Коккинаки Владимир Константинович - лётчик-испытатель
ОКБ С.В. Ильюшина.
Родился 12 (25) июня 1904 года в городе Новороссийск ныне Краснодарского
края. Русский (из обрусевших греков). Старший брат Героя Советского Союза
Константина Константиновича Коккинаки. В 1921 году окончил 3 класса
начальной школы. Работал колхозником на виноградных плантациях, матросом и
грузчиком в порту.
В армии с декабря 1925 года. До июля 1927 года служил в пехоте. В 1928 году
окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 году -
Борисоглебскую военную авиационную
школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (Московский военный
округ). В апреле-декабре 1931 года - лётчик-инструктор Ленинградской
военно-теоретической школы ВВС.
В 1932-1935 годах - лётчик-испытатель
Научно-испытательного института ВВС, провёл государственные испытания
ряда самолётов-истребителей. В 1935-1964 годах - старший лётчик-испытатель
ОКБ С.В. Ильюшина. Поднял в небо и
провёл испытания всех самолётов ОКБ, выпущенных в эти годы - штурмовиков
Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46,
Ил-54; пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных
модификаций.
21 ноября 1935 года на самолёте И-15 достиг высоты 14.575 метров
(неофициальный мировой рекорд), 20 апреля 1936 года впервые в стране
выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолёте (ЦКБ-26).
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм
лётчику-испытателю Коккинаки Владимиру Константиновичу 17 июля 1938 года
присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. 4 ноября
1939 года ему была вручена медаль "Золотая Звезда"
N 77.
28-29 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ-30 "Москва" (штурман -
М.Х.Гордиенко) совершил беспосадочный перелёт
беспосадочный перелёт по маршруту Москва -
Новгород - Хельсинки - Тронхейм - остров Исландия - мыс Фарвель (южная
оконечность Гренландии) - США
(остров Мискоу) протяжённостью 6.516 километров по прямой. С 1959 года
этот маршрут используется для регулярных беспосадочных перелётов из Москвы
в Нью-Йорк и обратно. В 1965 году решением Международной Авиатранспортной
ассоциации (IККA) В.К.Коккинаки награждён бриллиантовым ожерельем "Цепь
пионера розы ветров" как первопроходец кратчайшего авиационного пути между
Европой и Америкой.
В годы Великой Отечественной войны совмещал работу лётчика-испытателя,
начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности
(1943-1947) и начальника лётно-испытательной службы авиационной
промышленности.
Установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936-1937 годах - 7 рекордов
скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26; в 1958-1960 годах - 13
рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники,
генерал-майор авиации Коккинаки Владимир Константинович Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 17 сентября 1957 года награждён второй медалью
"Золотая Звезда"
(N179).
С января 1966 года генерал-майор авиации В.К. Коккинаки - в запасе. После
ухода с лётной работы продолжал трудиться в ОКБ С.В. Ильюшина
инженером-методистом, с 1968 года - ответственный представитель
Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.