Кожедуб, Иван Никитович
(8 июня 1920, село Ображиевка, Глуховский уезд, Черниговская губерния,
Украинская ССР —8 августа 1991, Москва, СССР) — советский военный деятель,
лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный
лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). Трижды Герой Советского
Союза. Маршал авиации(6 мая 1985).
Псевдоним во время боевых действий в составе
Группы советских военных специалистов в Корее —
Крылов
Иван Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской
губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины) в семье
крестьянина — церковного старосты. Принадлежал ко второму поколению
советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной
войне.
В 1934 году Кожедуб окончил школу и поступил в химико-технологический
техникум в городе Шостка.
Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. В начале
1940 года — поступил на службу в
ряды Красной Армии и осенью того же года окончил
Чугуевскую военную авиационную школу
лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности
инструктора.
После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан, город
Чимкент. 23 февраля 1942 года Кожедубу было присвоено звание старшего
сержанта. В ноябре 1942 года Кожедуб был откомандирован в 240-й
истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии
(со 2.7.1944 14-я гвардейская истребительная авиационная дивизия),
формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на
Воронежский фронт.
Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал
последним — его
Ла-5 был повреждён пушечной очередью
Мессершмитта-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при
возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2
зенитных снаряда. Несмотря на то что Кожедубу удалось посадить самолёт,
полному восстановлению он не подлежал, и лётчику пришлось летать на
«остатках» — имеющихся в эскадрилье свободных самолётах. Вскоре его хотели
забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. В начале
лета 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он
был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после
этого, 6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого
вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс
Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя
Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу (уже старшему
лейтенанту) было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20
сбитых самолётов противника.
С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном
на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В
августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем
командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе
Ла-7. Второй медали «Золотая
Звезда»Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48
сбитых самолётов противника.
К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на Ла-7,
совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта
противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2
бомбардировщика
Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1
реактивный истребитель Me-262. Последний бой в Великую Отечественную, в
котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над
Берлином. За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит. Третью медаль «Золотая
Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское
мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был
отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300
метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.
В своей автобиографии Кожедуб утверждает, что им в 1945 году были сбиты два
американских самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв
за немецкий самолёт.
И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и
хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Кожедуба также
есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262, который он
сбил 19 февраля 1945 года, однако он не был первым, кому это удалось
сделать — ещё 28 августа 1944 года один сбитый Me-262 был записан на счёт
американских пилотов М. Кроя и Дж. Майерса, а всего до февраля 1945 года
американским лётчикам было официально засчитано около 20 сбитых самолётов
этого типа
По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил
Краснознамённую Военно-воздушную академию. В это же время он оставался
действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный
МиГ-15. В 1956 году окончил
Военную академию Генерального
штаба. Во время
войны в Корее
командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324-й иад) в
составе 64-го истребительного авиационного корпуса. С апреля 1951 по январь
1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27
машин (9 пилотов погибло).
В 1964—1971 — заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С
1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года — в Группе
генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Кожедубу
присвоено звание генерал-полковника авиации. А в1985 году И. Н. Кожедубу
присвоено воинское звание Маршал авиации.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР II—V созывов, народным депутатом
СССР.
Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в
Москве.
Список воздушных побед
В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба
выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные
исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных
документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам
отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944
—ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на
личный счёт лётчика.
Всего воздушных побед: 64+0.
боевых вылетов — 330.
воздушных боёв — 120.
По информации Первого канала, в конце Великой Отечественной войны
американскими лётчиками в зоне действий советской авиации были сбиты
советские истребители. И. Н. Кожедуб вылетел и лично подбил два
американских истребителя, виновных в этом акте агрессии. В книге Николая
Бодрихина «Советские асы» приведены несколько иные обстоятельства этого
эпизода: Кожедуб отогнал от американского бомбардировщика атаковавшие его
немецкие самолёты, после чего был сам атакован американским истребителем с
очень большой дистанции. Кожедуб сбил два американских самолёта; судя по
словам выжившего американского лётчика, американцы приняли самолёт Кожедуба
за немецкий Фокке-Вульф с красным носом.
Награды
Советские:
Трижды Герой Советского Союза (04.02.1944, № 1472; 19.08.1944, № 36;
18.08.1945, № 3).
Кавалер двух орденов Ленина (04.02.1944;21.02.1978).
Кавалер семи орденов Красного Знамени (22.07.1943, № 52212; 30.09.1943, №
4567; 29.03.1945, № 4108; 29.06.1945, № 756; 02.06.1951, № 122; 22.02.1968,
№ 23; 26.06.1970, № 537483).
Кавалер ордена Александра Невского (31.07.1945, № 37500).
Кавалер ордена Отечественной войны I степени (06.04.1985).
Кавалер двух орденов Красной Звезды (04.06.1955; 26.10.1955).
Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени
(22.02.1990).
Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
(30.04.1975).
Иностранные:
Кавалер ордена Красного Знамени (Монголия).
Кавалер ордена Заслуг перед Отечеством (ГДР).
Кавалер ордена Возрождения Польши.
Кавалер ордена Государственного флага (КНДР).
Звания:
Почётный гражданин городов: Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы,
Звенигород и других.
Библиография
Кожедуб И. Три сражения. — М.: Воениздат НКО СССР, 1945. — 40 с.
Служу Родине. — М. — Л.: Детгиз, 1949.
Праздник Победы. — М., 1963.
Кожедуб И. Н. Верность отчизне. — М.: Детская литература,, 1969, 1975. —
430 с. — 100 000 экз.
Друзья-однополчане. — М.: Детская литература, 1975.
Иван Кожедуб Верность отчизне. Ищущий боя. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 608
с. — (Сталинские соколы). — 5000 экз. — ISBN 5-699-14931-7.
Кожедуб И. Н. Неизвестный Кожедуб. Служу Родине. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. —
368 с. — (Величайшие советские асы). — 4000 экз. — ISBN
978-5-699-34385-0.