Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

5я26 ПРОТИВОРАКЕТА СКОРОСТНАЯ

Из Гаврилина Е.В.

Едва появившись на свет, ложные цели внесли смятение в стан конструкторов средств противоракетной обороны и побудили их разбиться на две группы. Представители одной группы считали, что проблема заатмосферной селекции боевых блоков на фоне ложных целей сложна, но разрешима с помощью создания новых радиолокаторов, оснащенных высокоэффективными электронно-вычислительными комплексами.

Другие придерживались мнения о том, что никакое совершенствование РЛС и ЭВМ не способно решить проблему селекции, и бороться с баллистическими целями, оснащенными средствами преодоления ПРО, можно только на атмосферном участке траектории, когда, в результате "естественной селекции", ложные цели сгорят в плотных слоях атмосферы и, оставшаяся "в одиночестве" боеголовка будет отчетливо видна локатору.

Существовала и третья точка зрения: создание эффективных средств заатмосферной селекции не решит проблему, так как стоимость их строительства и эксплуатации будет непосильной для экономики страны и несоизмеримой со стоимостью средств преодоления ПРО, создаваемых вероятным противником.

В этих условиях главным "козырем" становилась высокоскоростная противоракета ближнего перехвата, способная поразить боеголовку в плотных слоях атмосферы. Однако при атмосферном перехвате боевой цикл "сжимался" всего до нескольких секунд, в течение которых радиолокаторам предстояло обнаружить и захватить цель на автосопровождение, ЭВМ - пролонгировать ее траекторию, противоракете - долететь до расчетной точки встречи. Требования, заданные Люльеву , были столь высоки, что многим они показались нереальными.

Согласившись, Лев Вениаминович пошел на риск. На целый ряд вопросов никто не мог дать вразумительного ответа: где взять высокоэнергетичное твердое топливо , как защитить от перегрузок хрупкие и чувствительные электронные приборы и гироскопы, как уберечь от разрушений пусковую установку, как управлять ракетой в полете и можно ли вообще ею управлять на таких скоростях и при таких перегрузках? Тем не менее, Люльев взялся за разработку, выбрав схему одноступенчатой твердотопливной противоракеты с отделяемой в полете управляемой головной частью, предназначенной для оснащения специальным боезарядом .

При создании противоракеты Люльеву предстояло решить чрезвычайно сложную задачу - обеспечить ее разгон до скорости порядка 4 км/сек всего за несколько секунд. Такую работу мог выполнить только двигатель на быстро горящем смесевом топливе . Ввиду того, что при полете с большой скоростью в атмосфере корпус противоракеты нагревается до температуры свыше 2 ООО градусов и уже к 3-й - 4-й секунде полета на поверхности ракеты образуется высокотемпературная плазма, потребовалось принять специальные меры для защиты конструкции и оборудования. Главный конструктор решил выполнить противоракету, виде конуса с теплозащитным покрытием без выступающих элементов. Органами управления и стабилизации стали газоструйные двигатели с вектором тяги, направленным перпендикулярно оси ракеты. Бортовая аппаратура управления и стабилизации должна была иметь малый вес и габариты и работать при огромных перегрузках.

Проблема двигательной установки решалась долго и мучительно. За разработку бортовой аппаратуры взялось КБ-1 : радиоаппаратура создавалась коллективом В.И.Толстикова и В.И.Долгих , автопилот - коллективом П.М.Кириллова .

Рассказывает главный конструктор ЦКБ "Алмаз" П.М. Кириллов.

"Получив от Люльева задание на разработку автопилота, я понял, что придется столкнуться с очень сложными проблемами. Обеспечить работу при больших перегрузках, возникающих после старта скоростной противоракеты, могли только поплавковые чувствительные элементы. Гироскопами, в том числе, выдерживающими большие перегрузки, занимался главный конструктор НИИ-944 Виктор Иванович Кузнецов . Вскоре я поехал к нему за опытом. Он спросил:

- А почему ты решил, что именно я могу тебе помочь?

- Виктор Иванович, вы же приступили к гироскопам для разделяющихся головных частей.

- А откуда ты об этом знаешь?

- Как откуда? Мы эти самые РГЧ сбивать хотим. Кузнецов искренне удивился.

- Ну, ребята, вы до ручки дошли. Как же вы их сбивать собираетесь, и какие у вас при этом будут перегрузки? Подумали? Я ответил:

- Подумали. Кузнецов покачал головой и произнес:

- Нет, я тебе ничем не помогу. Мы к таким перегрузкам еще и близко не подступали.

Пришлось начинать с нуля, да еще, решая не одну, а сразу две сложнейших "перегрузочных" проблемы: положение усугублялось тем, что включение двигателя противоракеты приводило к такому удару, который не выдерживал ни один из наших электронных блоков. И мы решили заливать платы вязкой пенообразной пластмассой. Это усложняло ремонтные работы, но повышало надежность.

Третья проблема - рулевой привод. С такими перегрузками не справлялись никакие рулевые машинки, и поломать головы над их конструкцией пришлось изрядно. Наконец, при решении четвертой проблемы мы впервые в СССР сделали бескарданную инерциальную систему ориентации.

Лев Вениаминович Люльев был человеком, начисто лишенным отрицательных эмоций даже тогда, когда дела шли из рук вон плохо. Это его качество наилучшим образом сказывалось на окружающих в те моменты, когда они уже падали духом. При принятии технических решений он отличался необычайной смелостью. На полигонных стрельбах отказы бортовой аппаратуры противоракеты следовали один за другим. Ничего не помогало.

Люльев пришел к выводу, что главные причины отказов - вибрация и линейные ускорения, И предложил нам перед установкой на противоракету проводить испытания всей бортовой аппаратуры. При этом поставил условие: вибростенд должен на 100 процентов имитировать полет. Узнав о его решении, я пришел в ужас: эти испытания съедят весь запас прочности нашей аппаратуры и на противоракету придется устанавливать "ошметки". Своими сомнениями я сразу поделился с главным конструктором, а он невозмутимо ответил:

- Я надеюсь на то, что вы что-нибудь придумаете. Другого выхода нет. Конечно, мы "что-нибудь" придумали, и испытания пошли успешно".

Ссылки:

  • ВОТИНЦЕВ Юрий Всеволодович 1919
  • СОЗДАНИЕ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ А-35, ИС, ОС, РО, УС-К И ЗГРЛС, 1961-1964
  • СИСТЕМА С-225
  • "НОВАТОР", ОКБ Опытно - конструкторское бюро "Новатор"
  • ПРС-1 Противоракета ближнего перехвата
  • НАЧАЛО СОЗДАНИЯ СИСТЕМ ПРО И ПКО
  • ПРЕОДОЛЕНИЕ СЛОЖНОСТЕЙ - ПАРАДИГМА РКО
  • ИСПЫТАНИЯ "АЗОВА"
  • РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ПРН. ПРО, ПКО И ККП. ХРОНИКА 1978 - 1989 гг
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»