Афиногенов, Александр Николаевич (1904—1941) — советский драматург.
Отец — железнодорожный служащий, впоследствии — писатель (под псевдонимом
Н. Степной). С 1922 года Афиногенов член ВКП(б), в 1924 году окончил
Московский институт журналистики.
В 1924 написал первую пьесу. В 1927—1929 годах работал завлитом 1-го
Московского рабочего театра Пролеткульта. В начале 1930-х гг. Афиногенов
стал одним из руководителей
РАПП. В 1934 году Афиногенов избран
в президиум правления Союза писателей СССР и назначен редактором журнала
«Театр и драматургия».
С конца 1936 года Афиногенов становится объектом резкой политической
критики и клеветы, его пьесы запрещаются, в 1937 году его исключают из
ВКП(б) и Союза писателей. 16 мая 1937 года Афиногенов записывает в дневник
никогда не произнесённую им защитительную речь:
Взяли мирного человека, драматурга, ни о чём другом не помышлявшего, кроме
желания написать ещё несколько десятков хороших пьес на пользу стране и
партии, — и сделали из этого человека помойку, посмешище, (позор и
поношение общества)...
Однако он не был репрессирован, жил в Переделкине; когда многие избегали
опального Афиногенова, с ним подружился Борис Пастернак. В этот период
Афиногенов начал писать роман «Три года». В 1938 году его восстановили в
партии.
В дневнике можно найти такую запись:
Нет, всё же наше поколение неблагодарно, оно не умеет ценить всех благ,
данных ему Революцией. Как часто забываем мы всё, от чего избавлены, как
часто морщимся и ёжимся от мелких неудобств, чьей-то несправедливости,
считаем, что живём плохо. А если бы мы представили себе прошлую жизнь, её
ужасы и безысходность, все наши капризы и недовольства рассеялись бы
мгновенно, и мы краснели бы от стыда за свою эгоистическую
забывчивость.
Во время войны Афиногенов возглавил Литературный отдел
Совинформбюро. Предполагалось, что
Афиногенов вместе с женой-американкой поедет в США агитировать за открытие
второго фронта. Он погиб в здании ЦК ВКП(б) во время бомбёжки от случайного
осколка накануне этой командировки. Похоронен на Новодевичьем кладбище г.
Москвы. Его вдова, Дженни Мерлинг (Jenny Marling (Schwartz)), отправилась в
США одна, она погибла во время пожара на пароходе при возвращении в СССР в
1948 году.
Первые пьесы носят агитационный характер и написаны под влиянием
эстетических принципов Пролеткульта.
«Малиновое варенье» (1926 год) — коммунистическая мелодрама с
гипертрофировано негативным изображением представителей буржуазии не
получила высокой оценки критиков.
«Чудак» (1928 год) — пьеса, отличающаяся реалистической и психологической
разработанностью, сатирически изображает бюрократизм, протекционизм,
антисемитизм.
Пьеса «Страх» (1931 год) была запрещена в первом варианте, однако
переписанная приобрела большой успех. Пьеса приобрела актуальность
благодаря критическому освещению в ней проблемы введения старой
интеллигенции в новую систему.
Самая критическая пьеса Афиногенова «Ложь» (1933 год) показывает, какие
последствия для всей системы имела вынужденная ложь низовых партийных
работников; Сталин лично был цензором этой пьесы, которую запретили вскоре
после постановки.
Теме смерти и труда во имя социализма в незаметном, отдалённом уголке СССР
посвящена пьеса «Далёкое» (1935).
«Машенька» (1940 год) — пьеса, которую любил Б. Пастернак, рассказывает о
развитии человечности в человеке. В этой пьесе, оказавшей влияние на
последующих драматургов, проявились типичные для драмы Афиногенова признаки
структуры: действие в кругу семьи, замкнутость в тесном пространстве, а
временами и косвенный диалог, продолжающий традицию А.П. Чехова. Эта пьеса
в 1960—1971 годах была сыграна 3036 раз, по ней снят одноимённый
фильм).
Афиногенов сознательно противопоставлял свою традиционную,
психологически-реалистическую драму пьесам В. Вишневского и Н. Погодина,
которые ратовали за новый тип драмы, расчленённой на ряд сцен, с множеством
действующих лиц (народные массы), с отказом от изображения частных судеб во
имя изображения социальных явлений.
Библиография
Роберт Тим. Драма. — М., 1924
На переломе. Драма. — М., 1927
Гляди в оба! Траги-фарс. — М. 1927
Чёрный яр. Пьеса. — М. 1929
Чудак, 1930
Творческий метод театра, 1931
Страх, 1931
Ложь, 1933
Далёкое, 1935
Пьесы, 1935
Пьесы, 1940
Вторые пути, 1940
Машенька, 1941
Пьесы, 1956
Статьи. Дневники. Письма. Воспоминания, 1957
Дневники и записные книжки, 1960
Избранное. В 2-х тт., 1977.