Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Суздалева К.Р.: Педагогическая и культурно-просветительная работа

Воспоминания Суздалева А.Д.

В годы до 22-го и после Капитолина Ричардовна начала педагогическую и культурно-просветительную работу в Единой Трудовой Школе , и на рабфаках, и в военных частях. Школьную работу она соединяла и с кружковой работой среди студентов рабфаков и с общественной работой среди населения. Она была депутатом Ленинградского Городского Совета трудящихся несколько созывов.

С конца 20-х гг. Капитолина Ричардовна вплотную вошла в школьную работу и в школе, и для школы. Она вошла в методическую работу. В Ленинграде около 27-го года оформился коллектив преподавателей средних школ. Главой коллектива стала профессор ин-та Герцена Евгения Ивановна Досычева , видный методист и теоретик и практик. В течение ряда 20-х и 30-х годов этот коллектив составил ряд учебных пособий по русскому языку для 5-6-7 классов общеобразовательной средней школы. Эта работа получила свое законченное выражение в составлении стабильного учебника по русскому языку для школ РСФСР. Учебник был выпущен в 1938 году и затем переиздавался. Капитолина Ричрдовна неизменно участвовала все время в работе колектива Е.И. Досычевой.

После временного перерыва, вызванного Великой Отечественной войной, возвратившись в Ленинград Капитолина Ричардовна возобновила работу в средней школе. Но она не ограничивалась работой в средней школе. Она начала работу со студентами словесниками ин-та Герцена , руководила педагогической практикой студентом ин-та. За свою работу получила благодарность от дирекции ин-та. В это же время работала со студентами театрального института. Но основной работой Капитолины Ричардовны была работа в школе и для школы. С этой работой связано и последнее выступление в методической печати. Ее школьная работа над поэмой Маяковского "В.И.Ленин" была напечатана в сборнике "Из опыта работы учителя литературы", изданном УЧПЕДГИЗ "ом в 1956 г.

Но этот год был последним в школьной работе Капитолины Ричардовны. Тяжелая неизлечимая болезнь совершенно оторвала ее от школы.

Уроки Капитолины Ричардовны привлекали к себе внимание очень многих. Об этой работе глубокую оценку дала директор школы, где работала Капитолина Ричардовна, - Е.С. Маслова . На могиле Капитолины Ричардовны она закончила свою речь словами: "На уроки Капитолинн Ричардовны ходили не только педагоги , но и не педагоги нашей школы, и не только учителя нашей школы, но и учителя всего района, и не только района, но и всего города".

Капитолина Ричардовна начала петь и подходящие по силе голоса романсы, например романс на слова Мея: "Я тебя поцеловала"...

Второе направление в развитии своих сил - участие в кружке художественного чтения, руководимом артистом и чтецом Суренским . Это было оригинальное начинание. Суренский со своими слушателями выступал с особыми заготовками. Он создал своеобразный и оригинальный хор-оркестр, но без пения и без инструментов. Он как бы оркестровал голоса чтецов, дирижируя исполнением и применяя нюансировки. Роль инструментов оркестра выполняли или голоса - соло или голосовые группы или весь хор голосов. Это было очень интересно, иногда совсем неожиданно. Например: идет чтение "Полтавы" Пушкина. Начало "Богат и славен Кочубей..." идет хоровое чтение с разным вариированием. И вот исполнение доходит до места: И много у него добра, Мехов, атласа, серебра И на виду /и тут грянул хор низких мужских голосов/ и под замками.

Ссылки:

  • Суздалева (ур. Брошнеовская) Капитолина Ричардовна (1890-1962)
  • Суздалева К.Р. 20-е годы
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»