|
|||
|
Ломоносов Ю.В. (1876-1952)
Ломоносов Юрий Владимирович (1876-1952). 5 ноября
1920 года Декретом СНК была учреждена Российская железнодорожная миссия.
Ю.В. Ломоносова назначили уполномоченным Совета Народных Комиссаров по
железнодорожным заказам за границей. Р.Э. Классон имел много переживаний
из-за вынужденного взаимодействия с этим вороватым царским/советским
чиновником: <...>На третий день после первого заседания Совета Народных
Комиссаров по поводу Гидроторфа нами был представлен список того, что нужно
заказать за границей к сезону 1921 года. Этот список с профессором Ю.В.
Ломоносовым отправлен за границу. Что сделано по этим спискам за границей,
нам пока не известно. Наша полная заявка рассмотрена в импортной комиссии
ВСНХ, и все, что нужно к сезону 1921 года, включено в программу. Заказы на
днях будут посланы за границу официально. То же, что нужно к сезону 1922
года, пока импортной комиссией в программу не включено (из доклада
Гидроторфа председателю Совнаркома 30 декабря 1920 г.). <...>К
сожалению, до моего приезда [железнодорожной комиссией, куда проф. Ю.В.
Ломоносов лишь через 3 месяца передал заказы
Гидроторфа,] ничего не было заказано и было
упущено много драгоценного времени даже в тех случаях, когда дело было
совер-шенно ясно, никаких сомнений не было, и все же заказы лежали без
движения. Об этой совершенно неправильной постановке дела уже писал [зам
торгпреда] В.В. Старков, а я доложу устно, вопрос слишком сложен, чтобы о
нем можно было писать (из донесения Р.Э. Классона из Берлина зам
наркомвнешторга А.М. Лежаве 23 марта 1921 г.). <...>В Русской Торговой
делегации меня ждало первое разочарование: оказалось, что кредиты,
предоставленные мне Внешторгом для закупок по делам Гидроторфа,
прак-тически использовать нельзя, так как Торговой делегацией деньги были
истрачены на другие надобности. Вот его краткий, но яркий "послужной список". Ю.В.
Ломоносов при царе дослужился до товарища министра путей сообщения,
находился несколько лет в США, возглавляя Русскую миссию путей сообщения и
заказывая за границей паровозы и вагоны. В июне 1920 г. В.И. Ульянов-Ленин
подписал "Наказ Российской железнодорожной миссии за границей", при этом
главе миссии - Ю.В. Ломоносову - специальным мандатом действительно
давались все права Наркома. Ю.В. Ломоносов - соучастник аферы по заказу в
1920-21 гг. 1,1 тысячи паровозов в
Швеции на 200-300 млн руб., при
которой были отпилены налево десятки млн руб. золотом. В анкете за июнь
1921-го он указывал, что жена живет в Стокгольме, сын учится в школе в
Англии, замужняя дочь так же живет за границей - в Берлине. Информаторы
Ф.Э. Дзержинского докладывали ему о Ю.В. Ломоносове в июле 1921-го: "Много
говорят о его шикарном образе жизни в Москве, и еще больше - роскошном за
границей". Стал "невозвращенцем" в 1927-м (Иголкин А.А. Ленинский нарком: у
истоков советской коррупции).
В целом некоторые серии отечественных паровозов по качеству изготовления и конструкции находились на уровне лучших образцов мирового паровозостроения. Этому способствовали научные разработки, теоретические и экспериментальные исследования, выполненные А. П. Бородиным , Ю. В. Ломоносовым , В. И. Лопушинским , Б. С. Малаховским и другими специалистами в области паровозостроения, получившими признание как в России, так и за рубежом.
В 1913 г. А. И. Липец закончил в Оренбурге разработку проекта тепловоза, начатую совместно с Ю. В. Ломоносовым в Ташкенте. После года согласований МПС выделило в 1914 г. кредиты на постройку двух опытных тепловозов. Однако через несколько недель началась первая мировая война, и кредиты ушли на другие цели.
Ссылки:
|