышкин. При
этом правнук появился на свет через 13 лет после смерти прадедушки.