Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

"ДАРЬЯЛ" РОДИЛСЯ НА КОРАБЛЕ

Возможности конструкции ЦСО-П с появлением последней модернизации "Днепр" были исчерпаны и стало ясно: требуется разработка принципиально новой станции. Спустя несколько лет эта станция получила название "Дарьял". А ее историю можно начать с февраля 1966 года, когда в институте А.Л.Минца под руководством В.С.Кельзона началась разработка аванпроектов станций 5Н12Г и 5Н12Н для второй очереди системы ПРО А-35 .

Дециметровую 5Н12Г предлагалось создать в наземном и корабельном вариантах. Наземный вариант был отклонен, а корабельный одобрен.

29 июня 1967 года постановлением ЦК и Совмина Радиотехническому институту была задана разработка проекта "Сатурн" с размещением информационных станций 5Н12Г "Донец" на нескольких кораблях. Проект "Сатурн" А.Л.Минц хотел использовать для системы ближнего перехвата С-225 . В 1968 году заказчик отклонил "противоракетный проект", и А.Л.Минц вышел с предложением создать на основе дециметровой РЛС станцию двухметрового диапазона с размещением на плавсредствах и последующей транспортировкой к месту дислокации. Предназначалась она уже не для ПРО, а для будущей системы ПРН .

29 сентября 1969 года постановлением ЦК и Совмина Радиотехническому институту была поручена разработка радиолокационной станции 5Н79 "Дарьял" .

Рассказывает ветеран РТИ И.В.Тарковский .

"Проработки показали, что максимальное приближение новой высокопотенциальной РЛС к северным широтам страны даст наибольший выигрыш во времени и обеспечит прикрытие большой части территории страны с основного ракетоопасного направления. Исходя из этого, появилась идея поместить станцию на плавсредствах, курсирующих на ограниченном водном пространстве в северной акватории. В начале 1966 года мы с А.Л.Минцем отправились в Ленинград, в Центральное конструкторское бюро. Выслушав наше предложение, главный конструктор ЦКБ объяснил нам, что длительное курсирование плавсредства в ограниченном пространстве не может быть рекомендовано вследствие того, что личный состав не в состоянии выдержать такой режим плавания. Тогда я предложил другой вариант.

Технологическое оборудование, изготовленное на заводах Министерства радиопромышленности, размещается на плавсредстве, изготовленном на заводе Министерства судостроительной промышленности. После комплексного испытания это средство буксируется водным путем к месту дислокации станции и там, в бухте или канале приполярной области, устанавливается стационарно. Это предложение было одобрено Ленинградским ЦКБ .

В августе-сентябре 1966 года на архипелаг Земля Франца-Иосифа с целью изучения возможности строительства радиолокационного узла была направлена экспедиция заказчика во главе с Ф.Н. Городиловым и М.Г.Мымриным . В состав экспедиции вошли представители строительных и проектных организаций заказчика. От нашего института был включен В.И.Макаров . "Первопроходцы" установили, что наиболее пригодным местом расположения узла является остров Земля Александры , и рекомендовали направить на остров в 1967 году экспедицию для выполнения детальных комплексных инженерных изысканий, необходимых для установки плавсредства, строительства сооружений и линий связи.

Институту было поручено разработать ТТЗ на аванпроект плавсредства для станции "Дарьял", и ТТЗ на разработку аванпроекта плавучего атомного энергоисточника для нее.

Общие характеристики РЛС "Дарьял" были составлены под руководством М.М.Вейсбейна , В.С.Кельзона , Ю.П.Калганова и А.М.Скосырева . Исходные материалы для разработки ТТЗ аванпроекта содержали дополнительные технические требования к отдельным комплексам и системам. Эти исходные данные были разработаны под руководством А.Л.Минца и М.М.Вейсбейна в мае 1970 года. Задание было утверждено министром радиопромышленности В.Д.Калмыковым , главнокомандующим Войсками ПВО П.Ф.Батицким и министром судостроительной промышленности Б.Е.Бутомой .

В состав радиолокационного узла на острове Земля Александры должны были войти радиолокационный комплекс, казарменно-жилищный комплекс, порт, причал, средства противовоздушной обороны и инженерные сооружения.

Были рассмотрены два варианта инженерного построения РЛС "Дарьял" на плавсредствах. По первому варианту станция сооружается на двух плавсредствах - одно с передающей, другое с приемной частью. По второму варианту передающая и приемная части совмещаются на одном плавсредстве.

Каждое плавсредство состоит из корпуса и надстройки для размещения антенн и технологического оборудования. Сравнение показало, что вариант с совмещенными передающей и приемной частью обладает более короткими коммуникациями, дешев и прост в эксплуатации. Так как взаимное расположение передающей и приемной частей станции остается фиксированным, требования к точности установки РЛС на стационарной позиции смягчаются. Однако осложняется процесс буксировки - длина плавсредства достигает 210 метров, ширина - 35-36 метров. Окончательный выбор варианта построения РЛС должен был проводиться на последующих стадиях разработки.

Главным конструктором плавсредств был назначен опытный кораблестроитель Ю.А.Македон".

Рассказывает заместитель генерального конструктора РТИ А.М.Скосырев .

"Комплексный аванпроект РЛУ РО-3 (тема "Кипарис") с размещением на острове Земля Александры был завершен в третьем квартале 1970 года. Согласно аванпроекту, РЛС "Дарьял" представляла собой импульсную станцию с раздельными приемным и передающим центрами. В качестве вычислительных средств предполагалось использовать электронно- вычислительную машину М.А.Карцева , разрабатываемую на базе ЭВМ М-10".

Ссылки:

  • "Дарьял" РЛС
  • РАКЕТНАЯ ОБОРОНА: ЛЮДИ И СИСТЕМЫ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»