Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Ломоносов Ю.В. (1876-1952)

Ломоносов Юрий Владимирович (1876-1952). 5 ноября 1920 года Декретом СНК была учреждена Российская железнодорожная миссия. Ю.В. Ломоносова назначили уполномоченным Совета Народных Комиссаров по железнодорожным заказам за границей. Р.Э. Классон имел много переживаний из-за вынужденного взаимодействия с этим вороватым царским/советским чиновником: <...>На третий день после первого заседания Совета Народных Комиссаров по поводу Гидроторфа нами был представлен список того, что нужно заказать за границей к сезону 1921 года. Этот список с профессором Ю.В. Ломоносовым отправлен за границу. Что сделано по этим спискам за границей, нам пока не известно. Наша полная заявка рассмотрена в импортной комиссии ВСНХ, и все, что нужно к сезону 1921 года, включено в программу. Заказы на днях будут посланы за границу официально. То же, что нужно к сезону 1922 года, пока импортной комиссией в программу не включено (из доклада Гидроторфа председателю Совнаркома 30 декабря 1920 г.). <...>К сожалению, до моего приезда [железнодорожной комиссией, куда проф. Ю.В. Ломоносов лишь через 3 месяца передал заказы Гидроторфа,] ничего не было заказано и было упущено много драгоценного времени даже в тех случаях, когда дело было совер-шенно ясно, никаких сомнений не было, и все же заказы лежали без движения. Об этой совершенно неправильной постановке дела уже писал [зам торгпреда] В.В. Старков, а я доложу устно, вопрос слишком сложен, чтобы о нем можно было писать (из донесения Р.Э. Классона из Берлина зам наркомвнешторга А.М. Лежаве 23 марта 1921 г.). <...>В Русской Торговой делегации меня ждало первое разочарование: оказалось, что кредиты, предоставленные мне Внешторгом для закупок по делам Гидроторфа, прак-тически использовать нельзя, так как Торговой делегацией деньги были истрачены на другие надобности.
Все дело заказов для Гидроторфа, которые 3 ноября п.г. было вручено проф. Ломоносову для предварительных запросов, было им в конце января месяца передано русской железнодорожной Комиссии в Берлине. Эта Комиссия очень добросовестно сделала все запросы, но к моему приезду ровно ничего не заказала по чисто бюрократическим соображениям. Никто не захотел взять на себя инициативу заказать материалы и машины даже тогда, когда никаких сомнений не было и когда вопрос был до последней сте-пени ясен. <...>Аналогичная история повторилась со всеми остальными заказами. <...>Кончилось тем, что я попросил Ю.В. Ломоносова перевести на меня и В.В. Старкова (через личный счет [торгпреда] Стомонякова) три миллиона германских марок с тем, чтобы мы могли непосредственно делать заказы, минуя бюрократический порядок как железнодорожной Комиссии, так и Торговой Делегации. Последние заказы были выданы уже нами обоими непосредственно, и это по-видимому единственный реальный способ работы. Очень обидно сознавать, что мы в несколько дней после моего приезда могли бы выписать все заказы и давно имели бы все машины и аппараты, если бы не были связаны по рукам и по ногам порядками Берлинских Советских учреждений, в которых мы не могли распоряжаться и где нас терпели только из любезности (из доклада Р.Э. Классона председателю Совнаркома 20 мая 1921 г.). Как мы уже видели, Ю.В. Ломоносов, находясь в Берлине, по просьбе Р.Э. Классона легко перебросил миллионы немецких марок с одного счета на другой, т.е. имел полно-мочия на уровне Наркома! 

   Вот его краткий, но яркий "послужной список". Ю.В. Ломоносов при царе дослужился до товарища министра путей сообщения, находился несколько лет в США, возглавляя Русскую миссию путей сообщения и заказывая за границей паровозы и вагоны. В июне 1920 г. В.И. Ульянов-Ленин подписал "Наказ Российской железнодорожной миссии за границей", при этом главе миссии - Ю.В. Ломоносову - специальным мандатом действительно давались все права Наркома. Ю.В. Ломоносов - соучастник аферы по заказу в 1920-21 гг. 1,1 тысячи паровозов в Швеции на 200-300 млн руб., при которой были отпилены налево десятки млн руб. золотом. В анкете за июнь 1921-го он указывал, что жена живет в Стокгольме, сын учится в школе в Англии, замужняя дочь так же живет за границей - в Берлине. Информаторы Ф.Э. Дзержинского докладывали ему о Ю.В. Ломоносове в июле 1921-го: "Много говорят о его шикарном образе жизни в Москве, и еще больше - роскошном за границей". Стал "невозвращенцем" в 1927-м (Иголкин А.А. Ленинский нарком: у истоков советской коррупции).

В целом некоторые серии отечественных паровозов по качеству изготовления и конструкции находились на уровне лучших образцов мирового паровозостроения. Этому способствовали научные разработки, теоретические и экспериментальные исследования, выполненные А. П. Бородиным , Ю. В. Ломоносовым , В. И. Лопушинским , Б. С. Малаховским и другими специалистами в области паровозостроения, получившими признание как в России, так и за рубежом.

В 1913 г. А. И. Липец закончил в Оренбурге разработку проекта тепловоза, начатую совместно с Ю. В. Ломоносовым в Ташкенте. После года согласований МПС выделило в 1914 г. кредиты на постройку двух опытных тепловозов. Однако через несколько недель началась первая мировая война, и кредиты ушли на другие цели.

Ссылки:

  • Отчет о заграничной командировке Р.Э. Классона 1921
  • Отчет Гидроторфа перед Совнаркомом о работе за декабрь 1920 г.
  • Трудности Гидроторфа начались с первых шагов
  • Судьба Склянского, заместителя Троцкого
  • Гриневецкий В.И.
  • ПАРОВОЗЫ
  • НОВЫЕ ИДЕИ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»