Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рожанский Д.А. с семьей летом приезжал в Змиев

Каждое лето, если не на все летнее время, то хотя бы на часть Дмитрий Аполлинариевич с семьей обязательно приезжал в свой любимый Змиев (см фото1, фото2, фото3). Дом и участок в Змиеве сохранялся за семьей Рожанских почти до середины 1930-х гг. П.В. Алексеев , археолог, доктор исторических наук, родственник семьи Арнольди , соседей по даче и близких друзей семьи Рожанских поделился воспоминаниями об их жизни летом в Змиеве. Приведем отрывок из его воспоминаний.

"Я приехал в Змиев впервые семилетним ребенком в 1928 г. Помню линейку в одну лошадь, на которой мы ехали с матерью со станции (7 км). Жили у крестьян - у зажиточной Семенихи с большой и поразительно работящей семьей и большим хозяйством (две лошади, коровы, овцы, свиньи и т.д.), которое эта семья и обслуживала (наемного труда не было, но, конечно, на следующий год их как кулаков выслали!). Мне т.о. один раз в жизни было дано увидеть настоящее дореволюционное зажиточное хозяйство, детали которого остались навсегда в памяти! Выписываю из своих "Воспоминаний" то, что относится к семейству Рожанских.

На их дачу я попал вскоре по приезде, она производила очень добротное впечатление, с "ампирным" портиком и колоннами. Как мне объяснил, когда мы с ним познакомились в 1980-х гг. И.Д. Рожанский , фасад их дачи, построенной в 1913 г., копировал фасад дома украинских помещиков Гоголь-Яновских ( матери Н.В. Гоголя ). Привел меня туда кто-то из взрослых. Разговор шел на террасе. Помню Дмитрия Аполлинариевича в жилете и украинской, расшитой рубахе, помню теплое, интеллигентное лицо хозяйки дома Конкордии Федоровны . Не помню, о чем шел разговор, кажется, о чем- то уславливались с Арнольди... Самое сильное впечатление этого лета - именины Ольги 11 июля, когда мы с матерью были в гостях на биостанции у Ольги Ивановны Арнольди , а потом все вместе отправились на дачу Рожанских.

По традиции, несомненно, еще со времен дореволюционных, в этот день ежегодно для местной украинской молодежи устраивалось роскошное гулянье с фейерверком и, вероятно, скромным, но угощением (этого, правда, не помню, но какой же праздник без "горилки?) Дело в том, что дочь Рожанских, как я говорил, звали Ольгой. По рассказу И.Д. Рожанского, она очень увлекалась дружбой с креьянскими девушками,- хорошо знала их во всей округе и, желая сделать ей приятное, Дмитрий Аполлинариевич, по- видимому, некокогда ввел этот обычай. Уже издали в наступившей темноте на горе отчетливо виден дом, окруженный, как и площадка для танцев перед ним, бумажными фонариками разных цветов со свечками внутри. Это было удивительно красиво. Площадка посыпана песком, на ней толпа молодежи в украинских костюмах, на лицах играют отблески фонариков, висящих на проволочках... Наяривает гармонист, рядом-деревенской скрипач, играющий на инструменте с помощью большого пальца... Под нехитрую музыку пары кружатся в вальсе- простонародном, деревенском, танцуют польку, сапогами поднимая страшную пыль, хохот, остроты, просто веселые разговоры... Друг друга мы почти не слышим. А вот подходит к нам и именинница - Оля в украинском костюме, с непременным венком на голове. Она только что с кем-то отплясывала залихватский танец и старается отдышаться, о чем-то смеется с моим кузеном Костей Арнольди . и снова ее увлекают в толпу, новый танец! Можно представить ее счастливое лицо! Хозяева, полная Конкордия Федоровна и Дмитрий Аполлинариевич, под колоннами на балконе смотрят на веселящуюся молодежь и управляют празднеством. В своей белоснежной украинской рубашке и жилете он напоминает прежнего помещика средней руки из этих мест. А кругом - счастливые лица, пыль, топот, радость молодости - так я это навсегда и запомнил! Кульминация праздника наступает, когда Дмитрий Аполлинариевич куда-то исчезает, и над танцующими вспыхивает настоящий фейерверк, сделанный пиротехническими ухищрениями Рожанского. Ракеты взлетают и взлетают, освещая танцующих, веранду, крышу дома, тысячью искр рассыпаются они над головами и, кажется, им нет конца...

Это - 1928 год - последний счастливый год нашей деревни. Год самого большого за прошлые (и довоенные!) годы урожая на душу населения, год самого последнего торжества крестьян, 11 лет назад получивших в вечное владение землю помещиков-эксплуататоров!.. Как мы знаем из работ экономиста проф. Венжера , уровня 1928 года наша деревня по урожаю более не достигала никогда!

Началась коллективизация , которая закончилась разгромом сельского хозяйства страны и фактическим уничтожением крестьян (а не кулака, как это декларировал И.В. Сталин). Наступило время пятилеток и "борьбы за индустриализацию страны" (см. Приложение 3 ).

Ссылки:

  • РОЖАНСКИЙ Д.А.: ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПЕРИОД (1923-1936)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»