Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Пстыго И.И.

Маршал авивции


См. в Википедии Пстыго, Иван Иванович

Источник - Википедия

Иван Иванович Пстыго

Маршал авиации И. И. Пстыго
Дата рождения 10 апреля 1918
Место рождения деревня Сухополь, Уфимская губерния; ныне Архангельский район, Башкирия
Дата смерти 23 февраля 2009 (90 лет)
Место смерти Москва
Принадлежность  СССР- Россия
Род войск авиация
Годы службы 1936—2009
Звание Маршал авиации ВВС СССР
Часть 211-й бомбардировочный авиаполк, 504-й штурмовой авиаполк
Командовал 893-штурмовой авиаполк,16-я воздушная армия, 24-я воздушная армия
заместитель главнокомандующего ВВС СССР по боевой подготовке (с 1967)
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии 
Герой Советского Союза
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
Орден Ленина Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Красного Знамени
Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени
Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Александра Невского Орден Отечественной войны I степени
Орден Отечественной войны I степени Орден Красной Звезды Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
Медаль «За боевые заслуги» Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» 
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» 
Почётный гражданин города-героя Волгограда
Иностранные награды:
Орден «Красного Знамени» (Монголия)  
Кавалер Рыцарского креста ордена Возрождения Польши, Орден «9 сентября 1944 года» 1 степени

В отставке 
консультант в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского; генеральный инспектор Службы генеральных инспекторов МО РФ

Иван Иванович Пстыго (10 апреля 1918, деревня Сухополь ныне Инзерского сельского совета Архангельского района Башкирии — 23 февраля 2009, Москва) — советский лётчик штурмовой авиации, Герой Советского Союза[2], кавалер семи орденов Красного Знамени, командующий ВВС Группы советских войск в Германии, командующий 16-й воздушной армией, начальник Центральной инспекции безопасности полётов авиации Вооружённых Сил СССР, маршал авиации (29 апреля 1975).

Родился 10 апреля 1918 года в деревне Сухополь ныне Инзерского сельсовета Архангельского района Башкирии. Белорус.
Учился в школе крестьянской молодёжи, а после переезда в столицу Башкирии — город Уфу — в уфимской средней школе № 3.

Служба в Красной Армии до Великой Отечественной войны
В Красной Армии с 1936 года.
В 1940 году окончил Энгельсское военное авиационное училище лётчиков и получил назначение в 211-й бомбардировочный авиационный полк Военно-воздушных сил Одесского военного округа.

Из проверок на областной комиссии мне больше всего запомнилось такое испытание. Состояло оно в том, что надо было бежать по тёмному коридору. Через 5-7 метров под тобой разверзался пол, и ты в темноте проваливался вниз, на спортивные маты. Тут же врач хватал тебя за руку и считал пульс. Затем пристально смотрел в глаза, определял твоё психическое состояние.
— из книги И. И. Пстыго «Труженики неба».
.

Великая Отечественная война
Начало Великой Отечественной войны лейтенант Пстыго встретил на полевом аэродроме у реки Днестр в должности командира звена. 22 июня 1941 года он в составе группы бомбардировщиков Су-2 211-го авиаполка выполнил свой первый боевой вылет. Всего на Су-2 он совершит 21 боевой вылет. В одном из них он стал свидетелем того, как соседний Су-2 был сбит Александром Покрышкиным, который принял новый тогда Су-2 за вражеский самолёт.

Было и такое: идем на задание, к нам пристраиваются два МиГ-3. Думаем, лететь с истребителями надёжнее. Вдруг происходит невероятное — один из МиГов точными выстрелами сбивает командира нашей эскадрильи и набрасывается на мой самолёт. Покачиваю машину с крыла на крыло, показываю наши опознавательные знаки. Это помогло… МиГ отошёл в сторону…

Спустя много лет, когда я учился в Академии Генерального штаба, рассказал об этом случае своим однокурсникам. В нашей группе учился трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил меня повторить рассказ.

Пересказал снова.

«Это был я», — смущённо и расстроенно заявил он.

«Шутишь, Саша?»

«Да какое там „шутишь“! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист…».

— из рассказа Пстыго Л. М. Кузьминой.
После падения Киева и Харькова, когда в 211-м бомбардировочном авиаполку осталось лишь 11 самолётов, лейтенанта Пстыго, в числе других лётчиков, направили переучиваться в город Балашов в авиационное училище, где им предстояло осваивать новый самолёт-штурмовик Ил-2.

В последующие годы лётчик-штурмовик Иван Пстыго воевал на Юго-Западном, Сталинградском, где был родоначальником уличных боёв штурмовиков, Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах в качестве командира эскадрильи, начальника воздушно-стрелковой службы штурмовой авиационной дивизии и авиационного корпуса, встретив День Победы в звании подполковника, командира 893-го штурмового Витебского Краснознамённого авиационного полка, добивавшего с воздуха деморализованные остатки немецких войск. Всего за годы войны Пстыго совершил 164 боевых вылета, сбив в воздушных боях лично 2 вражеских истребителя (один из них — в лобовой атаке).

После войны

После войны был направлен на Высшие офицерские курсы ВВС в Липецк. А после их успешного окончания служил на Дальнем Востоке. В 1950-х был командиром 53-го смешанного авиационного корпуса (Елизово, Камчатка).

Затем — учёба в Академии Генерального штаба, по окончании которой в 1957 году назначен заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа.

С 1958 года — первый заместитель, а с 1960 года — командующий ВВС Группы советских войск в Германии. В подчинении командарма 16-й воздушной армии Пстыго находилась группировка в 64 000 человек личного состава, 1700 самолётов. В год сбивали до семи самолётов-нарушителей.

С 1967 года генерал-полковник И. И. Пстыго — заместитель главнокомандующего ВВС СССР по боевой подготовке.

В 1975 году ему присвоено высшее воинское звание маршал авиации.

В 1977 году Пстыго поручено формировать Центральную инспекцию безопасности полётов Вооружённых Сил СССР, которую он же и возглавил. Тогда им была введена «формула безопасности полётов» как сумма слагаемых — качеств личного состава, законов лётной службы, регулярности полетов, руководства и управления полётами, надёжности авиационной техники. Эта «формула безопасности», построенная на опыте всей жизни Пстыго, действенна до сих пор.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1978 года «за личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период, освоение сложной боевой техники» маршалу авиации Пстыго Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11300).

С 1983 года маршал авиации И. И. Пстыго — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Всего за плечами Пстыго 59 лет военной службы.

Освоил 52 типа самолётов, лётный стаж 42 года. В небе провёл 7500 часов. Многим крылатым машинам, например, МИГ-21, МИГ-23, дал путёвку в жизнь.

В 1995 году, к 50-летию Победы, Министерство обороны РФ вручило Пстыго, в числе других крупных военачальников, маршальскую форму нового образца. «Пуговицы с орлами я сразу спорол и пришил пуговицы с гербом Советского Союза, — рассказал И. И. Пстыго 30 июня 1995 года в интервью газете „Правда“. — Шеврон тоже отрезал: нечего обезьянничать перед американцами! Ну а фуражку с двуглавым орлом просто бросил в саду: пусть в ней ворона совьёт себе гнездо. Ни по форме, ни по аксессуарам она моим убеждениям не подходит, а мне уже поздно менять убеждения».

25 июля 2003 года в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941—1945 годов состоялся круглый стол «Курская битва: взгляд через шесть десятилетий», на котором Пстыго выступил с докладом «В небе над Курской дугой». В тот же день он был награждён памятной медалью «60 лет Курской битвы».

Жил в Москве. Работал консультантом в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. После создания в 2008 году Службы генеральных инспекторов Министерства обороны Российской Федерации являлся генеральным инспектором Службы до последних дней жизни.

Скончался 23 февраля 2009 года, на 91-м году жизни. Похоронен 26 февраля на Троекуровском кладбище в Москве.

Политическая деятельность
Член ВКП(б) (впоследствии КПСС) в 1941—1991 годах.
Награды
Советские
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 11300 (7 апреля 1978);
два Ордена Ленина (1955, 1978);
Орден Октябрьской Революции (1974);
семь Орденов Красного Знамени (август 1942, октябрь 1942, 1945, 1953, 1956, 1968, 1969)[9];
орден Александра Невского (1944);
два Ордена Отечественной войны 1-й степени (1943, 1985);
два Ордена Красной Звезды (1951);
орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1988);
четырнадцать боевых медалей.
Российские
Орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2008);
медали.

Иностранные награды.
Почётные звания
Заслуженный военный лётчик СССР (1967);
Почётный гражданин Волгограда (29 мая 2003 года).

Ссылки:

  • 9-я армия-самая мощная армия в мире - на румынской границе
  • РИФ-300 Авиадвигатель С. К. Туманского
  • Новый рубеж - скорость полета 2.000 километров в час
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»