Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Филосовский семинар ЛФТИ

Дмитрий Аполлинариевич, как и многие физики его окружения, всегда интересовался философией, точнее - философскими проблемами естествознания.

Зимой 1929-1930 гг. в Физико-техническом институте работал философский семинар, которым в те годы руководил известный тогда в Ленинграде философ, профессор М.Л. Ширвинд , член РСДРП с 1917 г., заведующий кафедрой диалектического материализма Политехнического института и автор " Краткого учебника исторического материализма ", выдержавшего в 1928-1930 гг. шесть изданий.

Дмитрий Аполлинариевич регулярно посещал заседания семинара и активно участвовал в обсуждении поставленных проблем. Вот как вспоминает об этом семинаре сын Дмитрия Аполлинариевича, Иван Дмитриевич Рожанский . Он часто вместе с отцом посещал семинар, в работе которого обычно участвовал и Я.И. Френкель .

"Ширвиндт вел семинар вполне в духе этого направления, пытаясь внедрить в сознание физиков основы диалектической логики, излагавшейся им строго по Гегелю... Иногда семинар открывала его помощница, Татьяна Николаевна Горенштейн - молодая красивая женщина, пленявшая своей убежденностью и искренним удивлением по поводу того, что физики оставались невосприимчивыми к абстрактным хитросплетениям гегелевской диалектики.

Мне запомнился лишь общий смысл ряда выступлений отца и Якова Ильича [ Френкель, 1966 ].

С точки зрения руководителей семинара, эти выступления были

подчас "еретическими", хотя и в разном роде. Отец открыто защищал Маха и спокойным голосом, с присущей мягкой улыбкой обосновывал свои философские воззрения, представлявшие собой, как я теперь понимаю, некую разновидность физического позитивизма. Яков Ильич вел себя совсем по- другому. Он часто горячился, страстно протестуя против попыток навязать физике умозрительные схемы, выработанные философами ХIХ века. Он едко высмеивал научные нелепости, содержащиеся в "философии природы" Гегеля и защищал право физиков самим вырабатывать свою философию. На одном из заседаний Яков Ильич сделал доклад с изложением собственной теоретико- познавательной концепции".

"Если говорить по существу, - добавляет И.Д. Рожанский, - то из физиков-теоретиков не было никого, кто по стилю своего мышления был бы в большей степени диалектиком, чем Яков Ильич. В его мышлении не было ни следа какого-либо формализма, догматизма и метафизики" [ Рожанский, 1976 , с. 115].

Одно из заседаний семинара состоялось через три дня после первого диспута дискуссии, 16 декабря 1929 г. Я.И. Френкель выступил на нем с докладом на тему "Теория познания физики". Именно на этом семинаре Яков Ильич высказал совершенно крамольную даже для конца 1920-х гг. мысль о том, что "знание диалектического материализма не необходимо для развития физических наук", и очевидно нечто еще не менее крамольное. В заметке в институтской газете по поводу этого семинара сообщается, что один из присутствующих даже предложил послать Я.И. Френкеля на производство за то, что он считает математику бесклассовой наукой" [ Френкель, 1966 , с. 372-373]. Эти его высказывания были выдернуты из контекста небезызвестным и упомянутым выше А.А. Максимовым , одним из наиболее активных впоследствии участников борьбы против "идеализма в физике" в 1930-1940-х гг., организаторов несостоявшейся "физической дискуссии" 1949 г., которая должна была осуществить разгром советской физики подобно тому, как это было сделано с биологией в итоге " лысенковской" сессии 1948 г. Они были поддержаны и другими поборниками "диалектики и марксизма в физике". Все эти события стали по существу одним из первых этапов борьбы с квантовой механикой и теорией относительности и преследования ведущих физиков- теоретиков страны (см. [ Сонин, 1994 ; Томилин, 1997 ]).

Мы потому столь подробно изложили историю дискуссии и семинара, что это представляется теперь своего рода символом той, наверное уходящей в прошлое эпохи. И действительно, уже к середине 1930-х гг. такие мероприятия стали почти невозможны без последствий, небезопасных для свободы и самого существования их участников. Безусловно, эта травля сократила жизнь замечательного ученого Я.И. Френкеля. И конечно, Д.А. Рожанскому обязательно припомнили бы через несколько лет его "махизм". Руководитель семинара М.Л. Ширвиндт еще в 1928 г. был исключен из партии "за несогласие с решениями XV партсъезда" и восстановлен в 1930 г. Именно к этому периоду относятся описанные события. В 1935 г. он был вторично исключен из партии за участие в "буферной группе , без суда выслан в Туруханск, в дальнейшем репрессирован, и следы его затерялись. Репрессирована была и Т.Н. Горенштейн, которая, к счастью, не погибла, вернулась в Ленинград и затем до конца жизни работала в Ленинградском отделении Института истории естествознания и техники Академии наук.

Ссылки:

  • Трудные годы Петра Ивановича Лукирского (в лагерях)
  • Рожанская Ольга Ивановна (ур. Морозова) -1925
  • РОЖАНСКИЙ Д.А.: ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПЕРИОД (1923-1936)
  • Рожанский Н.А.: детство и учеба
  • Рожанский Н.А.: Сталинские репрессии и кончина в 1957 г
  • Атмосфера в ЛФТИ в 30-е годы
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»