Солоухин, Владимир Алексеевич
(1924 — 1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель
«деревенской прозы».
Владимир Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепине (ныне Собинского
района Владимирской области) в крестьянской семье. Отец — Алексей
Алексеевич Солоухин, мать — Степанида Ивановна Солоухина (в девичестве
Чебурова). Владимир был десятым, последним ребенком.
Окончил Владимирский механический техникум по специальности
механик-инструментальщик. Первые стихи были опубликованы
во владимирской газете «Призыв».
После службы в РККА (1942—1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал
всерьёз заниматься литературной деятельностью. В1951 году окончил
Литературный институт имени А. М.
Горького. Член КПСС с 1952 года. Был членом редколлегии журнала
«Молодая гвардия» (1958—1981), редколлегии, а затем Совета редакции журнала
«Наш современник».
На Общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 года принял участие в
осуждении романа Б. Л. Пастернака
«Доктор Живаго».
В своей публицистике конца 1950-х — начала 1960-х годов писатель
высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения
национальных традиций, размышлял о путях развития русского искусства.
В начале 1960-х заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного
отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и
технике иконописи. Его публикации на эту тему — «Письма из Русского музея»
(1966), «Чёрные доски» (1969) — встретили широкий общественный отклик.
Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин
является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 году в
журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор»,
где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится
онкологический диагноз и проводится хирургическая операция. В наследии
писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор
осмысляет историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня»,
«Солёное озеро», «Чаша»). В них, стоя на монархических и
православно-националистических позициях, он резко критикует атеистическое,
интернационалистское, либеральное и коммунистическое мировоззрение.
Стихи Солоухина были поначалу традиционными по форме, затем его лирика всё
больше приближалась к прозе, он отказывался от рифмы и размера, разделяя
стихи посредством синтаксических параллелей и повторений слов и частей
предложения. Проза Солоухина по своей ассоциативной структуре и по тому,
что действие в ней часто отходит на задний план, напоминает прозу К. Г.
Паустовского (о творчестве которого Солоухин отзывался с глубоким
пониманием); в этой прозе сочетаются публицистическая документальность и
настроенность на природную лирику, исконно-крестьянское, основанное на
собственных наблюдениях над жизнью колхозников, и размышлениями на
искусствоведческие темы, национально-русское восхищение родиной и её
культурными традициями и злободневная критика.
Публичные выступления В. А. Солоухина времён «поздней перестройки» (конец
1980-х годов) проходили, в отличие от официозных речей прошлых лет, уже с
позиций идеализации дореволюционной России. В статье «Читая Ленина»
Солоухин одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо
пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России. В годы «перестройки»
была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются
«извращением ленинских принципов», Солоухин же обосновывал противоположный
тезис — что они являются закономерным продолжением ленинской политики.
Статья «Читая Ленина» вызвала жесткую критику даже со стороны соратников
Солоухина по антикоммунистическому лагерю. Например, А. Собчак назвал эту
статью «грубой подтасовкой» и «недобросовестной, односторонней критикой
Ленина».
Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на
иностранные языки. Оставил большое поэтическое наследие, среди которого
выделяется стихотворение «Три черёмуховых дня». Автор в последние годы
жизни читал «Черёмуху» со сцены на всех литературно-художественных
мероприятиях, куда его приглашали.
В 1990-е годы Солоухин испытал сильнейшее разочарование от перестройки, на
которую сначала возлагал большие надежды. Был возмущен реформами (в
частности, приватизацией), приводимыми правительством Ельцина — Гайдара —
Чубайса и категорически не принял новые демократические порядки.
Солоухин умер 4 апреля 1997 года в Москве. Отпевание прошло в Храме
Христа-Спасителя в Москве. Владимир Солоухин был первым, кто был отпет в
храме после его открытия. Похоронен в родном селе Алепине.
Награды
орден Трудового Красного Знамени
орден «Знак Почёта»
орден Дружбы народов
Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1979) — за повести и
рассказы последних лет «Прекрасная Адыгене», «Трость», «Мёд на хлебе»,
«Барометр», «Варшавские этюды»
Произведения
Собрание сочинений в 10 томах. - М., Голос, 1995. (вышли тома 1-3)
Собрание сочинений в 5 томах. - Русский мир, 2011
Собрание сочинений в 4 томах. - М., Художественная литература,
1983-1984.
Избранные произведения в двух томах. М., Художественная
литература,1974
Поэзия:
Дождь в степи (1953)
Разрыв-трава (1956)
Журавлиха (1959)
Колодец (1959)
Как выпить солнце (1961)
Имеющий в руках цветы (1962)
Жить на земле (1965)
С лирических позиций (1965)
Не прячьтесь от дождя (1967)
Аргумент (1972)
Разрыв-трава (1972)
Славянская тетрадь (1972)
Седина (1977)
Проза
Рождение Зернограда (1955)
Золотое дно (1956)
Владимирские просёлки (1957)
Терновник (1959)
Капля росы (1960)
Григоровы острова: Заметки о зимнем ужении рыбы (1963)
Мать-мачеха (1964)
Письма из Русского музея (1966)
Третья охота (1967)
Чёрные доски: Записки начинающего коллекционера (1969)
Трава (1972)
Прекрасная Адыгене (1973)
Олепинские пруды (1973)
По грибы (1974)
Посещение 3ванки(1975)
Приговор (1975)
Последняя ступень: Исповедь вашего современника (1976, издано в 1995)
Слово живое и мёртвое (1976)
Камешки на ладони (1977)
Время собирать камни (1980)
Продолжение времени (1982)
Смех за левым плечом (1989)
Древо (1991)
При свете дня (1992)
Солёное озеро (1994)
Чаша (1998, опубликовано посмертно)
Песни на стихи В. Солоухина
«Благодарствуйте, сударыня» (Т. Ефимов) — исп. группа «Ариэль»
«Захотелось быть» (Т. Ефимов) — исп. группа «Ариэль»
«Мужчины» (Э. Колмановский) — исп. Мария Пахоменко
«Сыплет небо порошею» (С. Березин) — исп. Эдита Пьеха
«Лада» (В. Мулявин) — исп. группа «Песняры»
«Чета белеющих берёз» (Э. Колмановский) — исп. Ренат Ибрагимов
«Синие озёра» (А. Спаринский) — исп. Эдуард Хиль
«Волки» (В. Медяник) — исп. Владислав Медяник