20 декабря 1898 г. – 22 мая 1967.
Алексей Александрович Баландин – советский химик, создатель научной
школы
в области катализа. Родился в Енисейске. Окончил Московский
университет
(1923). Работал в МГУ (с 1934 г. профессор); одновременно (с 1935
г.)
заведующий лабораторией Института органической химии АН СССР и (с
1954 г.)
заведующий Мемориальной лабораторией им. Н. Д. Зелинского. Академик
АН
СССР (1946). Декан химфака МГУ (с 1948). Дважды был
репрессирован
(1936-1939 – административно сослан в Оренбург на 5 лет, 1949-1953
–
осужден по 58-й статье на 10 лет) и дважды полностью
реабилитирован.
Основные работы относятся к области органического катализа.
Разработал
(1929) мультиплетную теорию катализа, основанную на следующих
принципах:
1) структурное соответствие между группой реагирующих молекул
и
параметрами кристаллической решётки катализатора; 2)
энергетическое
соответствие между величинами энергий связей в молекуле и
хемосорбционных
связей молекулы с катализатором; 3) перераспределение связей в
переходном
мультиплетном комплексе. Начал исследования энергий
активации
гетерогенно-каталитических реакций. Развил (1935) представления о
принципе
энергетического соответствия, установив зависимость
величины
энергетического барьера реакции от адсорбционного потенциала.
Предложил
(1936) уравнение кинетики реакций в проточных системах.
Разработал
(1932-1942) принципы классификации органических каталитических
реакций,
позволившие предсказать реакции дегидрогенизации, по которым
были
синтезированы мономеры для синтетического каучука. Разработал
(1950)
методы определения энергий связи реагентов с катализаторами. Развил
(1956)
теорию химической миграции поверхностных атомов твёрдых катализаторов
под
влиянием базисной реакции. Разработал (1960-е) методы расчёта
кривых
гидрогенизации смесей, распределения водорода при гидрогенизации
смесей,
предвычисления избирательности катализаторов.
Лауреат премии им. Д. И. Менделеева (1936), премии им. С. В.
Лебедева
(1945), Государственной премии СССР (1946).
Алексей Александрович Баландин
- представитель четвертого поколения
Баландиных, если отсчет вести от времени их появления в Енисейской
губернии.
Масштаб этой личности велик, способности и интересы многогранны. Благодаря
двум
мемориальным сборникам воспоминаний об академике (издания РАН за 1995 и
1998
гг.) многих людей, знавших его и работавших вместе с ним в разные годы
(материал
для этих книг бережно собрал и подготовил к печати его ученик и бессменный
помощник - профессор Евгений Клабуновский), можно проследить сложный
жизненный
путь большого ученого.
Становление
Жизнь академика Баландина была наполнена и радостью научных успехов, и
тяжкими
днями, проведенными в тюрьмах, ссылке и лагерях. Везде пригодились
твердость
характера и упорство в достижении цели, привитое родителями. Мать и отец
Алексея
воспитывали у него и дочери Вивеи любовь к труду, любознательность и
интерес к
знаниям. Сами они были учеными-естественниками, поэтому в первую очередь
развивали любовь детей к естественным наукам. В одном из помещений их
просторного двухэтажного дома в Енисейске была устроена маленькая
химическая
лаборатория, которую разрешалось посещать детям. Уже в детском возрасте
Алексей
и Вивея начали изучать европейские языки. В личном листке за сентябрь 1939
г.
Алексей Александрович отметил, что знает шесть языков (английский,
немецкий,
французский, испанский, итальянский и голландский).
До десятилетнего возраста Алексей получал домашнее образование. В 1908
году
семья переехала в Москву для того, чтобы дети могли обучаться в передовой
гимназии. В Москве тогда славилась хорошими педагогами частная гимназия
Поповой,
где впервые в России было введено совместное обучение мальчиков и девочек.
Уроки
в гимназии носили творческий характер. Поэтому здесь проходило не только
обучение, но и, по сути, становление творческих личностей. Гимназию
Алексей
закончил в 1916 году с золотой медалью.
В 1923 году будущий ученый получил диплом естественного отделения
физико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова по
специальности
"физическая химия". Кстати, профессию химика он выбрал под влиянием матери.
Еще
в период обучения в МГУ большие способности Алексея Александровича заметил
академик Н. Зелинский, который в
дальнейшем руководил его научным становлением и
ростом.
Алексей Александрович как ученый
Он работал в области катализа химических реакций в газовой фазе металлами.
Промышленно важные реакции - сплошь каталитические. Катализаторы ускоряют
реакции в сотни и тысячи раз, но сами при этом не расходуются. Подбор
активных
катализаторов до работ Алексея Александровича был исключительно опытным.
Это был
дорогой и длительный путь. Например, в Германии для синтеза аммиака из
водорода
и азота был подобран нужный твердый катализатор в результате проб с 20 000
различных веществ. Баландин первый поставил поиск эффективных катализаторов
(для
случаев органических веществ и металлических катализаторов) на научную
основу. В
1929 году он разработал мультиплетную теорию катализа как синтез химии,
физики и
математики, которыми сам хорошо владел.
Для развития катализа создание мультиплетной теории имело такое же
значение,
как создание теории строения органических веществ А. Бутлеровым и открытие
периодического закона Д. Менделеевым. Главная цель научных исследований А.
Баландина в области катализа - это раскрытие механизма и природы
наблюдаемых при
этом явлений. Прикладным же следствием было широкое приложение
фундаментальных
исследований к промышленно важным химическим процессам. Академик Н.
Зелинский
предоставлял Алексею Александровичу в своей лаборатории большую свободу
выбора и
поиска. Он всячески помогал и защищал его в случае необходимости.
Алексей Баландин всю свою жизнь эффективно совмещал преподавательскую
работу с
научными исследованиями на кафедре органической химии МГУ и в
Институте
органической химии РАН. В 1929 году он стал доцентом, в 1934 году -
профессором
по кафедре органической химии МГУ. В 1951 году ему без защиты диссертации
(за
совокупность научных разработок и публикаций) была присуждена ученая
степень
доктора химических наук. В 1943 г. он стал членом-корреспондентом РАН, а с
1946
г. - академиком. В 1930 г. он впервые в мире начал чтение курса
"Органический
катализ" на химфаке МГУ. За свою жизнь Алексей Александрович опубликовал с
сотрудниками около 1200 научных работ, участвовал в работе пяти
международных
конгрессов по катализу. Командировался в 1929-1930 гг. с научной целью в
Германию и Францию. Знание языков благоприятствовало эффективности этих
командировок. Даже во время войны Алексей Александрович ежегодно публиковал
от
10 до 57 научных работ.
Академик Баландин обладал удивительной способностью заниматься научной
работой в
любых условиях. Алексей Александрович был глубоким мыслителем,
оригинальным
научным работником, ученым широкого профиля. В области своей научной
тематики он
был убежденным сторонником химической природы катализа, хотя уже тогда были
и
физические подходы.
За свои научные заслуги и за подготовку научных кадров Алексей
Александрович
получил полный набор ученых степеней и званий. Он был удостоен
Государственной
премии, премии имени Д. И. Менделеева, премии С. В. Лебедева, ордена Ленина
и
двух орденов Трудового Красного Знамени. В 1992 г. президиум РАН учредил
именную
премию уже в честь академика А. А. Баландина.
Алексей Александрович как учитель
Неразрывно с научной работой академик занимался преподавательской
деятельностью,
сразу же после окончания МГУ став преподавателем на химфаке университета. В
1939
г. Алексей Александрович организовал здесь же лабораторию по органическому
катализу, где студенты выполняли курсовые и дипломные работы. В 1940 г.
эта
лаборатория переросла в кафедру органического катализа, которую он
возглавил.
Великий ученый несколько десятков лет занимался активной
научно-педагогической
работой. В деле обучения и воспитания специалистов и ученых по
органическому
катализу им было сделано очень много. Были подготовлены сотни выпускников
по
специальности "органический катализ", 69 кандидатов наук, 18 докторов и
профессоров. Некоторые из них стали членами республиканских академий и
лауреатами различных премий.
Чем руководствовался Алексей Александрович как учитель? В сущности, основы
всех
его методов заложили в него родители в период домашнего обучения, учителя
в
частной гимназии в Москве и его научный наставник академик Н. Д.
Зелинский.
Методика и цели этого опыта просты, а именно: надо вызвать собственное
мышление
у ученика, направить его в необходимом русле и предоставить ему
максимальную
свободу в саморазвитии на этом пути.
На своей кафедре академик предоставлял молодежи широкие возможности
выбора
направления работы, так как собственные научные интересы Алексея
Александровича
были чрезвычайно широки. Доброжелательное отношение Баландина к своим
ученикам и
сотрудникам не означало, что он был уступчив в вопросах науки. Когда было
необходимо, проявлял завидную принципиальность и отстаивал актуальность и
правильность своих представлений. С другой стороны, Алексей Александрович
был
необыкновенно прост в обращении со своими сотрудниками, считая их своими
друзьями. Принимал близко к сердцу их интересы, с готовностью поддерживал
их
самостоятельную работу и всегда старался дать ученикам такую тему, которая
бы
учитывала их индивидуальные способности и склонности. Вместе с учениками
он
радовался их успехам и переживал неудачи, никого никогда не выделяя особо.
Алексей Александрович как человек
Помимо своих научных интересов Баландин разбирался в живописи и хорошо
рисовал.
Знал толк в музыке, любил ее и сам хорошо играл на фортепиано. Алексей
Александрович был по натуре довольно деликатным человеком, но только если
дело
не касалось принципиальных научных вопросов. Несмотря на проблемы со
здоровьем,
Алексей Александрович был чрезвычайно работоспособным, волевым и
нравственно
твердым человеком. Все эти качества в полной мере проявились в период двух
его
репрессий, отнявших у него семь долгих лет активного творчества. Так, с
июля
1936 г. по май 1939 г. он был в
ссылке в г.
Чкалове (ныне Оренбург), где, будучи
профессором химии, преподавал математику в средней школе для взрослых. С
марта
1949 г. по май 1953 г. Алексей Александрович, будучи академиком, находился
в
Норильлаге. Что были за условия в это время - не надо объяснять. Они
описаны А.
Солженицыным в книге "Архипелаг ГУЛАГ".
Баландина обвиняли в принадлежности к каким-то контрреволюционным
организациям.
В обоих случаях на следствии он не оговорил ни себя, ни своих коллег. За
него
постоянно хлопотал его учитель - академик Н. Зелинский, который обращался
с
письмами и к Сталину, и к Берии, что в конечном итоге дало положительный
результат. Алексей Александрович был освобожден и полностью
реабилитирован.
Годы репрессий, конечно, подорвали здоровье А. А. Баландина. Но всякий
раз,
возвращаясь в свою лабораторию, он с энтузиазмом наверстывал
упущенное.
Энергия, вера в свои силы Баландина поражают. После четырех лет тяжелейших
испытаний в Норильлаге он в год освобождения (май 1953) "взвалил на свои
плечи"
шесть сложнейших нагрузок. Он одновременно стал заведующим кафедрой
органического катализа МГУ, заведующим мемориальной лабораторией им. Н. Д.
Зелинского (ЛИНДЗ) при Институте органической химии Академии наук СССР,
заведующим лабораторией кинетики контактных органических реакций (Институт
органической химии Академии наук СССР), председателем ученого совета по
проблеме
"Научные основы подбора катализаторов" при отделении химических наук АН
СССР,
председателем секции катализа ученого совета Института органической химии
им. Н.
Д. Зелинского АН СССР, членом редколлегии "Журнала физической химии" АН
СССР.
Все это потребовало от академика больших душевных затрат. Алексей
Александрович
часто болел после Норильлага, но занимался научной работой и в больницах, и
в
санаториях, давал консультации ученикам.
Вся жизнь А. А. Баландина была отдана науке. Он умер 22 мая 1967 г. и
похоронен
на Новодевичьем кладбище.
Источники:
1. Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира.
– М.:
ВШ, 1991. 656 с.
2. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.