Табаков, Олег Павлович
(род. 17 августа 1935, Саратов, РСФСР, СССР) — советский и российский актёр
театра и кино, режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР
(1988). Лауреат Государственных премий СССР (1967) и РФ (1997). Полный
кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Художественный руководитель МХТ им.
А. П. Чехова. Основатель, художественный руководитель театра под
руководством Олега Табакова («Табакерка»). Президент фестиваля
документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Член Совета по культуре и
искусству при Президенте России.
Олег Табаков родился в семье врачей — Павла Кондратьевича Табакова и Марии
Андреевны Березовской.
Раннее детство провёл с родителями и бабушками. Его семья познала все
тяготы Великой Отечественной войны: отец ушёл на фронт, возглавив
военно-санитарный поезд № 87, мать, чтобы прокормить детей, работала в
военном госпитале на станции Эльтон Рязано-Уральской железной дороги. После
войны родители расстались.
Олег Табаков учился в мужской средней школе № 18 города
Саратова. Решающее влияние на выбор
профессии оказали занятия в 1950—1953 годах в театральном кружке «Молодая
гвардия» Саратовского Дворца пионеров и школьников, руководимом педагогом
театрального мастерства Натальей Иосифовной Сухостав, ставшей «крёстной
матерью» для ста шестидесяти актёров.
В 1953 году Олег Табаков окончил школу, поступил в Школу-студию МХАТ, на
курс Василия Осиповича Топоркова. Был одним из лучших студентов. Учась на
третьем курсе, сыграл свою первую роль в кино в фильме «Саша вступает в
жизнь» режиссёра Михаила Швейцера.
В 1957 году под крышей Школы-студии МХАТ
Олег Ефремов создал Студию молодых актёров, преобразовавшуюся
впоследствии в
театр «Современник». Ефремов оказал
большое влияние на окончательное профессиональное становление Табакова. По
словам Табакова, «Современник» стал одновременно и «…подтверждением величия
Московского Художественного театра, его методологии, учения Станиславского
и Немировича-Данченко о живом актёре, живой жизни человеческого духа,
воспроизводимой на сцене сегодня, здесь, сейчас».
«Современник» стал самостоятельной единицей, а Олег Табаков — самым молодым
из шести основателей нового театра. Роль студента Миши в спектакле «Вечно
живые» стала его первой работой в театре. С 1957 по 1983 год Олег Табаков
являлся ведущим артистом «Современника». Его роли в спектаклях «Голый
король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история» снискали
невероятный успех.
Табаков — один из наиболее востребованных и известных артистов
отечественного кинематографа. Из-за своей большой нагрузки в возрасте 29
лет перенёс инфаркт (1964 год). Много работал на радио. С 1965 года — член
КПСС. В 1968 году, по приглашению театра «Чиногерны клуб», Олег Табаков
сыграл в Праге свою самую любимую роль — Хлестакова в спектакле «Ревизор».
Оглушительный успех за границей окончательно утвердил «звёздный» статус
тридцатитрёхлетнего артиста среди театральных мастеров международного
класса.
В 1970 году, после назначения О. Н. Ефремова художественным руководителем
МХАТ, Табаков принял решение стать директором театра и способствовал
утверждению Г. Б. Волчек на должность главного режиссёра театра
«Современник». Директорство Табакова продолжалось шесть лет и принесло
театру немало пользы.
С 1976 по 1983 год Олег Табаков оставался в «Современнике» на «разовых»
ролях и в 1983 году по приглашению Олега Ефремова перешёл во МХАТ. Первой
его ролью на сцене Художественного театра стал Сальери в спектакле по пьесе
П. Шеффера «Амадей». В 1987 году при разделе театра на две труппы активно
поддержал Олега Ефремова.
В 1973 году Олег Табаков, преуспевающий и максимально загруженный человек,
принимает неожиданное решение — взять на себя ещё одну ношу: обучать
молодых актёрскому ремеслу.
В 1976 году Олег Табаков на базе ГИТИСа набрал курс из двадцати шести
студентов, основой которого стали те, кого он привёл из своего
«драмкружка»: Н.Лебедева, И.Нефёдов, Л.Кузнецова, М.Овчинникова, В.Никитин,
А.Якубов, О.
Топилина и К. Панченко. Среди пришедших поступать учиться к Табакову
«самотёком» была Елена Майорова. Открылась новая страница в жизни Табакова
— профессиональное преподавание. Своему первому курсу Табаков отдал
максимум. Программа обучения сильно отличалась от существовавшей в
институте театрального искусства. Табаковским «первенцам» достались и
чтение «запрещённой» литературы, и встречи с Высоцким, Окуджавой,
Шверубовичем, и другими знаковыми фигурами того времени. Мастер всегда был
щедр к ученикам, посвящая занятиям всё своё свободное время.
В 1986—2000 гг. был ректором Школы-студии
МXАТ, где выпустил четыре актёрских курса, руководитель совместной
аспирантской программы Школы-студии и Университета Карнеги Меллон
(США).
В 1992 году основал Летнюю школу имени К. С. Станиславского в Бостоне
(США).
С сентября 2010 года, с приходом первых студентов в открытый театральный
колледж при «Табакерке», является художественным руководителем колледжа и
преподавателем актёрского мастерства, продолжая традиции актёрской школы
Станиславского и Немировича-Данченко.
В 1977 году, с помощью начальника Бауманского РСУ Ю. Л. Гольцмана, Табакову
удалось получить бывший угольный склад на Чаплыгина, 1а. Собственными
руками мастер и его курс очистили и отремонтировали заброшенное помещение,
со временем превратившееся в знаменитый подвал «Табакерка».
В 1978 году состоялась премьера «подвала» — спектакль «С весной я вернусь к
тебе» по пьесе А. Казанцева. Затем были «Две стрелы», «Прощай, Маугли!»,
«Белоснежка и семь гномов», «Страсти по Варваре». Студенты Табакова
обучались мастерству, ежедневно участвуя в спектаклях. Вскоре «подвал» стал
известен не только в Москве.
С 1979 года о студии стали писать лучшие журналисты и критики того времени
— А. Аджубей, Е. Сурков, А. Свободин, И. Соловьёва. После успешнейших
гастролей студии в Венгрии стало очевидно, что на свет появился новый
театр. Однако официального статуса театру не дали.
С 1980 по 1982 год выпускники Табакова, вынужденные разойтись по разным
театрам, продолжали собираться в «Табакерке» по ночам, репетировать и даже
выпускали премьеры. В те годы вышли «Записки сумасшедшего», «Жак-фаталист»,
«Случай в зоопарке». Последней попыткой восстановить прежнюю жизнь подвала
стал спектакль «Пролетарская мельница счастья», сорванный однажды из-за
неявки неотпущенной с «основного места работы» актрисы. Жизнь подвала
замерла.
В самое тяжёлое для себя время, в период «запрета на профессию», Табаков
продолжал работать, читая лекции студентам Хельсинкской театральной
академии. Поставил с финнами дипломный спектакль «Две стрелы». В 1982 году
Табаков набирает новый актёрский курс, который через несколько лет станет
основой труппы нового театра.
1986 год — первый заместитель министра
культуры подписал приказ о создании трёх московских театров-студий,
одним из которых был театр-студия под руководством Олега Табакова.
1 марта 1987 год — завершена реконструкция подвала на ул. Чаплыгина, 1а.
Табаков ставит спектакли в подвале, играет сам и воспитывает актёров,
совмещая всё с необыкновенной лёгкостью.
Начиная с 1976 года, с постановки «Ревизора» Н. В. Гоголя в театре города
Шеффилда (Великобритания), Олег Табаков много и плодотворно работает за
рубежом в качестве режиссёра-постановщика и преподавателя — в театрах
Венгрии, Финляндии, Германии, Дании, Австрии, США им поставлена русская,
советская и зарубежная классика, всего более 40 спектаклей.
С 2000 года Олег Табаков параллельно совмещает:
художественное руководство двумя театрами;
работу в МХТ им. А. П. Чехова и Театре под руководством О. Табакова в
качестве актёра;
руководство кафедрой мастерства актёра в Школе-студии МХТ;
обучение студентов и режиссуру за границей;
продюсирование;
съёмки в кино- и телефильмах.
В 2004 году Табаков, как продюсер, руководитель двух театров при прочем
совмещении обязанностей и профессий стал обладателем премии «Чайка» в
номинации «Сердца ангела».
В 2000 году Табаков возглавил Московский
Художественный театр им. А. П. Чехова. С 2005 года под его руководством
осуществляется реконструкция здания театра, возведённого по проекту
выдающегося архитектора Ф. О. Шехтеля, связанная с заменой технологического
оборудования: света, механизации, звука и инженерных коммуникаций. Несмотря
на то, что здание является объектом культурного наследия федерального
значения, руководство театра посчитало недостаточно представительными
некоторые детали интерьеров, оформленных Шехтелем, в результате чего
каменные сходы в кулуарах были заменены на выполненные из белого мрамора,
со стен Чайного буфета были сняты панели, закрашен ряд исторических
росписей, заменена мебель. У Табакова также есть планы по сносу
художественно-производственных мастерских во дворе театра и строительстве
на их месте нового здания.
В 2008 году было объявлено об открытии театрального колледжа при театре
Табакова — уникальной школы-пансиона, в которой будут учиться актёрской
профессии дети со всей страны.
В феврале 2012 года стал доверенным лицом кандидата в Президенты РФ В. В.
Путина, выставившего свою кандидатуру на третий президентский срок. В июле
того же года Указом В. В. Путина включён в состав Совета по общественному
телевидению.
В ноябре 2012 года был одним из авторов обращения группы творческой
интеллигенции к Президенту Российской Федерации о назначении директором
Большого театра Николая Цискаридзе.
11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской
Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в
Крыму.
Высказался с поддержкой директора Новосибирского театра оперы и балета
Бориса Мездрича, режиссёра оперы «Тангейзер», в отношении которого
возбуждено административное дело: «Не может не вызывать тревогу сам факт
возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким
бы спорным и неоднозначным оно ни было».
В июле 2015 года в комментарии каналу «Рен-ТВ» по поводу подготовленного
Министерством культуры Украины списка из 117 российских артистов, которые
могут нести угрозу национальной безопасности Украины, Олег Табаков сделал
ряд заявлений, сказав про украинцев, ратующих за чёрный список, что они «и
так не очень просветлённые. Это как бабушка иногда говорила: „Да плюнь ты
на них, это ж тэмни та нэграмотни люды“. Беда в том, что люди нормальные
будут страдать от того, что нормальная информация к ним никак не попадает…
Я жалею их. Они в каком-то смысле убогие». В этом же комментарии Табаков
заявил, что «во все времена, их лучшие времена их самые яркие представители
интеллигенции были где-то на вторых и третьих позициях после русских».
Табакова обвинили в ксенофобии и шовинизме. В интервью изданию
«Комсомольская правда в Украине» Олег Табаков объяснил, что у него не было
мысли оскорблять украинцев, и что его речь цитируют, вырвав из контекста
отдельные слова и фразы.
Олег Табаков является одним из героев документального фильма Владислава
Виноградова «Мои современники» (1984)
Награды и звания
Заслуженный артист РСФСР (1969)
Народный артист РСФСР (1977)
Народный артист СССР (1988)
Государственная премия СССР (1967) — за исполнение роли Александра
Фёдоровича Адуева в спектакле «Обыкновенная история» И. А. Гончарова
Государственная премия РФ (1997)
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (17 августа 2010) — за
выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и
многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (17 августа 2005) — за
выдающийся вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую
деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23 октября 1998) — за
многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства и в
связи со 100-летием Московского Художественного академического театра
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 июня 2015) — за
выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, кинематографического и
театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность
Орден Дружбы народов (10 ноября 1993) — за большой личный вклад в развитие
театрального искусства и подготовку высококвалифицированных кадров для
театра и кино
Орден Трудового Красного Знамени (1982)
Орден «Знак Почёта» (1967)
Орден Креста земли Марии III степени (Эстония, 2005)
Офицерский крест Ордена Почётного легиона (Франция, 2013)
Медаль «За доблестный труд» (Татарстан) (2010)
Памятная медаль «150-летие А. П. Чехова» — «за большой вклад в изучение и
популяризацию творческого наследия А. П. Чехова» (2010)
Премия Московского комсомола (1967)
Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства (1997)
Премия Президента РФ в области литературы и искусства (2003)
Почётная грамота Московской городской думы (2008)
Общественное признание
Первая премия — часы «Победа» — за роль Пети Трофимова в студенческом
спектакле «Вишневый сад» на фестивале «Московская театральная весна»
Премия «Золотой овен» (1995, «Человек кинематографического года»)
Премия Золотая маска (1996)
Премия «Чайка» (в номинациях «Патриарх», «лучший комедийный актёр» (1997,
спектакль «Анекдоты»), «Сердце ангела» за продюсерские успехи (2004)
Премия Хрустальная Турандот (1999, 2004, 2011)
Премия «Слава России» (2006)
Национальная премия «Россиянин года» «за выдающийся вклад в развитие
российского театра» (2006)
Национальная премия «Лучший руководитель России» (2007)
Театральная премия имени Г. Товстоногова в номинации «за выдающийся вклад в
развитие театрального искусства» (2007)
Премия Х Открытого Российского фестиваля кинокомедий «Улыбнись, Россия!» в
номинации «за вклад в комедию» (2009)
Премия «Кумир» в номинации «Высокое служение искусству» (2011)
Премия «Звёздный мост» — «за выдающийся вклад в развитие аудиовизуальных
искусств для детей и юношества» (2011)
Премия Европейской культуры «Треббия» — «за выдающийся вклад в развитие
искусства» (2011)
Международная премия «Персона года» (Гран-при) — «за наиболее яркое
проявление себя в деле служения общественным политическим и государственным
интересам России» (Учредитель — РБК (РосБизнесКонсалтинг), 2011)
Премия газеты «Московский Комсомолец» по итогам 2002—2003 гг. («Лучший
дуэт» — спектакль МХТ имени А. П. Чехова «Копенгаген»);
Премия газеты «Московский Комсомолец» (роль Серебрякова в спектакле «Дядя
Ваня»)
Премия газеты «Московский Комсомолец» (сезон 2004—2005 гг.) в номинации
«Человек года»
Специальная театральная премия газеты «Московский комсомолец» (2008)
Премия читателей газеты «Аргументы и факты» «Национальная гордость
России»
Премия имени К. С. Станиславского
Золотая медаль имени Н. Д. Мордвинова — «за выдающийся вклад в развитие
театра» (Международный театральный форум «Золотой витязь», 2010 и
2011)
Орден «Слава Отечества» (2011)
Высшая Российская общественная награда — знак ордена святого Александра
Невского «За труды и Отечество»
Почётный член Российской академии художеств (8 октября 2008)
Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»
Почётный доктор Чешской академии изящных искусств (2007)
Почётный гражданин Саратова (2003)
Почётный гражданин Саратовской области (2011)
Памятник в Саратове в образе Олега Савина из фильма Шумный день
Семья
Первая жена — Людмила Крылова (1938), актриса
Сын Антон Табаков (1960), актёр и ресторатор
Дочь Александра Табакова (1966), актриса
Вторая жена — Марина Зудина (1965), актриса
Сын Павел (1995)
Дочь Мария (2006)
Творчество
Театр
Роли в театре
Московский театр «Современник»
1956 — «Вечно живые» В. С. Розова. Режиссёр Олег Ефремов — Миша
1957 — «В поисках радости» В. С. Розова. Режиссёры Олег Ефремов и Виктор
Сергачёв — Олег Савин
1958 — «Никто» Э. Де Филиппо. Режиссёр Анатолий Эфрос — Американский
турист, Фельдшер, Продавец прохладительных напитков
1958 — «Продолжение легенды» А. В. Кузнецова. Режиссёр Олег Ефремов —
Толя
1959 — «Два цвета» А. Зак, И. Кузнецов. Режиссёры: Олег Ефремов и Виктор
Сергачёв — Борис Родин
1959 — «Пять вечеров» А. Володин. Постановка О. Ефремова, М. Кедрова и Г.
Волчек — Слава
1959 — «Взломщики тишины» О. Скачков. Постановка С. Микаэляна — Фриц
Вебер
1960 — «Голый король» Е. Л. Шварца. Режиссёры Олег Ефремов и Маргарита
Микаэлян
1961 — «Третье желание» В. Блажек. Постановка Е. Евстигнеева — Ковалек
1961 — «Четвёртый» К. Симонов. Постановка — Олег Ефремов — Гвиччарди
1962 — «По московскому времени» Л. Зорин. Постановка — Олег Ефремов
—Маврин
1962 — «Пятая колонна» Э. Хемингуэй. Постановка Г. Лордкипанидзе —
Уилкинсон
1963 — «Без креста!» В. Тендряков. Постановка О. Ефремова и Г. Волчек —
Николай
1963 — «Назначение» А. Володин. Постановка — Олег Ефремов — Лямин
1964 — «В день свадьбы» В. С. Розова. Постановка О. Ефремова и Г. Волчек
—Василий Заболотный
1964 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростан. Постановка О. Ефремова, И. Кваши
—Рагно
1965 — «Всегда в продаже» В. Аксёнов. Постановка — Олег Ефремов — Буфетчица
Клавдия Ивановна, Лектор, Главный интеллигент
1966 — «Обыкновенная история» В. С. Розова по роману А. И. Гончарова.
РежиссёрГалина Волчек — Александр Адуев
1967 — «Баллада о невеселом кабачке» Э. Олби — Братец Лаймон
1968 — «На дне» А. М. Горького. Постановка Галина Волчек — Татарин
1969 — «Вкус черешни» А. Осецка. Постановка Е. Еланской — Мужчина
1970 — «С вечера до полудня» В. Розов. Постановка — Олег Ефремов — Лёва
Груздев
1971 — «Тоот, другие и майор» И. Эркень. Постановка В. Алова и В. Наумова
—Майор
1973 — «Балалайкин и Ко» С. В. Михалкова по роману М. Е.
Салтыкова-Щедрина«Современная идиллия». Режиссёр Георгий Товстоногов —
Балалайкин
1973 — «Погода на завтра» М. Шатров. Постановка: Галина Волчек, И.
Райхельгауза и В. Фокина — Архангельский
1973 — «Как брат брату» Д. Рэйб. Постановка — А. Вайды — Рик
1974 — «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова Постановка В. Фокина
—Анчугин
1974 — «Восхождение на Фудзияму» Ч. Айтматов, К. Мухамеджанов.
ПостановкаГалина Волчек — Осипбай Татаев
1974 — «Четыре капли» В. Розов. Постановка В. Фокина — Воронятников
1974 — «Из записок Лопатина» К. Симонов. Постановка И. Райхельгауза —
Режиссёр
1975 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира. Режиссёр Питер Джеймс —
Мальволио
1976 — «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильев. Постановка В. Фокина —
Егор Полушкин
1977 — «А поутру они проснулись» В. Шукшин. Руководитель постановки — Г.
Волчек. Постановка И. Райхельгауза — Сантехник
1977 — «Обратная связь» А. Гельман. Постановка Галина Волчек — Нурков
1979 — «Доктор Стокман» Г. Ибсен. Постановка И. Унгуряну — Петер
Стокман
1983 — «Восточная трибуна» А. Галина. Постановка Л. Хейфеца — Вадим
Коняев
МХАТ и МХТ им. Чехова
1983 — «Амадей» П. Шеффера. Постановка М. Г. Розовского — Сальери
1984 — «Скамейка» А. Гельмана. Постановка О. Н. Ефремова — Он
1985 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского. ПостановкаВ.
Я. Станицынв — [Нил Федосеевич Мамаев]
1985 — «Серебряная свадьба» А. Мишарина. Постановка О. Н. Ефремова
—Щепетнов
1985 — «Юристы» Р. Хоххута. Постановка Г. Флеккенштайн — Хайль Маер
1987 — «Чайка» А. Чехова. Постановка О. Н. Ефремова — Сорин
1987 — «Иванов» А. Чехова. Постановка О. Н. Ефремова — Лебедев
1988 — «Кабала святош» М. Булгакова. Постановка А.Я Шапиро — Бутон
1992 — «Горе от ума» А. Грибоедова. Постановка О. Н. Ефремова —
Фамусов
2001 — «Кабала святош» М. Булгакова. Постановка А.Я Шапиро — Мольер
2003 — «Копенгаген» М. Фрейна. Режиссёр М. Карбаускис — Нильс Бор
2003 — «Последняя жертва» А. Островского. Режиссёр Ю. Ерёмин —
Прибытков
2004 — «Тартюф» Ж. Б. Мольера. Режиссёр Н. Чусова — Тартюф
«Табакерка»
1990 «Матросская тишина» А. Галича. Режиссёр Олег Таба— Меер Вольф
1990 «Обыкновенная история». Виктор Розов по Ивану Гончарову. Режиссёр Олег
Табаков — Пётр Адуев
1990 «Я xочу сниматься в кино» Н. Саймона. Постановка Г. Лазиера — Херб
Таккер
1994 «Ужин» Ж.-К. Брисвиля. Постановка А. Смирнова — Талейран
1995 «Последние» М. Горького. Постановка А. Я. Шапиро — Иван
Коломийцев
1996 «Анекдоты» А. Вампилова. Постановка В. В. Фокина — Анчугин
1997 «Сублимация любви» А. Д. Бенедетти. Постановка А. Марина — Леоне
Саваст
1998 «Комната смеxа» О. Богаева. ПостановкаК. Гинкаса — Иван Жуков
2000 «Любовные письма» А. Гурнея. Постановка Е. Каменьковича — Эндрю Лэд
III
2000 «На дне» М. Горького. Постановка А. Я. Шапиро — Лука
2004 «Дядя Ваня». А. П. Чехова. Режиссёр М. Карбаускис — Серебряков
Александр Владимирович
2006 «ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“».
Режиссёр М. Карбаускис — Плюшкин
2009 «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Пьер де Бомарше. Режиссёр К.
Богомолов — граф Альмавива
2011 «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёр К. Богомолов — доктор Дорн
2012 «Год, когда я не родился» по пьесе В. Розова «Гнездо глухаря» — Степан
Алексеевич Судаков
2014 «Чайка» А. П. Чехова (новая редакция). Режиссёр К. Богомолов — доктор
Дорн
Постановки в театре («Табакерка»)
1979 — «Две стрелы» А. Володина.
1980 — «Прищучил» Б. Киифа.
1980 — «Страсти по Варваре» О. Кучкиной.
1987 — «Кресло» Ю. Полякова.
1987 — «Жаворонок» Ж. Ануя.
1987 — «Полоумный Журден» М. Булгакова.
1987 — «Крыша» А. Галина.
1987 — «Билокси-блюз» Н. Сайсона.
1990 — «Обыкновенная история». Виктор Розов по Ивану Гончарову.
1990 — «Матросская тишина» А. Галича.
1992 — «Норд-Ост» А. Богдановича.
1993 — «Механическое пианино» [А. Адабашьяна и Н. Михалкова] по Антону
Чехову.
1996 — «Чемпионы» Д. Миллера.
1997 — «Прощайте… и рукоплещите!» А. Богдановича.
1997 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского.
2002 — «От четверга до четверга» А. де Бенедетти.
2002 — «Два ангела, четыре человека» В. Шендеровича.
Работы на телевидении
1969 — Студент — Евлампий Беневольский
1973 — Конёк-горбунок (моноспектакль)
1974 — Домби и сын — рассказчик
1975 — Шагреневая кожа — Рафаэль
1976 — Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка — Иван Фёдорович Шпонька
1977 — Любовь Яровая — Аркадий Петрович Елисатов
1979 — Василий Тёркин (моноспектакль)
1981 — Эзоп — Ксанф
1983 — Али-Баба и сорок разбойников — Али-Баба
1983—1985 — Золотая рыбка — мистер Долл
1991 — Тени — Клаверов
1996 — Двадцать минут с ангелом
На 2011 год Олег Табаков снялся более чем в 120 фильмах.
Факты
В феврале 2013 года, давая интервью саратовским СМИ, Табаков рассказал, что
фамилия его деда по отцу Кондратия была Утин, но в детские годы Кондратий
был взят на воспитание богатыми крестьянами Табаковыми. «Мой дед был очень
бедным. И богатые крестьяне Табаковы взяли его себе. Моя фамилия должна
быть Утин», — поделился артист. В более раннем интервью Олег Павлович
говорил, что усыновлён Табаковыми был его прадедушка, Иван Иванович
Утин.
Книги
Табаков, О. П. Прикосновение к чуду. — М. : АСТ, Зебра Е, 2008. — 350 с. —
5000 экз. — ISBN 978-5-17-049663-1.
Смелянский, А. М., Табаков, О. П. Моя настоящая жизнь. — Эксмо-Пресс, 2000.
— 493 с. — (Триумф. Золотая коллекция). — 10 000 экз. — ISBN
5-04-005401-7.
Табаков, О. П., Родионова, И. В. Парадокс об актёре. — М. : Центрполиграф,
1999. — 377 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-227-00419-6.