Ломоносов Юрий Владимирович (1876-1952). 5 ноября
1920 года Декретом СНК была учреждена Российская железнодорожная миссия.
Ю.В. Ломоносова назначили уполномоченным Совета Народных Комиссаров по
железнодорожным заказам за границей. Р.Э. Классон имел много переживаний
из-за вынужденного взаимодействия с этим вороватым царским/советским
чиновником: <...>На третий день после первого заседания Совета Народных
Комиссаров по поводу Гидроторфа нами был представлен список того, что нужно
заказать за границей к сезону 1921 года. Этот список с профессором Ю.В.
Ломоносовым отправлен за границу. Что сделано по этим спискам за границей,
нам пока не известно. Наша полная заявка рассмотрена в импортной комиссии
ВСНХ, и все, что нужно к сезону 1921 года, включено в программу. Заказы на
днях будут посланы за границу официально. То же, что нужно к сезону 1922
года, пока импортной комиссией в программу не включено (из доклада
Гидроторфа председателю Совнаркома 30 декабря 1920 г.). <...>К
сожалению, до моего приезда [железнодорожной комиссией, куда проф. Ю.В.
Ломоносов лишь через 3 месяца передал заказы
Гидроторфа,] ничего не было заказано и было
упущено много драгоценного времени даже в тех случаях, когда дело было
совер-шенно ясно, никаких сомнений не было, и все же заказы лежали без
движения. Об этой совершенно неправильной постановке дела уже писал [зам
торгпреда] В.В. Старков, а я доложу устно, вопрос слишком сложен, чтобы о
нем можно было писать (из донесения Р.Э. Классона из Берлина зам
наркомвнешторга А.М. Лежаве 23 марта 1921 г.). <...>В Русской Торговой
делегации меня ждало первое разочарование: оказалось, что кредиты,
предоставленные мне Внешторгом для закупок по делам Гидроторфа,
прак-тически использовать нельзя, так как Торговой делегацией деньги были
истрачены на другие надобности.
Все дело заказов для Гидроторфа, которые 3 ноября п.г. было вручено проф.
Ломоносову для предварительных запросов, было им в конце января месяца
передано русской железнодорожной Комиссии в Берлине. Эта Комиссия очень
добросовестно сделала все запросы, но к моему приезду ровно ничего не
заказала по чисто бюрократическим соображениям. Никто не захотел взять на
себя инициативу заказать материалы и машины даже тогда, когда никаких
сомнений не было и когда вопрос был до последней сте-пени ясен.
<...>Аналогичная история повторилась со всеми остальными заказами.
<...>Кончилось тем, что я попросил Ю.В. Ломоносова перевести на меня и
В.В. Старкова (через личный счет [торгпреда] Стомонякова) три миллиона
германских марок с тем, чтобы мы могли непосредственно делать заказы, минуя
бюрократический порядок как железнодорожной Комиссии, так и Торговой
Делегации. Последние заказы были выданы уже нами обоими непосредственно, и
это по-видимому единственный реальный способ работы. Очень обидно
сознавать, что мы в несколько дней после моего приезда могли бы выписать
все заказы и давно имели бы все машины и аппараты, если бы не были связаны
по рукам и по ногам порядками Берлинских Советских учреждений, в которых мы
не могли распоряжаться и где нас терпели только из любезности (из доклада
Р.Э. Классона председателю Совнаркома 20 мая 1921 г.). Как мы уже видели,
Ю.В. Ломоносов, находясь в Берлине, по просьбе Р.Э. Классона легко
перебросил миллионы немецких марок с одного счета на другой, т.е. имел
полно-мочия на уровне Наркома!
Вот его краткий, но яркий "послужной список". Ю.В.
Ломоносов при царе дослужился до товарища министра путей сообщения,
находился несколько лет в США, возглавляя Русскую миссию путей сообщения и
заказывая за границей паровозы и вагоны. В июне 1920 г. В.И. Ульянов-Ленин
подписал "Наказ Российской железнодорожной миссии за границей", при этом
главе миссии - Ю.В. Ломоносову - специальным мандатом действительно
давались все права Наркома. Ю.В. Ломоносов - соучастник аферы по заказу в
1920-21 гг. 1,1 тысячи паровозов в
Швеции на 200-300 млн руб., при
которой были отпилены налево десятки млн руб. золотом. В анкете за июнь
1921-го он указывал, что жена живет в Стокгольме, сын учится в школе в
Англии, замужняя дочь так же живет за границей - в Берлине. Информаторы
Ф.Э. Дзержинского докладывали ему о Ю.В. Ломоносове в июле 1921-го: "Много
говорят о его шикарном образе жизни в Москве, и еще больше - роскошном за
границей". Стал "невозвращенцем" в 1927-м (Иголкин А.А. Ленинский нарком: у
истоков советской коррупции).
В целом некоторые серии отечественных паровозов по качеству изготовления и
конструкции находились на уровне лучших образцов мирового паровозостроения.
Этому способствовали научные разработки, теоретические и экспериментальные
исследования, выполненные
А. П. Бородиным
,
Ю. В. Ломоносовым
,
В. И. Лопушинским
,
Б. С. Малаховским
и другими специалистами в области паровозостроения, получившими признание
как в России, так и за рубежом.
В 1913 г.
А. И. Липец
закончил в Оренбурге разработку проекта тепловоза, начатую совместно с
Ю. В. Ломоносовым
в Ташкенте. После года согласований МПС выделило в 1914 г. кредиты на
постройку двух опытных тепловозов. Однако через несколько недель началась
первая мировая война, и кредиты ушли на другие цели.