Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Шатов Владимир (Билл) (1887—1943)

См. в Википедии Владимир Сергеевич Шатов

Источник - Википедия

Владимир Сергеевич Шатов (Билл Шатов, 1887—1943) — партийный и советский работник, хозяйственный деятель, 
железнодорожник, наиболее известен как начальник строительства Туркестано-Сибирской 
железной дороги.

Владимир Шатов родился 24 декабря 1887 года в Киеве в еврейской семье. Рано начал работать 
вместе с отцом наборщиком в типографии. Затем поступил в Киевский политехнический институт
со второго курса которого перешёл в коммерческое училище и успешно закончил его. Его юность 
прошла под влиянием революционно настроенных рабочих, он часто выполнял их задания. Будучи 
студентом, принимал участие в работе социал-демократических кружков. Впервые был арестован 
в 1904 году.
В 1907 году эмигрировал в США, где почти десять лет работал наборщиком в типографии Нью-
Йорка. Являлся членом анархо-синдикалистской профсоюзной организации «Индустриальные 
рабочие мира»
. Вернувшись в Петроград в дни февральской революции, Шатов примкнул к 
большевикам, встречался с В. И. Лениным, принимал активное участие в подготовке октябрьского 
переворота. Являлся членом Петроградского ВРК от Союза анархо-синдикалисткой пропаганды.
8 мая 1919 года Шатов, к тому времени член реввоенсовета 7-й армии был назначен начальником 
внутренней обороны Петрограда и, одновременно, членом комитета обороны города. Затем ему 
было доверено командование дивизией, которая сыграла главную роль в разгроме войск 
генерала  Юденича, за что Шатов был награждён орденом Красного Знамени.
После гражданской войны работал в народных комиссариатах внутренних дел, военно-морских 
дел, финансов, путей сообщения, уполномоченным по управлению всеми железными дорогами и 
водными путями Восточной Сибири, военным министром и министром путей сообщения 
на Дальнем Востоке. После возвращения в Москву являлся членом правления Северо-Кавказского 
округа путей сообщения, Промбанка, Главметалла, заместителем председателя Металлоимпорта.

2 марта 1927 года правительство РСФСР приняло постановление о строительстве Туркестано-
Сибирской железной дороги, для чего был организован Комитет содействия строительству 
Турксиба во главе с заместителем председателя Совнаркома Т. Рыскуловым. В его состав вошёл 
и начальник строительства Турксиба Владимир Шатов. На этой должности Шатов получил 
большие полномочия: он мог без согласования сверху распоряжаться кредитом, приобретать 
имущество, набирать технически сотрудников, нанимать рабочую силу, гужевой транспорт, 
взаимодействовать со всеми учреждениями и организациями страны. После первого пленарного 
заседания Комитета содействия строительству Турксиба Шатов выехал на осмотр трассы будущей 
магистрали, останавливался в Кзыл-Орде, Ташкенте, Алма-Ате, Фрунзе, беседовал с 
ответственными работниками на местах.
21 ноября 1927 года на станции Луговая состоялось открытие строительства Турксиба, на котором 
Шатов открыл митинг, огласив поздравительную телеграмму Рыкова, и заколотил один из первых 
костылей. Во время стройки Шатов лично объезжал всю трассу от Луговой до Семипалатинска, 
особое внимание уделяя строительству мостов через все реки. Настоял на введении хозрасчёта 
на стройке, благодаря чему на Турксибе развернулось социалистическое соревнование. Для того, 
чтобы в кратчайшие сроки сдать железную дорогу в эксплуатацию он в сентябре 1929 года издал 
приказ об образовании в составе производственного отдела Турксиба особой службы — части 
пути, начальником которой он назначил М. Тынышпаева. 28 апреля1930 года на станции Айна-
Булак состоялась смычка Северного и Южного участков Тукрсиба, после чего Шатов отправил 
телеграмму в Москву на имяСталина:
Сегодня в 7 часов 6 минут по московскому времени рельсы юга сомкнулись рельсами севера 
на шестьсот сороковым километре от станции Луговая, путь для сквозного движения по 
Турксибу открыт. Начальник постройки Шатов. 
Коллектив строительства Турксиба, а также 10 человек (в их числе Шатов) Постановлением ВЦИК 
и Совнаркома РСФСР были награждены орденами Трудового Красного Знамени.
В ноябре 1930 года Владимир Шатов был назначен начальником Сибжелдорстроя, затем работал 
руководителем Главжелдорстроя, заместителем наркома путей сообщения страны. С марта 1933 
года возглавил строительство железной дороги Москва — Донецк, где работали многие 
турксибовцы. В 1936 году Шатова вновь направили в Казахстан на сооружение железной 
дороги Нельды —Джезказган, которую строили в основном заключённые, «враги народа». Однако 
власти посчитали темпы строительства неудовлетворительными. В 1937 году Владимир Шатов 
был арестован, его увезли в Москву и приговорили к длительному сроку заключения, он умер 
в 1943 году. По другим источникам, 4 октября 1937 года он был приговорён к расстрелу тройкой 
Управления НКВД по Новосибирской области. В 1955 году Владимир Шатов был полностью 
реабилитирован.

Ссылки:

  • ДВР (Дальневосточная республика)
  • Краснощеков Александр Михайлович (1880-1936)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»