Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Ломоносов Ю.В. (1876-1952)

Ломоносов Юрий Владимирович (1876-1952). 5 ноября 1920 года Декретом СНК была учреждена Российская железнодорожная миссия. Ю.В. Ломоносова назначили уполномоченным Совета Народных Комиссаров по железнодорожным заказам за границей. Р.Э. Классон имел много переживаний из-за вынужденного взаимодействия с этим вороватым царским/советским чиновником: <...>На третий день после первого заседания Совета Народных Комиссаров по поводу Гидроторфа нами был представлен список того, что нужно заказать за границей к сезону 1921 года. Этот список с профессором Ю.В. Ломоносовым отправлен за границу. Что сделано по этим спискам за границей, нам пока не известно. Наша полная заявка рассмотрена в импортной комиссии ВСНХ, и все, что нужно к сезону 1921 года, включено в программу. Заказы на днях будут посланы за границу официально. То же, что нужно к сезону 1922 года, пока импортной комиссией в программу не включено (из доклада Гидроторфа председателю Совнаркома 30 декабря 1920 г.). <...>К сожалению, до моего приезда [железнодорожной комиссией, куда проф. Ю.В. Ломоносов лишь через 3 месяца передал заказы Гидроторфа,] ничего не было заказано и было упущено много драгоценного времени даже в тех случаях, когда дело было совер-шенно ясно, никаких сомнений не было, и все же заказы лежали без движения. Об этой совершенно неправильной постановке дела уже писал [зам торгпреда] В.В. Старков, а я доложу устно, вопрос слишком сложен, чтобы о нем можно было писать (из донесения Р.Э. Классона из Берлина зам наркомвнешторга А.М. Лежаве 23 марта 1921 г.). <...>В Русской Торговой делегации меня ждало первое разочарование: оказалось, что кредиты, предоставленные мне Внешторгом для закупок по делам Гидроторфа, прак-тически использовать нельзя, так как Торговой делегацией деньги были истрачены на другие надобности.
Все дело заказов для Гидроторфа, которые 3 ноября п.г. было вручено проф. Ломоносову для предварительных запросов, было им в конце января месяца передано русской железнодорожной Комиссии в Берлине. Эта Комиссия очень добросовестно сделала все запросы, но к моему приезду ровно ничего не заказала по чисто бюрократическим соображениям. Никто не захотел взять на себя инициативу заказать материалы и машины даже тогда, когда никаких сомнений не было и когда вопрос был до последней сте-пени ясен. <...>Аналогичная история повторилась со всеми остальными заказами. <...>Кончилось тем, что я попросил Ю.В. Ломоносова перевести на меня и В.В. Старкова (через личный счет [торгпреда] Стомонякова) три миллиона германских марок с тем, чтобы мы могли непосредственно делать заказы, минуя бюрократический порядок как железнодорожной Комиссии, так и Торговой Делегации. Последние заказы были выданы уже нами обоими непосредственно, и это по-видимому единственный реальный способ работы. Очень обидно сознавать, что мы в несколько дней после моего приезда могли бы выписать все заказы и давно имели бы все машины и аппараты, если бы не были связаны по рукам и по ногам порядками Берлинских Советских учреждений, в которых мы не могли распоряжаться и где нас терпели только из любезности (из доклада Р.Э. Классона председателю Совнаркома 20 мая 1921 г.). Как мы уже видели, Ю.В. Ломоносов, находясь в Берлине, по просьбе Р.Э. Классона легко перебросил миллионы немецких марок с одного счета на другой, т.е. имел полно-мочия на уровне Наркома! 

   Вот его краткий, но яркий "послужной список". Ю.В. Ломоносов при царе дослужился до товарища министра путей сообщения, находился несколько лет в США, возглавляя Русскую миссию путей сообщения и заказывая за границей паровозы и вагоны. В июне 1920 г. В.И. Ульянов-Ленин подписал "Наказ Российской железнодорожной миссии за границей", при этом главе миссии - Ю.В. Ломоносову - специальным мандатом действительно давались все права Наркома. Ю.В. Ломоносов - соучастник аферы по заказу в 1920-21 гг. 1,1 тысячи паровозов в Швеции на 200-300 млн руб., при которой были отпилены налево десятки млн руб. золотом. В анкете за июнь 1921-го он указывал, что жена живет в Стокгольме, сын учится в школе в Англии, замужняя дочь так же живет за границей - в Берлине. Информаторы Ф.Э. Дзержинского докладывали ему о Ю.В. Ломоносове в июле 1921-го: "Много говорят о его шикарном образе жизни в Москве, и еще больше - роскошном за границей". Стал "невозвращенцем" в 1927-м (Иголкин А.А. Ленинский нарком: у истоков советской коррупции).

В целом некоторые серии отечественных паровозов по качеству изготовления и конструкции находились на уровне лучших образцов мирового паровозостроения. Этому способствовали научные разработки, теоретические и экспериментальные исследования, выполненные А. П. Бородиным , Ю. В. Ломоносовым , В. И. Лопушинским , Б. С. Малаховским и другими специалистами в области паровозостроения, получившими признание как в России, так и за рубежом.

В 1913 г. А. И. Липец закончил в Оренбурге разработку проекта тепловоза, начатую совместно с Ю. В. Ломоносовым в Ташкенте. После года согласований МПС выделило в 1914 г. кредиты на постройку двух опытных тепловозов. Однако через несколько недель началась первая мировая война, и кредиты ушли на другие цели.

Ссылки:
1. Трудности Гидроторфа начались с первых шагов
2. Отчет Гидроторфа перед Совнаркомом о работе за декабрь 1920 г.
3. Отчет о заграничной командировке Р.Э. Классона 1921
4. Судьба Склянского, заместителя Троцкого
5. ПАРОВОЗЫ
6. Липец А.И.
7. Лопушинский В.И.
8. НОВЫЕ ИДЕИ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
9. Малаховский Б.С.
10. Бородин А.П. (1848-1898)
11. Гриневецкий В.И.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»