|
|||
|
Марголис Михоэль Наумович (1872-1945)
Из Географического Атласа Т-ва "Просвещение" 1896 год Прадед моей жены Михоэль Марголис (1872-1945), Михаил Наумович, по всей вероятности, родился в Якобштадте, где примерно с 1870-го года его отец, Марголис Нахман Юдел , был раввином, по крайней мере, его младший брат Залман в 1877-м году родился в Якобштадте. По воспоминаниям дочерей жил в Либаве , потом в Двинске - тогда Витебская губерния, сейчас - Латвия. Дочери Михоэля Марголиса Ева и Лия (примерно 1913 год) Из воспоминаний Юрия Борисовича Синкевича , внука Михоэля Марголиса и Хаи-Сары Рапопорт : Несколько слов о деде. Мы, его внуки, практически ничего не знали о его прошлом, как и о прошлом всего клана Марголисов, знали только, что - еврейских родственников- у нас очень много, что дед их всех знал и с большинством поддерживал связи. Среди родственников были, кроме Марголисов, Рапопорты , Круки , Лившицы , Гинзбурги , Мелетинские , Гельгоры , Струнины и др.; большая часть жила в Советском Союзе, а кое- кто, как я узнал после войны, жил за границей, в Палестине (тогда Израиля еще не было), в Адене (тогда протекторате Британии), Австралии и т.д. -Советские- родственники с ними переписывались и марки с писем отдавали мне для коллекции. Так продолжалось до 1947 года, когда официальная переписка почти прекратилась, так как стала опасной. Дед держал в голове многочисленные, даже очень дальние, родственные связи, и достаточно было спросить, а кем нам приходится, например, жена Молотова, как он, подумав и побормотав минуту-другую, отвечал (насколько точно, не знаю; проверить его никто не мог), хотя помнить всех родственников, тем более, говорить об этом было, мягко говоря, небезопасно. Знаю, что в период НЭПа дед пытался заниматься каким-то предпринимательством, но ничего путного из этого не вышло: несколько раз его сажали, но, слава еврейскому богу, ненадолго, и вскоре освобождали; в советское время он работал бухгалтером или что-то вроде того. Дед вроде бы не был религиозным, во всяком случае, разговоров на религиозные темы в семье не велось, и все его дети были неверующими. Но дед регулярно ходил в Малаховскую синагогу , справлял все еврейские праздники (летом на праздники собирались все близкие всех национальностей, в том числе и дети), сам читал на память по праздникам молитвы; у него хранился полный набор молитвенных принадлежностей (куда он потом, после смерти деда, подевался, не знаю). Все дочери деда вышли замуж за -иноверцев-, русских (а Вуля даже за калмыка (буддиста!) Санжи ), сын Зяма (Соломон, "Зюка") женился на русской Надежде Ивановне Крыловой и только Натя (по паспорту - Нахман-Идел ) был женат на еврейке (уже упоминавшейся -Люсе Натиной-, Лие Захаровне , своей двоюродной сестре). Со всеми -инородными- родственниками и -родственниками родственников- у деда были не просто хорошие, а очень хорошие, очень теплые отношения, и все они его искренне любили, - все, не говоря уж о внуках. Смерть деда была для всех неожиданной: он был здоров, ничем не болел и мог бы (и должен был бы) прожить еще долго. Но, видно, бог судил иначе: при возвращении из синагоги домой деда сбила насмерть электричка. В октябре у Зюки родился второй сын, которого в память деда назвали Мишей . Дед похоронен на Еврейском кладбище в Малаховке . См. фото Михоэль Марголис и Хая-Сара Рапопорт
Ссылки:
|